logo search
Региональная экономика / Кн

Типологизация регионов рф

Регион как субъект территориальной организации приобретает все большую значимость. Это подтверждается рядом положений:

В целях повышения эффективности деятельности регионы можно укрупнять, либо разукрупнять, однако в том или ином случае необходимо обеспечить эффективное социально-экономическое развитие и адекватное измерение социально-экономического уровня развития региона с целью его повышения.

Особое внимание к регионам России с высокими результатами социально-экономического развития обусловлено тем, что их опыт может быть адаптирован к другим субъектам Федерации.

В настоящее время экономисты приходят к согласию относительно роли регионов. А. Скотт и М. Сторпер отмечают, что «города и регионы…выступают важнейшими основами процесса развития в целом».2 Высказываются идеи о регионах как точках роста3.

Административно-территориальное устройство РФ весьма разнообразно и нуждается в типологизация для принятия адекватных управленческих решений (число административно территориальных единиц или субъектов Федерации составляет 83, количество их видов – 6, разница между ними по численности населения более 400 раз).

Типологизация регионов представляет собой группировку регионов по определенным признакам. В соответствии с целями анализа и управления, а также подходами к определению региона применяется широкая типологизация регионов РФ. Среди целей можно выделить: мониторинг развития и определение проблемных территорий; анализ перспектив экономического развития, определение инвестиционной привлекательности и др.

Среди показателей, которые используются для построения классификаций, - душевой ВРП и доходы населения, характеристики отраслевой структуры экономики, ситуации на рынке труда, демографические и инфраструктурные показатели1. Представляется, что массу классификационных подходов можно сгруппировать следующим образом.

Первая группа классификаций - это простые классификации, выделяемые по единичным показателям. В качестве таких показателей чаще всего выступают:

• объем валового регионального продукта;

• темпы экономического роста;

• тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

• коэффициент плотности населения;

• характер хозяйственной специализации региона.

Вторая группа классификаций - это сложные, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов по инвестиционной привлекательности, проводимая журналом «Эксперт» на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Третья группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

• проблемные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

• стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития

• пионерные регионы - регионы нового освоения;

• программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

Четвертая группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и регионы, лишенные подобных органов управления (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский).

Рассмотрим подходы к классификации (типологизации) регионов, применяемые в РФ.

В Совете по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России РАН разработана региональная типология, ориентированная на цели, задачи и механизмы региональной политики. Она выделяет три уровня измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны и т.п.).

Для целей обоснования региональной политики специалисты Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России РАН рекомендуют использовать группировку субъектов Федерации по таким основным признакам, как общий уровень развития, текущее социально-экономическое положение, природные условия и географическое положение1.

Примером такой группировки является распределение субъектов Российской Федерации по среднедушевому уровню и темпам роста валового регионального продукта.

Примером более сложной группировки может служить типология, разработанная специалистами Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения (ИЭиОПП СО) РАН с целью выделения проблемных регионов, нуждающихся в государственной поддержке2.

Данная типология представляет классификацию территорий по четырем группам синтетических региональных проблем: экономическим, геополитическим, этническим и экологическим. Каждой группе проблем соответствуют определенные типы регионов.

В числе этих типов имеют место традиционно-отсталые, депрессивные, традиционно-развитые, программно-развивающиеся (ресурсные), приграничные, конфликтные и другие регионы.

Представляет несомненный интерес и является руководством к действию типология Минрегионразвития, выделяющая «Локомотивы роста», «Депрессивные регионы», «Опорные старопромышленные регионы» и «Кризисные регионы».

Основой для большинства классификаций является группировка регионов по уровню социально-экономического развития (выше среднего, среднего и ниже среднего уровня развития).

В литературе предлагается осуществлять типологию тактического и стратегического характера. В системе тактической типологии выделяются регионы развитые, опорные, проблемные и т.п. В системе стратегической типологии рекомендуется различать регионы старопромышленного (постиндустриального), переходного и осваиваемого типов.

Учитывая высокую степень проблемности существования большинства российских регионов, обусловленную процессами трансформации, особое внимание в литературных источниках уделяется проблемным территориям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Основные положения государственной политики Российской Федерации» №327 от 23.03.96 г. и «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 03.06.96 г., определены основные типы проблемных регионов. К числу их были отнесены экономически слаборазвитые (отсталые) регионы, депрессивные территории, регионы с демографическими и миграционными проблемами (включая территории с высокой численностью беженцев и вынужденных переселенцев), экологически кризисные районы, районы с экстремальными природно-климатическими условиями, приграничные регионы.

В соответствии с принятой терминологией, проблемными регионами называют такие территории, которые в сложившихся социально-экономических условиях не могут самостоятельно решать проблемы своего развития, эффективно реализовывать экономический потенциал и нуждаются в активной государственной поддержке.

По мнению А.О. Полынева, «ключевое значение для понимания характера и роли проблемных регионов в экономике страны имеют: реальный потенциал роста их конкурентоспособности на перспективу (выражаемый потенциальным приростом валового регионального продукта и улучшением качественных параметров состояния их экономики, социальной сферы и природной среды); степень влияния региона на совокупный конкурентный потенциал России в системе мировой экономики; характер текущей конкурентоспособности региональной экономики в целом»1.

Данная трактовка проблемных регионов на территории Российской Федерации приводит к выводу о практическом отсутствии беспроблемных регионов (имеет место точка зрения о том, что степень проблемности может быть завышена в связи с применением некачественных методик оценки). Так, например, экономически среднеразвитый субъект Российской Федерации – Рязанская область – имеет проблемную ситуацию в области экологии, транспортной инфраструктуры, развитию демографических процессов. Аналогичные проблемы характерны для наиболее развитого региона – города Москвы.

Известна и широко применима типология проблемных регионов, предложенная А.Г. Гранбергом, в соответствии с которой различают отсталые, депрессивные и кризисные регионы.

К относительно отсталым регионам относят такие, которые характеризуются более низким уровнем жизни населения. Их называют слаборазвитыми, поскольку внутренние резервы роста весьма незначительны, научно-технический потенциал и инфраструктура слабы, конкурентные преимущества не могут быть реализованы собственными силами, экономическая помощь государства является обязательной.

В таких регионах преобладает сырьевое или аграрное производство. Промышленность не развита и слабо диверсифицирована.

Депрессивными регионами считаются такие, в которых экономические условия существования хуже, чем в среднем по стране. Однако депрессия рассматривается как фаза экономического цикла, обусловленная экономическими обстоятельствами. Отсюда депрессивные регион принципиально отличаются от отсталых тем, что в прошлом они могли быть развитыми, а возможно и ведущими регионами по отдельным показателям. Причиной депрессивности чаще всего является отсутствие механизма саморегуляции.

Авторы проекта концепции программ помощи депрессивным районам, подготовленной отделом региональных проблем Аналитического управления Президента РФ еще в 1995 году, выделяют «три главных критерия депрессивности региона: спад производства, низкий душевой доход и высокая безработица».

По мнению В.Н. Лексина и А.Н. Швецова депрессивные территории являются объектом чрезвычайной государственной поддержки1.

Кризисные регионы – это территории, которые подверглись разрушению техногенного или природного характера, накопленного экономического потенциала, территории общественно-политических конфликтов и, как правило, необратимых социально-политических деформаций. В системе российских регионов к ним причисляют Ингушетию.

В таблице 2 представлено сравнение классификаций регионов России.

Таблица 2

Преимущества и недостатки классификаций регионов России

Методы

Цель разработки

Преимущества

Недостатки

Институт экономики переходного периода, 2002

Анализ экономической ситуации в регионах

Комплексность методики, наличие динамических индикаторов

Игнорирование душевых показателей, переизбыток динамических индикаторов

Индекс качества жизни. Георгафический факультет МГУ по заказу Минэкономразвития и торговли РФ.

С помощью индекса можно проводить мониторинг и экспресс-диагностику социальной ситуации в регионах.

Использование статистических данных. Позволяет оценить уровень жизни (низкие доходы и сильное неравенство по доходу), занятость (безработица), здоровье населения (низкая ожидаемая продолжительность жизни и здоровье детей).

Субъективность оценки. Проблема определения значимости (веса) отдельных компонентов качества жизни. Сочетание индикаторов с противоположными значениями (минимальными и максимальными). Проблема достоверности измерений большинства индикаторов.

ИНДЕМ, 2004

Анализ экономической ситуации в регионах, разработка региональной политики

Всесторонность оценки экономической ситуации.

Трудность интерпретации большого числа показателей

Л.М. Григорьев, Ю.В. Урожаева, 2005.

Анализ экономической ситуации в регионах, разработка региональной политики

Глубокий пространственный анализ региона

Недостаточная проработка отраслевой специализации

Н.В. Зубаревич – Независимый институт социальной политики, 2006.

Анализ социального развития регионов

Ориентация на изучение социальных вопросов регионального развития

Отсутствие свертки показателей

Эксперт РА, 2007.

Мониторинг развития регионов, разработка региональной политики

Акцент на реалии периода экономического роста

Недостаточное отображение отраслевой специализации регионов

Л.М. Григорьев, Ю.В. Урожаева,

Д.С. Иванов, 2010.

Анализ экономической ситуации в регионах, предложения по разработке региональной политики

Косвенное отображение природно-географической специфики территории

Недостаточная проработка отраслевой специализации

Министерство регионального развития

Типология регионов

Мониторинг развития регионов, разработка региональной политики

Простота расчетов. Возможность использования широкого набора показателей.

Субъективность. Результаты расчетов зависят от набора статистических показателей. Невозможность использования формализованных оценок степени модернизированности образа жизни, человеческого и социального капитала. Слабость учета институциональных факторов.

Индекс инновативности. Всемирный экономический форум.

Позволяет оценивать инновационный климат территории.

Оценка реально существующих достижений путем опросов с помощью объективных статистических показателей: количество патентов, число ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками. Применение косвенных индикаторов.

Низкая достоверность статистики инновационной деятельности и отсутствие многих показателей в региональном разрезе. Возможность ведения оценки инновативности регионов только по косвенным показателям, отражающим «готовность» социально-экономической среды к инновациям.

Концепция развития человеческого потенциала, предложенная экспертами ООН в Программе развития1

Индекс развития человеческого потенциала.

Оценка качества жизни как показатель социально-экономических преобразований

Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство экономического роста. Выделение базовых критериев социального развития (долголетие, доход, образование). Количественное сопоставление критериев социального развития.

Относительная достоверность показателя ВРП, особенно в регионах с высокой долей теневой экономики. Формально заниженные показатели образования пристоличных областей. Неполнота статистической информации (многие показатели могут быть получены лишь при всеобщей переписи населения).

Методика комплексной оценки Минэкономразвития РФ

Оценка социально-экономического уровня развития региона.

Широкий набор показателей, охватывающих практически все сферы социально-экономической жизни региона. Возможность разделения регионов на группы при помощи кластерного анализа и простого ранжирования. Интегральный индекс, отвечающий требованиям формализованности, комплексности и простоты анализа, что позволяет на его основе принимать адекватные управленческие решения.

Относительная сложность расчета интегрального показателя. Наличие показателей, не являющихся репрезентативными. Отсутствие ряда важных показателей. Сложность алгоритмизации процедуры «взвешивания» различий отдельных регионов по экономическим, социальным, демографическим, природно-климатическим и транспортно-географическим условиям хозяйственной деятельности.

Методика комплексной оценки социально-экономического развития городов, разработанная и практически используемая Минэкономразвития и Минфином России1

Оценка деятельности эффективности и качества управления территорией.

Использование формализованных оценок, обеспечивающих достижение регулятивных целей органов власти и управления.

Несоотнесенность показателей, представленных в методике, с показателями регионального уровня.

Указ Президента РФ №825 от 28 июня 2007 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень показателей экономического и социального развития.

Отсутствие иерархии показателей, их несистемность. Не сформированность дерева целей социально-экономического развития. Отсутствие взаимосвязи показателей экономического и социального развития. Субъективность оценок. Отсутствие связи с ресурсным потенциалом.

В современной экономической науке в целях классификации

используется метод многофакторного кластерного анализа. Метод кластерного анализа хорошо применим к таким многофакторным явлениям, как регион, что находит практическое выражение в кластеризации регионов по следующим факторам: доля задолженности в фонде оплаты труда, уровень безработицы, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и др.

Кластерный подход предполагает акцент не на отрасль, а на совокупность промышленных, аграрных, туристских или иных компаний, научно-образовательных, правительственных и общественных структур, объединенных созданием общего продукта или услуги и позволяющих снизить трансакционные издержки, повысить производительность труда или получить иной синергетический эффект.

Принципиально соглашаясь с необходимостью более широкого применения кластерного подхода для оценки экономического развития региона, который актуализирован в связи с формированием разнообразных региональных кластеров, на наш взгляд, не следует отказываться и от отраслевого подхода.

Представляется, что в связи с задачей формирования эффективной отраслевой (промышленной, аграрной, транспортной и пр.) политики на мезо уровне в отношении групп регионов должен быть сохранен отраслевой принцип, т.е. выделены промышленные, в том числе металлургические и машиностроительные, промышленно-аграрные регионы и др., что имеет место в некоторых классификациях1 и объясняется организацией регионального хозяйства на основе сложившегося отраслевого разделения труда. Эта группировка отражает территориально-воспроизводственное содержание региональной экономики, позволяет осуществлять сравнение субъектов Федерации по соответствующим доминантным хозяйственно-экономическим признакам и использовать это сравнение в целях привлечения инвесторов в базовые отрасли экономики. В этом смысле мы обращает внимание на необходимость повышения конкурентоспособности регионов РФ в целях привлечения инвестиций. Результаты оценки конкурентоспособности региона, результативности его деятельности, а также качества управления территорией должны быть отражены в показателях оценки результатов деятельности на уровне Минрегионразвития РФ. Здесь, как представляется, появляется возможность ранжировать регионы по уровню социально-экономической и отраслевой эффективности, а также по уровню и качеству проводимой социально-экономической и отраслевой политики.

Выполненный нами кластерный анализ позволил классифицировать регионы ЦФО по совокупности характеристик экономического и социального развития. В составе экономических характеристик использовались: ВРП на душу населения, инвестиции на душу населения, доля населения, занятая в малом бизнесе. Уровень социального развития включал показатель качества жизни (индекс качества жизни, рассчитанный по методике Института региональной политики2), и рейтинг развития социальной сферы, определенный по методике, созданной группой продвижения ТРК «Петербург»3. Результаты расчетов приведены на рисунке 1. Ниже в скобках указаны номера регионов.

Рис. 1. Классификация регионов ЦФО по совокупности характеристик экономического и социального развития

Первый кластер включает Московскую область (10), которая имеет наиболее высокие значения экономического и социального развития. Ивановская область (5) образует пятый кластер (самые низкие показатели социально-экономического развития).

В третий кластер попали: Липецкая (9), Белгородская (1), Воронежская (4) и Ярославская области (17) – это области, имеющие лучшие показатели. Можно выделить еще два кластера: четвертый представляет Калужская (6), Курская (8), Рязанская (12), Тульская (16), Тамбовская (14), Тверская (15) области и второй – Костромская (7), Орловская (11), Брянская (2), Смоленская (13), Владимирская (3).

Сравнение полученных результатов с официальными классификациями регионов (табл.3) подтверждает зависимость различий в оценках регионов от номенклатуры характеристик экономического и социального развития и применяемого инструментария их сравнения и необходимость его совершенствования.

Таблица 3

Классификация регионов ЦФО по уровню социально-экономического развития

Типология Минрегионразвития

Классификация Минэкономразвития

Кластерный анализ

Типы

Регионы

(области)

Виды по уровню развития

Регионы

(области)

Кластеры

Регионы

(области)

«Локомотивы роста»

Московская

Выше среднего

Московская

Липецкая

Ярославская

Кластер 1

Московская

«Опорные регионы»

Белгородская Липецкая

Ярославская

Средний

Белгородская

Тульская

Рязанская

Смоленская

Орловская

Кластер 2

Белгородская

Липецкая

Ярославская

Воронежская

«Депрессивные

регионы»

Владимирская

Воронежская

Калужская

Костромская

Курская

Орловская

Рязанская

Смоленская

Тамбовская

Тверская

Тульская

Ниже среднего

Калужская

Воронежская

Тамбовская

Курская

Кластер 3

Калужская

Курская

Рязанская

Тульская

Тамбовская

Тверская

Низкий

Костромская

Брянская

Владимирская

Ивановская

Кластер 4

Брянская

Владимирская

Костромская

Орловская

Смоленская

«Кризисные

регионы»

Брянская

Ивановская

Крайне низкий

-

Кластер 5

Ивановская

Наряду с дифференциацией регионов ЦФО по интегральным характеристикам социального и экономического развития наблюдается значительное различие по соотношению социальных и экономических параметров. На рисунке 2, по данным за 2009 год, приведено соотношение уровня социального развития регионов (ранговая шкала), измеренного по доходам на душу населения, и уровня экономического развития, измеренного валовым региональным продуктом на душу населения.

Ранг доходов населения региона Линия соответствия

Рис. 2. Соответствие уровней экономического и социального развития регионов ЦФО

Анализ этого соотношения показывает, что по ЦФО соблюдается общая закономерность роста доходов при росте уровня экономического развития. Однако по отдельным регионам сохраняется значительное несоответствие. Например, Тамбовская область, занимая 15 место по уровню экономического развития, имеет за счет низкой стоимости потребительской корзины 9 место по рангу доходов населения. Обратное соотношение наблюдается для Калужской и других областей.

Классификация позволяет более точно описать объект управления, тем самым способствуя результативности управления.

Результативность управления социально-экономическим развитием региона предполагает оценку потенциального уровня развития региона и сравнение достигнутого и целевого его значений. Величина потенциала является необходимым, но недостаточным условием для эффективного социально-экономического развития региона. Потенциал рассматривается как ресурсный источник развития, а степень его использования является характеристикой результативности управления социально-экономическим развитием. Следует, однако, отметить, что исследования потенциала в настоящее время практически не затрагивают проблемы использования этой характеристики в управлении регионом. В таблице 4 представлены подходы к оценке социально-экономического потенциала региона.

Таблица 4

Сравнительная характеристика подходов к оценке социально-экономического потенциала региона

Подход

Методы оценки, авторы

Достоинства

Недостатки

Отраслевой

В.Н.Мосин, Д.М.Крук1, Б.М.Мочалов2;

Л.И. Лопатников3

Методы оценки:

метод капитализации, бальный метод

Выявляет наиболее значимые для региона отрасли

Раскрывается один из аспектов экономического потенциала – способность выполнять производственную функцию. Не учитывает взаимного влияния отраслей

Ресурсный

Ю.Лычкин4; А.Тодосейчук5; Б. Плышевский6, Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А.7 Методы оценки: рентный подход; затратный метод для оценки трудовых ресурсов8

Оцениваются ресурсы, которыми располагает регион. От их наличия зависит экономический потенциал, независимо использования

Не учитывает способности региона к эффективному использованию имеющихся ресурсов

Результативный

Казанцев С.В., Аниконов Н.Б., Бабков А.Г.1 Методы оценки: многофакторный корреляционно-регрессионный анализ

Учитывает способности региона к эффективному использованию имеющихся ресурсов

Проблема в определении значимости, весомости тех или иных социально-экономических показателей по участию в формировании результата

Рейтинговый

Голиченко О.Г.2, Ибатулин О.У.3 Методы оценки: бальный метод; индексный метод: методика рейтинговой оценки; типология регионов

Интегральная оценка учитывает все составляющие потенциала: наличие ресурсов, потенциал экономического развития региона, готовности региона к реформированию

Не отражена структура потенциала

Таким образом, для формирования эффективной государственной политики, сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов и выработке единых стандартов определения эффективности проводимых в регионах преобразований необходимо разработать объективный критерий социально-экономического развития регионов и инструментарий, позволяющий оценить как потенциал различных регионов, так и эффективность использования этого потенциала. При этом наличие единых оценочных показателей позволит создать благоприятную среду для развития предпринимательской деятельности, улучшения инвестиционного климата, совершенствования государственной политики (налоговой, бюджетной и т.п.).