Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
ЕС является основным торгово-экономическим партнером России, а также наиболее мощно развивающейся мировой интеграционной группировкой1. Успех законодателей ЕС безусловен в вопросах регулирования слияния и поглощения компаний, поэтому исследование современных тенденций и закономерностей в данной области логично на примере гармонизации и унификации права ЕС. При исследовании данной проблемы становится очевидным, что механизмы унификации и гармонизации корпоративного регулирования в состоянии учесть экономические и политические угрозы для страны и предотвратить конфликт интересов вытекающих из деятельности хозяйствующих субъектов в условиях экономической интеграции2.
Кроме того, в российском законодательстве о компаниях общие традиции европейского континентального права остаются доминирующими, что обусловливает и близость акционерного права России к стандартам актов ЕС по формальным критериям, отраженным в Регламентах и Директивах Совета ЕС. Исследование унифицированных норм ЕС в целях совершенствования российского корпоративного регулирования становится тем более актуальным, чем большую поддержку получает идея о целесообразности формирования «единого европейского экономического пространства».
Таким образом, правовой механизм, разработанный в ЕС в данной сфере, представляет несомненный интерес для России по причине ее ориентированности на динамичное проведение рыночных реформ и устремленности ко все более тесной интеграции с мировым экономическим сообществом.
Действующее законодательство РФ определяет только пять форм реорганизации предприятия – слияние, выделение, присоединение, разделение и преобразование. В современной корпоративной практике ЕС принято выделять значительно большее количество типов реорганизации компаний в форме слияния и поглощения1.
В зависимости от характера интеграции компаний в странах ЕС принято выделять следующие виды слияния компаний:
– горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
– вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, то есть расширение компанией-покупателем своей деятельности, либо на предыдущие производственные стадии – вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя;
- родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары;
– конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, то есть слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в таких объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе2.
В свою очередь, можно выделить три разновидности конгломератных слияний:
– слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers3), то есть соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи;
– слияния с расширением рынка (market extension mergers1), то есть приобретение дополнительных каналов реализации продукции;
– чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности2.
В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании в странах ЕС можно выделить:
– дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (компании-«цели») компаний поддерживают данную сделку;
– враждебные слияния (поглощения) – слияния и поглощения, при которых руководящий состав (компании-«цели») не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против компании-«цели» с целью ее поглощения3.
В зависимости от способа объединения потенциала выделяют:
– корпоративные альянсы – объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно;
– корпорации – этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм4.
В российском законодательстве, по сравнению с правом стран ЕС, мало разработаны правовые аспекты слияний и поглощений. В связи с этим представляется оправданным введение в российское законодательство, по примеру права стран-членов ЕС, дополнительных форм реорганизации хозяйственных обществ. Использование этого могло бы способствовать эффективности развития российского бизнеса5.
Следует отметить, что в большинстве стран ЕС под слиянием понимается операция, которая влечет за собой универсальное правопреемство в отношении дел и имущества сливающихся компаний, то есть их реорганизацию без ликвидации1. Распространены два вида юридических слияний: поглощение и гораздо реже – образование новой компании2.
Анализ законодательства ряда стран ЕС показывает, что наиболее четко концепция универсального правопреемства выражена в праве Германии3. Указанные виды слияний разрешены между акционерными обществами и между акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. Однако общество с ограниченной ответственностью не может поглотить акционерное общество. Следует отметить, что данное правило аналогично запрету проведения в нашей стране процедуры «смешанной» реорганизации, когда одна организационно-правовая форма сливается с другой организационно-правовой формой, в результате чего образуется третья организационно-правовая форма. Положения о запрете проведения «смешанной» реорганизации повторяются и в праве Бельгии. В этой стране слияния разрешаются лишь между компаниями одинаковых типов, и для их проведения требуется согласие общих собраний акционеров сливающихся компаний4.
В отличие от отсутствия четкого законодательного закрепления в России обязанности заключения «договора о слиянии» или «договора о присоединении» в германском законодательстве четко определен порядок подготовки договора о слиянии, который заверяется в судебном или нотариальном порядке.
По сравнению с отечественным законодательством в праве Германии содержатся более детальные положения, согласно которым слияние должно быть одобрено общими собраниями акционеров участвующих компаний, большинством, представляющим три четверти капитала. Договор о слиянии, решение общих собраний акционеров сливающихся компаний и баланс поглощенной компании, подготовленный за шесть месяцев до даты слияния, заносятся в торговый реестр по местонахождению компаний. С этого момента указанные документы приобретают конститутивный характер1.
После внесения в реестр имущество поглощенной компании в соответствии с правом Германии вместе с долгами переходит к поглотившей. Однако кредиторы поглощенной компании имеют право в течение шести месяцев с даты слияния требовать удовлетворения своих претензий. В слиянии могут участвовать несколько компаний. Защита интересов кредиторов, в первую очередь поглощенной компании, гарантируется в судебном порядке2. Целесообразно перенять положения германского законодательства в области прав кредиторов об истребовании в судебном порядке в течение шести месяцев удовлетворения своих требований3.
Следует отметить, что в настоящее время практически все страны ЕС восприняли концепцию слияния как универсальное правопреемство без ликвидации. Исключения составляют лишь Бельгия и Дания4. В доктрине и судебной практике Бельгии вопрос решается по-разному. Если доктрина настаивает на трактовке слияния как универсальной операции без ликвидации, то практика придерживается принципа, согласно которому кредиторы поглощаемой компании имеют право требовать ее предварительной ликвидации и выплаты всех долгов. В Дании слияние акционерных обществ формально осуществляется без ликвидации. Но активы поглощаемой компании в течение шести месяцев не передаются поглотившей и управляются отдельно в том случае, если кредиторы не согласны на слияние или не получили гарантий в отношении долговых обязательств5.
Таким образом, в странах ЕС при слиянии закрепляется концепция продолжения поглощенной компании в поглотившей или всех компаний-участниц в новой, рожденной слиянием. Однако следует отметить, что порядок осуществления и последствия внутренних слияний для акционеров и кредиторов компаний, участвующих в слиянии, в каждой стране ЕС отличаются друг от друга.
В Германии и Франции требуется заключение контрактов о слиянии, а в Италии – нет. По итальянскому законодательству при несогласии акционеры могут воспрепятствовать слиянию, если при этом меняются цели одной из компаний, а в Великобритании и Ирландии – нет1.
Особенностью слияний компаний по французскому праву является значительное увеличение состава руководящих органов новой компании. Такой порядок не предусмотрен законодательствами других стран ЕС 2.
В Нидерландах слияние компаний осуществляется под контролем социально-экономического совета, в который входят представители правительства, предпринимателей и профсоюзов. Особое внимание совет обращает на соблюдение норм об участии рабочих в управлении компаний. В Великобритании, Франции, Италии слияния и поглощения крупных компаний требуют разрешения со стороны правительственных органов3.
В странах ЕС по-разному решается проблема гарантий прав и интересов кредиторов, акционеров и третьих лиц, возникающая в связи со слияниями.
Думается, что в российское законодательство в области реорганизации предприятий необходимо внести ряд существенных изменений, которые позволят улучшить отношение субъектов предпринимательского права к проведению процедур слияния и поглощения хозяйственных обществ.
Так, на примере германского и французского законодательства целесообразно законодательно закрепить положение о том, что предприятия, участвующие в реорганизации, должны подготовить и согласовать все условия реорганизации, которые закрепляются подписанием договора о слиянии или присоединении4.
С целью определения рыночной стоимости акций реорганизуемого предприятия, а также с целью защиты прав и законных интересов его акционеров должна быть проведена независимая оценка акций реорганизуемого предприятия для выкупа предприятием у акционеров, принадлежащих им акций. Для достижения указанной цели, необходимо главу II ФЗ «Об акционерных обществах» дополнить статей, в которой обязать руководство реорганизуемого хозяйственного общества проводить независимую оценку акций1. Более того, представляется необходимым законодательно закрепить право всех акционеров, как мажоритарных, так и миноритарных участвовать в выборе оценщика.
Детально должен быть проанализирован состав кредиторской задолженности и определена готовность предприятия к удовлетворению возможных требований кредиторов в соответствии со статьей 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Должны быть проведены переговоры с основными кредиторами реорганизуемого предприятия с целью разъяснения им мотивов проведения реорганизации и представления последним доказательств того, что планируемая реорганизация предприятия никак не скажется на исполнении предприятием своих обязательств перед кредиторами.
