Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
В настоящее время основу правового регулирования реорганизации акционерных обществ составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряд других нормативных актов Российской Федерации. 1
Статья 104 Гражданского кодекса Российской Федерации посвящена вопросам реорганизации и ликвидации акционерного общества. Данной нормой предусмотрено, что акционерное общество может быть реорганизовано по решению общего собрания акционеров, иные основания и порядок реорганизации определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
Статьей 16 Федерального Закона «Об акционерных обществах» регулируется порядок реорганизации акционерных обществ посредством слияния. Под слиянием понимается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
В статье 17 Федерального закона «Об акционерных обществах» регламентирован порядок реорганизации акционерного общества посредством присоединения. Присоединением акционерного общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Помимо указанных статей Федерального Закона «Об акционерных обществах», к слиянию и присоединению применяются как общие положения о реорганизации (статья 15 Федерального Закона «Об акционерных обществах»), так и другие положения Федерального Закона «Об акционерных обществах», относящиеся к правам акционеров, порядку созыва и проведения общих собраний акционеров, заседаний совета директоров и т. д.2
Анализируя общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в области реорганизации хозяйственных обществ различных форм, можно сделать вывод о возможности осуществления реорганизации в форме слияния и присоединения, в результате которой изменяется организационно-правовая форма предприятия.
Дальнейшая деятельность вновь созданного посредством реорганизации хозяйственного общества обеспечивается с помощью института универсального правопреемства.
Реорганизуемое акционерное общество в правоотношениях, возникших до реорганизации, является и кредитором, и должником и выбывает из правоотношения и как кредитор, и как должник.
Относительная независимость гражданских правоотношений от смены их субъектов обеспечивается переходом прав и обязанностей к хозяйственным обществам, продолжающим их деятельность.
Переход прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику), заменяющему его в правоотношении, называется правопреемством.1
Приобретение правопреемником субъективных прав и гражданско-правовых обязанностей в порядке правопреемства принято называть производным2 и транслятивным, то есть переносящим права и обязанности.3
При производном правопреемстве права и обязанности переносятся от правопредшественника к правопреемнику, а не возникают вновь.
Обычно различают универсальное (общее) и сингулярное (частное) правопреемство.1 Критерий их разграничения заключается в объеме передаваемых прав и обязанностей.
При универсальном правопреемстве имущество лица как совокупность прав и обязанностей, которые ему принадлежат, переходит к правопреемнику или правопреемникам как единое целое, причем в этой совокупности единым актом переходят все отдельные права и обязанности, принадлежащие на момент правопреемства праводателю, независимо от того, выявлены ли они к этому моменту или нет.2
Сингулярное правопреемство в обязательстве может быть в отдельном праве требования или в отдельной гражданско-правовой обязанности, а также касаться отдельных групп гражданских прав или обязанностей. Сингулярное правопреемство может охватывать определенную совокупность прав и обязанностей, вместе взятых.3
В процессе реорганизации хозяйственного общества важное значение имеет соблюдение интересов правопреемников и кредиторов реорганизованного хозяйственного общества.
Основным правовым последствием слияния и присоединения является универсальное правопреемство. В процессе слияния все права передающих обществ переходят к вновь возникшему акционерному обществу.4 При присоединении все права и обязанности одного или нескольких присоединяющихся обществ переходят к принимающему обществу.5
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона «Об акционерных обществах» при слиянии акционерное общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших хозяйственных обществ.
В отношении реорганизации в форме присоединения Федеральный закон «Об акционерных обществах» указывает следующее: «При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества».
Реорганизация предприятия наступает в момент возникновения хозяйственного общества или, соответственно, прекращения присоединяющегося общества, таким образом, исключается возможность существования хозяйственного общества без имущественной базы.1
Анализируя действующее законодательство в сфере реорганизации хозяйствующего субъекта, следует отметить, что в настоящее время акционерные общества – наиболее распространенная форма коммерческих организаций, таким образом, их правовое регулирование имеет большое значение. Однако, в настоящее время отсутствует единый конкретный механизм правового регулирования хозяйственных обществ в форме слияния и присоединения. Существующая обширная правовая база, основанная на положениях различных, зачастую, противоречащих друг другу нормативно-правовых актов, значительно затрудняет процедуру проведения реорганизации предприятия. На основании этого, представляется целесообразным провести реформирование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ посредством принятия специального федерального закона и конкретизирующих его подзаконных актов. Постановление Правительства РФ «Порядок проведения процедур слияния, присоединения, выделения, разделения и преобразования позволит снизить остроту конфликтных ситуаций по оспариванию реорганизации или отказа регистрирующих органов в регистрации хозяйственного общества, образованного вследствие проведения процедуры реорганизации, а также повысить эффективность правоприменительной деятельности.2
Процедура реорганизации акционерного общества, как его преобразователь, всегда затрагивает права и законные интересы всех имеющих к нему отношение лиц – акционеров, кредиторов, работников акционерного общества. Поэтому нормы о реорганизации должны детально регулировать процедуру реорганизации и в максимальной степени обеспечивать защиту указанных лиц.1
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml