logo search
Региональная экономика / Кн

Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ

В настоящее время основу правового регулирования реорганизации акционерных обществ составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряд других нормативных актов Российской Федерации. 1

Статья 104 Гражданского кодекса Российской Федерации посвящена вопросам реорганизации и ликвидации акционерного общества. Данной нормой предусмотрено, что акционерное общество может быть реорганизовано по решению общего собрания акционеров, иные основания и порядок реорганизации определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Статьей 16 Федерального Закона «Об акционерных обществах» регулируется порядок реорганизации акционерных обществ посредством слияния. Под слиянием понимается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.

В статье 17 Федерального закона «Об акционерных обществах» регламентирован порядок реорганизации акционерного общества посредством присоединения. Присоединением акционерного общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Помимо указанных статей Федерального Закона «Об акционерных обществах», к слиянию и присоединению применяются как общие положения о реорганизации (статья 15 Федерального Закона «Об акционерных обществах»), так и другие положения Федерального Закона «Об акционерных обществах», относящиеся к правам акционеров, порядку созыва и проведения общих собраний акционеров, заседаний совета директоров и т. д.2

Анализируя общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в области реорганизации хозяйственных обществ различных форм, можно сделать вывод о возможности осуществления реорганизации в форме слияния и присоединения, в результате которой изменяется организационно-правовая форма предприятия.

Дальнейшая деятельность вновь созданного посредством реорганизации хозяйственного общества обеспечивается с помощью института универсального правопреемства.

Реорганизуемое акционерное общество в правоотношениях, возникших до реорганизации, является и кредитором, и должником и выбывает из правоотношения и как кредитор, и как должник.

Относительная независимость гражданских правоотношений от смены их субъектов обеспечивается переходом прав и обязанностей к хозяйственным обществам, продолжающим их деятельность.

Переход прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику), заменяющему его в правоотношении, называется правопреемством.1

Приобретение правопреемником субъективных прав и гражданско-правовых обязанностей в порядке правопреемства принято называть производным2 и транслятивным, то есть переносящим права и обязанности.3

При производном правопреемстве права и обязанности переносятся от правопредшественника к правопреемнику, а не возникают вновь.

Обычно различают универсальное (общее) и сингулярное (частное) правопреемство.1 Критерий их разграничения заключается в объеме передаваемых прав и обязанностей.

При универсальном правопреемстве имущество лица как совокупность прав и обязанностей, которые ему принадлежат, переходит к правопреемнику или правопреемникам как единое целое, причем в этой совокупности единым актом переходят все отдельные права и обязанности, принадлежащие на момент правопреемства праводателю, независимо от того, выявлены ли они к этому моменту или нет.2

Сингулярное правопреемство в обязательстве может быть в отдельном праве требования или в отдельной гражданско-правовой обязанности, а также касаться отдельных групп гражданских прав или обязанностей. Сингулярное правопреемство может охватывать определенную совокупность прав и обязанностей, вместе взятых.3

В процессе реорганизации хозяйственного общества важное значение имеет соблюдение интересов правопреемников и кредиторов реорганизованного хозяйственного общества.

Основным правовым последствием слияния и присоединения является универсальное правопреемство. В процессе слияния все права передающих обществ переходят к вновь возникшему акционерному обществу.4 При присоединении все права и обязанности одного или нескольких присоединяющихся обществ переходят к принимающему обществу.5

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона «Об акционерных обществах» при слиянии акционерное общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших хозяйственных обществ.

В отношении реорганизации в форме присоединения Федеральный закон «Об акционерных обществах» указывает следующее: «При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества».

Реорганизация предприятия наступает в момент возникновения хозяйственного общества или, соответственно, прекращения присоединяющегося общества, таким образом, исключается возможность существования хозяйственного общества без имущественной базы.1

Анализируя действующее законодательство в сфере реорганизации хозяйствующего субъекта, следует отметить, что в настоящее время акционерные общества – наиболее распространенная форма коммерческих организаций, таким образом, их правовое регулирование имеет большое значение. Однако, в настоящее время отсутствует единый конкретный механизм правового регулирования хозяйственных обществ в форме слияния и присоединения. Существующая обширная правовая база, основанная на положениях различных, зачастую, противоречащих друг другу нормативно-правовых актов, значительно затрудняет процедуру проведения реорганизации предприятия. На основании этого, представляется целесообразным провести реформирование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ посредством принятия специального федерального закона и конкретизирующих его подзаконных актов. Постановление Правительства РФ «Порядок проведения процедур слияния, присоединения, выделения, разделения и преобразования позволит снизить остроту конфликтных ситуаций по оспариванию реорганизации или отказа регистрирующих органов в регистрации хозяйственного общества, образованного вследствие проведения процедуры реорганизации, а также повысить эффективность правоприменительной деятельности.2

Процедура реорганизации акционерного общества, как его преобразователь, всегда затрагивает права и законные интересы всех имеющих к нему отношение лиц – акционеров, кредиторов, работников акционерного общества. Поэтому нормы о реорганизации должны детально регулировать процедуру реорганизации и в максимальной степени обеспечивать защиту указанных лиц.1