Также по аналогии с германским законодательством перед началом проведения процедуры реорганизации должна быть приведена в порядок вся налоговая документация предприятия и должны быть улажены все вопросы, связанные с налоговыми обязательствами общества. Этим предприятие обезопасит себя от привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьями 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации при реорганизации налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку, в том числе проверку, предметом которой являются налоги за проверенный налоговый период2.
Кроме того, по примеру германского законодательства целесообразно обязательное заключение реорганизационного договора. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» при реорганизации хозяйственного общества между предприятиями, участвующими в реорганизации, должен быть заключен реорганизационный договор3.
Следует отметить, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат отдельных положений о реорганизуемом договоре, указывая только на то, что в соответствии с требованиями статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация хозяйственного общества производится по решению его учредителей.
В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации предприятия в форме слияния или присоединения все права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникающему предприятию посредством составления передаточного акта.
В Федеральном законе «Об акционерных обществах», однако, существуют такие понятия как «договор о слиянии» и «договор о присоединении». Правовая природа такого договора законодателем не определена.
Что касается содержания договоров о слиянии или присоединении, то в него принято включать следующие положения: во-первых, организационные вопросы создания нового предприятия, во-вторых, условия, на которых происходит процедура реорганизации предприятия посредством слияния или присоединения; в-третьих, отношения, касающиеся процедуры обмена акций акционеров реорганизуемого предприятия на акции вновь создаваемого1.
Можно с уверенностью сказать, что перечень указанных вопросов, включаемых в текст договора о слиянии или присоединении, должен быть расширен перечнем, касающимся вопросов защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц, а именно кредиторов и акционеров реорганизуемого предприятия. Включение указанных положений в текст договора позволит избежать целого ряда конфликтных ситуаций, при которых процесс реорганизации предприятия может проходить со значительными осложнениями.
Так, например, если в текст договора о реорганизации предприятия посредством слияния или присоединения будут включены вопросы, касающиеся исполнения долговых обязательств перед кредиторами реорганизуемого предприятия вновь создаваемым предприятием, то нежелательного для реорганизуемого предприятия требования кредиторов о досрочном исполнении или прекращении с возмещением убытков обязательств можно будет избежать.
Законодателю следует внести в Федеральный закон «Об акционерных обществах» положения, которыми бы регулировался порядок заключения, форма и содержание договоров о слиянии и присоединении, с обязательным внесением в них положений, которыми будут защищаться права и законные интересы кредиторов и акционеров реорганизуемого предприятия, поскольку при проведении процедуры реорганизации в первую очередь затрагиваются права и интересы именно этих участников реорганизуемого предприятия. Кроме того, законом должен также регулироваться порядок расторжения договора, внесение в него изменений и т. д. Представляется целесообразным, если составленный по установленной законом форме и подписанный сторонами договор о слиянии или присоединении будет одобрен общим собранием акционеров.
На примере законодательства Нидерландов, на базе Федеральной антимонопольной службы в каждом субъекте РФ следует создать специально уполномоченный орган, который будет осуществлять контроль за проведением процедуры реорганизации предприятия в форме слияния или присоединения. А реорганизация наиболее крупных предприятий, имеющих, например, оборонное значение, должна осуществляться только с разрешения правительственных органов 1.
На основании изложенного, думается, целесообразным предложить законодателю внести в главу V Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дополнительную статью, положениями которой закрепить, что проведение реорганизации крупных предприятий, имеющих, например, оборонное значение, может осуществляться только с разрешения правительственных органов 2.
Реорганизованное предприятие должно в обязательном порядке отвечать по долгам реорганизуемого предприятия. Это положение также должно быть отражено в «договоре о слиянии» или «договоре о присоединении».
В целях предупреждения необоснованного требования кредитора о досрочном исполнении или прекращении обязательств с возмещением убытков необходимо законодательно закрепить, что обращение с такими требованиями возможно только в судебном порядке и в течение шести месяцев с момента окончания реорганизации.
В обязательном порядке законодательно должно быть закреплено такое понятие, как «поглощение предприятия», и выработан конкретный правовой механизм его проведения.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml