logo search
Региональная экономика / Кн

Предисловие

В современных условиях практически все страны (и Россия здесь отнюдь не исключение) встречаются с серьезными проблемами поддержания необходимой стабильности в экономике и обществе, а также осуществления всесторонней модернизации в соответствии с требованиями времени. Российская специфика в данном отношении характеризуется явно затянувшимся периодом проводимых реформ и закономерным нарастанием недовольства и разочарования значительной и наиболее активной части населения сложившейся моделью социально-правовых и экономических отношений. Все более отчетливым становится понимание также и со стороны власти необходимости серьезных изменений в проводимой экономической политике, признания первоочередности формирования норм и механизмов правового социального государства. Это, в свою очередь, требует принятия системных решений в сфере законодательства, архитектуры государственного управления, использования стратегических мер на длительную перспективу (на это направлено, в частности, коренное изменение Гражданского кодекса, декомпозиция Программы социально-экономического развития страны до 2020 г.), а также осуществления конкретных практических действий по изменению условий жизни граждан страны и функционированию бизнеса в различных сферах хозяйствования

Происходящие в стране процессы явного оживления общественной жизни выражаются также в росте активизации различных сил и элементов гражданского общества, которые формируют запрос на новые концептуальные и практические решения, инициируемые научным и бизнес-сообществом, инициативными гражданами страны. В этой связи, на наш взгляд, весьма востребованными могут оказаться предложения и рекомендации, в том числе и содержащиеся в данной работе, связанные с реализацией ряда концептуальных мер по определению реальных приоритетов в осуществлении стратегии модернизации, улучшению социально-психологического климата на основе последовательного построения правового и социального государства, повышению уровня благосостояния и социально-хозяйственной активности населения, определению новых подходов в анализе сущностных основ поведения хозяйственных субъектов, разработке и реализации ряда мер для усиления поддержки инвестиций и инноваций в различных сферах и секторах экономики.

Важно также то, что в представленной монографии данные сложнейшие проблемы жизни общества расматриваются с помощью применения методов экономической и юридической науки, что позволяет одновременно исследовать важнейшие фундаментальные и практические аспекты социохозяйственной жизни на основе современных достижений данных наук, выработать и реализовать системный подход к становлению новых и позитивной трансформации уже существующих институтов; найти адекватные подходы, позволяющие действительно противодействовать коррупции и неэффективности управления и хозяйствования, формировать благоприятный социальный и инвестиционный климат, здоровую правовую среду для бизнеса и граждан страны.

Содержательная структура монографии, состоящей из 13 глав, логически подразделяется на две части, объединенные единой тематикой, связанной с исследованием направлений и способов осуществления системны социохозяйственных преобразований в современной России, но отражающие, соответственно, в первой части экономические, а во второй – правовые аспекты данной проблемы.

Проблемы анализа тенденций развития экономики России и её регионов в условиях посткризисной ситуации, когда произошло резкое изменение глобальной структуры промышленности и механизмов взаимодействия субъектов хозяйства оказались в центре внимания исследования, представленного в первой главе Нуреевым Р.М. Он остановился на проблемах современного мифотворчества (которое, так или иначе, воздействует на формирование стратегий развития), а также на особенностях социального рыночного хозяйства и возможностях его применения в России. В связи с этим были рассмотрены ключевые проблемы развития страны, к которым были отнесены следующие: конкурентоспособность «на распутье» и проблемы ее обеспечения, развитие ключевых кластеров, возможности России по развитию актуальных в глобальном аспекте технологий, вероятность наступления «российского экономического чуда»; а также были представлены средне- и долгосрочные сценарии социохозяйственного развития страны и варианты экономической политики.

Опираясь на данные анализа Национального совета по разведке США, другие отечественные и зарубежные официальные источники, а также на мнения ряда авторитетных ученых, в частности, М. Портера, К. Кетелса, автор доклада указал на то, что в условиях России особо актуальной является роль государства в укреплении макроэкономического, политического, правового и социального компонентов институциональной среды. Для этого, в свою очередь, необходимо, прежде всего, создать эффективную и независимую систему юридических учреждений, улучшить функциональные возможности и профессионализм государственных организаций и следовать принципам обеспечения конкуренции для улучшения качества коммунальных и социальных услуг. В докладе далее конкретизировались состояние и прогнозные характеристики российской экономики, в том числе приведен анализ инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года, целевых макроэкономических параметров развития российской экономики до 2020 года, сценарии развития России на долгосрочную перспективу (до 2050г.). При этом, автор, солидаризируясь с точкой зрения Е.Г. Ясина, считает, что в последнем случае сценарий постепенной модернизации с отложенной демократизацией близок к оптимальному, с точки зрения наиболее полного соответствия национальным интересам.

Рассматривая основные условия для развития инновационного процесса как базового фактора модернизации экономики России и её регионов, авторы второй главы В.Н Овчинников, Н.П. Кетова и Ю.С. Колесников делают вывод о том, что недокапитализация территории России является существенным сдерживающим условием ее экономического роста и глобальной конкурентоспособности. Капитализация территории здесь рассматривается как процесс институционального связывания ресурсов региона (природных, человеческих, производственных, инвестиционных и др.) для производства конкурентных на глобальном рынке товаров и услуг.

В условиях современной глобальной экономики концентрация мобильных форм капитала (прав на финансы, технологию, информацию) становится доминирующим фактором развития и экономического роста стран и регионов, в то время как традиционные формы территориальных ресурсов (особенно, периферийных регионов с многоукладной экономикой) теряют свое прежнее экономическое значение. Закономерно, что из двух основополагающих стратегий (торговли ресурсами территории страны, региона и стратегии капитализации ресурсов территории) приоритет следует отдавать второй из них, так как только в этом случае возможно достижение конкурентных позиций на базе инновационного типа воспроизводства в глобальной сетевой экономике. В силу того, что удельная капитализация совокупных ресурсов территории России в 5 раз ниже (а по некоторым регионам – в 30 раз ниже), чем в среднем по развитым и развивающимся странам, а капитализация рабочей силы, инженерной и научной компетенции в России в 4 раза ниже, чем на Западе, для России проблема капитализации ее обширной и глубоко неоднородной по уровню развития территории становится ключевой в наступившем столетии.

Необходимость совершенствования институционального механизма повышения инновационности региона и изучения результативного взаимодействия субъектов инновационной деятельности для управления региональной экономикой, которые актуализируются в период всесторонней модернизации страны, обосновывается в главе 3, написанной Климовой Н.В. Здесь инновации рассматриваются как эффективный инструмент для решения производственных, экономических и социальных проблем в различных сферах народного хозяйства, как стратегический вектор модернизации страны и долгосрочный приоритет российской экономической стратегии.

В главе проводится сравнительный анализ модели и эффективности решения инновационных проблем в России, где только в последние 10-15 лет они стали предметом особого внимания экономистов и управленческих органов; при том, что в ведущих мировых странах уже во второй половине XX в. инновационный эффект развития национального капитала являлся основным источником роста общественного богатства и непрерывного повышения ВВП на душу населения. В условиях значительной неоднородности в экономическом развитии регионов, тем не менее, перед всеми ими, без исключения, стоят общие задачи. Прежде всего, это относится к модернизации экономики на основе инновационных механизмов. Формирование инновационного пространства региона является неотъемлемым инструментом повышения конкурентоспособности региональной экономики, увеличения валового регионального продукта, улучшения качества жизни населения.

В дальнейшем в работе рассмотрены различные аспекты инновационного развития экономики региона, в том числе, - социально-экономическая ситуация и тенденции ее трансформации в связи с освоением инвестиций, роль федеральных и территориальных органов власти в управлении инвестиционными процессами, методы оценки и использования инновационного потенциала региона, проблемы формирования институциональной среды для формирования региональных инновационных кластеров, особенности применения моделей открытых инноваций в регионах.

В главе 4, подготовленной Мишулиным Г.М. и Константиниди Х.А., рассмотрены условия и механизм взаимодействия между федеральным центром и регионами под воздействием относительно нового института - федеральных округов. Эффективное функционирование данных интеграционных образований макрорегионального уровня, на взгляд авторов, в полной мере зависит от наличия механизма системообразования, обеспечивающего целостность и воспроизводство межрегиональных связей, аккумулирование факторов современного производства, маркетинговое управление научным, производственным и продуктовым потенциалом и, в конечном счете, конкурентоспособность и экономический рост как самого макрообразования, так и входящих в его состав субъектов. Обозначенный механизм системообразования должен стать предметом стратегического планирования развития пространственной организации социально-экономической системы РФ.

В работе нашло отражение рассмотрение концептуальных аспектов развития пространственных систем макрорегионального уровня современной России, когда система макрорегиона соответствует качественно новому – метарегиональному уровню организации социально-экономических отношений, складывающемуся между макроуровнем и региональным уровнем пространственной системы современной России. Специфические характеристики макрорегионов обусловлены: императивами укрепления вертикали государственной власти; потребностями структуризации масштабного пространства страны; необходимостью поиска нового способа взаимодействия между федеральным центром и региональными системами России.

На примере ЮМР показано, что масштабы синергетического эффекта существенно ограничены за счет наличия множества изношенных, морально устаревших и бесперспективных элементов капитала, человеческого фактора и социально-экономической инфраструктуры. Дело могли бы поправить целевые инвестиционные программы федерального и макрорегионального уровня. Однако федеральные программы ориентированы не на инновационную модернизацию хозяйственного пространства, а программы собственно макрорегионального уровня просто отсутствуют. Многократные корректировки ФЦП «Юг России» не обеспечили решения приоритетных задач развития ЮМР. Стратегическая коррекция развития Южного макрорегиона предполагает реализацию стратегии симметричной интеграции с помощью комплекса соответствующих ей инструментов. При этом необходимо исходить из того, что природа данной стратегии предполагает использование инструментов развития, совместимых с расширенным пространством и задачами активизации интеграционного взаимодействия. В связи с этим особое значение приобретают специфические подходы к продвижению продуктов хозяйственной деятельности и имиджа (брендов), как отдельных субъектов, так и регионов в целом. Данная деятельность должна быть адекватной поставленным задачам и строиться с учетом наработанной международной и российской практики, в совокупности с традиционными научными подходами, сформированного научно-практического направления маркетинга - регионального маркетинга.

Роль транспортно-логистической системы в модернизации региональной экономики проанализирована в главе 5, авторами которой являются Кизим А.А., Денисов К.Ю., Вальвашов А.Н. С их точки зрения, качественный рост экономики регионов и страны в целом напрямую связан с коренной модернизацией всех секторов экономики (АПК, строительства, туризма и др.). Такая модернизация предполагает привлечение отечественных и зарубежных инвестиций, внедрение инновационных инструментов, структурной перестройки социохозяйственного механизма.

Процессы формирования и развития региональных рынков товаров и услуг имеют специфические особенности, обусловленные характером воспроизводства в сложившихся экономически развитых регионах и в развивающихся регионах с формирующейся структурой хозяйства. Эта специфика проявляется при формировании всей системы региональных пропорций сферы обращения, масштабность роста которой в настоящее время связана с усилением процессов межрегионального и межстранового товарообмена. При этом развитие процессов товарообмена в условиях расширения мирохозяйственных связей, зависит не только от устойчивости социально-экономических систем, их целостности и рыночной адаптивности, но и во многом – от состояния обслуживающих его коммуникаций, инфраструктурных элементов производственной и социальной инфраструктуры.

Усиливающийся транспортный и товаропоток в условиях развития интеграционных процессов между странами и регионами, отдельными хозяйствующими субъектами в условиях активной фазы обеспечения материальными и человеческими ресурсами Зимней Олимпиады Сочи 2014, требует соответствующего решения транспортно-логистических проблем. В данном контексте, региональную транспортно-логистическую систему вполне можно считать ключевым элементом региональных рынков и важным императивом дальнейшей модернизации экономики территории. Модернизация данной системы для муниципальных образований Краснодарского края является закономерным ответом на вызовы мезо- и макросреды, а также стратегически важным направлением повышения устойчивости, эффективности и, в конечном итоге, конкурентоспособности региона в экономическом пространстве страны.

В шестой главе, написанной Мочалиным С.М. и Чувиковой В.В., подвергнуто анализу современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок в современной экономике. В условиях ускорения темпов экономического развития, в значительной степени определяемого развитием информационных, маркетинговых, логистических технологий, одной из важных тенденций совершенствования деятельности предприятий являются интегрированные процессы.

В современной конкуренции на реальных рынках принимают участие интегрированные образования – цепи поставок, а не отдельные предприятия. Партнерские отношения и стратегическая ориентация предприятий, интегрированных в цепь поставок, гарантирует выполнение функций управления и генерирует синергетический эффект цепи поставок. Синергетический эффект проявляется в форме уменьшения совокупных расходов, повышения уровня обслуживания конечных потребителей, ускорения оборота ресурсов производства, регулирования запасов и формирования значимых конкурентных преимуществ цепи поставок.

До настоящего времени стремление систем управления было направлено на совершенствование внутренней организационной деятельности; сейчас актуальной становится взаимная увязка функционирования разнопрофильных предприятий, которые входят в разные цепи поставок. Конкурентная борьба происходит не между отдельными предприятиями, а между цепями поставок. Для России это весьма актуально, так как именно отсутствие необходимой системности, сбалансированности и адекватной технологической оснащенности логистических структур и инфраструктуры в целом, является одной из наиболее значимых причин высоких издержек и низкой конкурентоспособности российского хозяйства.

Управление интегрированными предприятиями создает условия, когда информационные, материальные и финансовые потоки между источником поставок и конечным потребителем координируются в пределах одной системы. Для осуществления такого управления необходимо учитывать, что интеграция как процесс, заключается во взаимном влиянии одной подсистемы на другую. И поэтому, основной задачей управления цепью поставок является выработка таких управленческих решений, которые оказывают влияние на общую результативность цепи.

Эффективное социально-экономическое развитие невозможно без налогового планирования, так как именно уровень налоговых поступлений напрямую влияет на рычаги воздействия на экономику в целом., но, как отмечают авторы седьмой главы, Гварлиани Т.Е., Волкова-Гончарова Т.А., Воробей Е.К., состояние данной сферы далеко не в полной мере отвечает современным требованиям и, тем более - задачам инновационной модернизации страны. В методологии налогового планирования важная роль принадлежит налоговому потенциалу, которому в данной главе уделяется особое внимание. Организационно-правовой формой расчетоотражения налогового потенциала является налоговый паспорт. С 2004 года налоговая служба использует информационную базу «Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации», которая позволяет оценить экономический, финансовый и налоговый потенциал отдельно взятого региона.

В современных условиях налоговое планирование, с точки зрения государственных интересов, т.е. на макроуровне, реализует не только регулирующую функцию налогов, но и социальную, поскольку налоговое планирование выступает в роли «корректора» дисбаланса российской налоговой системы. В связи с этим возникает необходимость ориентации налогово-бюджетной политики не только на фискальные цели, но и на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующийся, прежде всего, на росте производства и инноваций, социальной ориентации экономики. Данная политика, в свою очередь, требует постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики, создания стимулов инвестиционной активности, благоприятствования предпринимательской деятельности, установления социально-справедливого налогообложения доходов граждан. Вполне закономерно, что финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с финансовым потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.

В главе 8, написанной Барсуковой Г.Н., Сидоренко М.В., Лысенко А.А. рассмотрены актуальные проблемы использования ипотечного кредитования сельскохозяйственных предприятий ни основе применения стоимостной оценки земли. Отмечается, что в рыночной экономике земля приносит устойчивый доход не только как фактор производства, но и как объект собственности. Эффективное использование земли и активное вовлечение ее в граж­данский оборот сегодня выступают как важнейшие задачи экономического разви­тия России на современном этапе. В целях совершенствования функционирования земельного рынка государству необходимо гарантировать не только частную собст­венность на землю, но и стимулировать на рынке земли предложение и спрос на зе­мельные участки, формировать цивилизованный земельный рынок.

В России получение средств под залог земли может положительно сказаться на развитии современного АПК. Необходимо грамотно подойти к вопросу залога земли с экономической стороны, посредством залога земли дать сельским това­ропроизводителям необходимые заемные средства, которые должны быть направлены на поднятие уровня сельскохозяйственного производства. Сельское хозяйство в настоящее время переживает сложный период своего развития, большое количество сельскохозяйственных предприятий нуждаются в кредитных вложениях, объем которых может быть значительно увеличен именно за счет ипотеки. Совершенствование законодательства, экономических методов управления земельными ресурсами, развитие института ипотечного кредитования будет способствовать дальнейшему развитию рынка сельскохозяйственных земель в России, повышению эффективности сельскохозяйственных производства.

Анализ актуальных аспектов модернизации административно-территориального устройства современной России, которая выступает важнейшим системным элементом преобразования страны, представлен в главе 9, подготовленной Суковатовой О.П. и Чернобродовой Л.А. Существующее административно-территориальное устройство, очевидно, нуждается в дальнейшей модернизации в целях повышения эффективности управления и достижения социально-экономических результатов развития территориальных образований.

Специфика территориальных образований состоит в том, что их функционирование непосредственно связано с территорией. В России это такие территории как район, регион, федеральный округ, субъект Федерации, муниципальное образование. С точки зрения авторов, уровень социально-экономического развития территории определяется не только природно-ресурсным, трудовым, финансовым и другими видами потенциалов территориального развития, но и административно-территориальным устройством, формирующим объект управления. Как показывает опыт, именно характер административно-территориального устройства, т.е. объект управления, определяет качество и результативность управления территорией.

На основе комплексного анализа теории данного вопроса, изучения истории и современной практики территориального строительства в России, сформулирован вывод о том, что в целом происходящие в системе территориальных образований процессы структурных изменений дают основание для вывода о движении территорий по пути повышения эффективности, обеспечения самостоятельности и ответственности за результаты деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях власти. При этом центр тяжести в управлении территориальными образованиями смещается на уровень регионов и муниципальных образований, которые, в таких условиях, закономерно должны иметь существенно большие финансовые и организационно-распорядительные возможности.

В десятой главе, написанной Иншаковой А.О., в центре рассмотрения находятся основные позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в Европейском Союзе. Значение данной проблематики обусловлено, прежде всего, тем, что как в России, так и в ЕС, общества, основанные на капитале, являются основными и непосредственными акторами хозяйственного оборота. От их эффективной деятельности во многом зависит состояние современной российской экономики, осуществляющей самостоятельную модернизацию, но, в то же время, имеющей одним из главных приоритетов идею интеграции в единую Европу. При этом должна быть обеспечена стабильность в осуществлении хозяйственной деятельности, когда стабильность самого хозяйственного общества, как субъекта гражданских правоотношений связана непосредственно со сложившимися внутри общества связями, и не только экономического, но и социально-правового характера.

В работе, на многочисленных примерах из деятельности хозяйственных обществ в рамках российской и европейской экономико-правовой среды показано, что взаимоотношения, складывающиеся как между участниками хозяйственного общества и самим обществом, так и между собой, отсутствие или минимизация различного рода конфликтных ситуаций внутри корпорации во многом зависит от законодательной обеспеченности прав и легитимных интересов участников хозяйственных обществ. К положительным тенденциям в экономическом взаимодействии Европы и России, следует отнести растущий взаимный товарооборот и увеличение инвестиционных потоков, расширение взаимоотношений в рамках получившей государственно-публичное одобрение концепции построения «единого европейского экономического пространства» (в том числе через развитие совместных долгосрочных проектов российских и европейских компаний, формирование единых мультинациональных технологических цепочек). Пример Европейского Союза, достигшего наивысшей степени региональной экономико-правовой интеграции на основе гармонизации и унификации права, в том числе путем адаптации международно-правовых норм прямого действия в отношении частных лиц может также быть чрезвычайно полезен для России; тем более, в связи с тем, что в российском законодательстве о компаниях общие традиции европейского континентального права остаются доминирующими, что обусловливает и близость акционерного права России к стандартам актов ЕС по формальным критериям, отраженным в Регламентах и Директивах Совета ЕС.

В то же время многие аспекты проблем унификации и гармонизации соответствующего блока правоотношений в российской правовой системе по-прежнему не учтены и ждут своего разрешения. Важнейшим инструментом, позволяющим обеспечить динамичное проведение рыночных реформ и все более тесную интеграцию с мировым экономическим сообществом, а также способным учесть экономические и политические угрозы для страны и предотвратить конфликт интересов, вытекающих из деятельности хозяйствующих субъектов в условиях экономической интеграции, являются именно механизмы унификации корпоративного регулирования с использованием самого передового мирового и отечественного опыта.

Анализируя некоторые актуальные причины, обусловливающие возрастающую роль ТНК в современной мировой и национальной экономике, автор 11-й главы Долинская В.В. отмечает нерешенность проблем выработки непротиворечивого определения понятия, выявления глубинной сущности, а также установления правового статуса и четкой характеристики их правосубъектности. В работе на основе обзора правовых и литературных источников выявлены основные проблемы, проанализированы различные варианты решения в данной доктрине, правовых актах и судебной практике на международном, наднациональном и национальном уровне.

Зачастую, при научном анализе данной категории, происходит смешение ТНК со смежными понятиями; также фактически отсутствует как легальное определение корпорации, так и единый взгляд на неё в соответствующей доктрине. Это может приводить к разноречивым трактовкам терминологии, относящейся к ТНК применительно к хозяйственно-юридической практике. В частности, это относится к прилагательному "транснациональная", которое отражает то многонациональный состав учредителей, то наличие в составе ТНК юридических лиц различной "национальности", то характер деятельности ТНК, осуществляемой на территории более чем одного государства, то всё это вместе.

При характеристике правосубъектности ТНК, кроме споров общего характера о её определении, соотношении со смежными понятиями, её объеме для юридических лиц для ТНК, на взгляд автора, особенно остро стоят следующие вопросы: 1) группа лиц или одно юридическое лицо с филиалами и представительствами в разных странах? 2) единая правосубъектность, правосубъектность у каждого участника ТНК без единого целого или наличие элементов правосубъектности как у ТНК в целом, так и её участников.

В 12-й главе, написанной Мириной Н.В., рассмотрены принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации крупных предприятий в России и Европейском Союзе. Данный аспект играет особо важную роль в условиях совершенствования действующего корпоративного регулирования РФ в части защиты прав участников хозяйственных обществ, а также в связи с интенсификацией процесса слияний и присоединений. В данной сфере по-прежнему наблюдается значительное число нарушений; в частности, рост «недружественных» поглощений вынуждает государственные структуры разрабатывать и принимать законы и иные правовые акты, направленные на снижение остроты корпоративных конфликтов. В целом автор считает, что действующее в нашей стране правовое регулирование процессов реорганизации в форме слияния и присоединения хозяйственных обществ нельзя признать в достаточной степени разработанным.

В ходе работы анализируются проблемы (с привлечением международного, прежде всего, европейского опыта в данной сфере) связанные с тем, что остается множество неурегулированных вопросов, как в российском законодательстве, в частности, в рамках Федерального закона «Об акционерных обществах», так и между положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. При этом, российская практика перераспределения собственности фактически делает процедуру «недружественного» поглощения хозяйственного общества весьма простым и дешевым способом значительного увеличения бизнеса. Слияние и присоединение, как и все другие формы реорганизации хозяйствующих субъектов, затрагивают интересы обширного круга лиц, как, например, акционеров и кредиторов реорганизуемого хозяйственного общества. В связи с этим, реорганизация должна осуществляться таким образом, чтобы, с одной стороны, не допустить нарушения интересов указанных лиц, а с другой стороны, ее не следует необоснованно осложнять и затягивать, поскольку это может нанести ущерб реорганизуемым хозяйствующим субъектам. Таким образом, необходимо такое совершенствование правовых норм в области защиты прав участников хозяйственных обществ в такой нестандартной и особо нестабильной для участников хозяйственного общества ситуации как процесс реорганизации предприятия, которое позволит, на понятных всем участникам условиях, поддерживать необходимый баланс между защитой прав и интересов акционеров и кредиторов реорганизуемых в форме слияния и присоединения хозяйственных обществ и эффективностью и быстротой осуществления реорганизации в режиме реального времени.

В тринадцатой главе, подготовленной Мартыненко Б.К. особое внимание уделяется проблемам политического терроризма, который в современных условиях выступает как серьезное препятствие построению правового социального государства. Рассмотрев исторические тенденции трансформации, современные факторы существования и основные формы проявления данного радикального явления в общественной жизни, автор закономерно приходит к выводу о том, что в современных условиях политический терроризм выступает как идеологически мотивированная форма политической борьбы, представляющая собой заранее разработанные разносторонние формы насилия, на уровне коллективных действий государственной власти или оппозиционных сил и направленная на запугивание и устрашение политических противников, дестабилизацию общественно-политического строя и в перспективе захват власти или коренное изменение существующей структуры и характера власти, или достижение соответствующих уступок со стороны государства и, наоборот, подавление им оппозиционных сил, применяющих вооруженные средства борьбы против политического режима.

К сожалению, проведенные в последние десятилетия широкомасштабные социально-экономические реформ в нашей стране с точки зрения изменения социальной атмосферы, дали, скорее, отрицательные, нежели положительные результаты. В целом политическое насилие над людьми, обществом, страной, над общественными процессами и историческими судьбами СССР и России начало проявляться и усиливаться с 1988-1989 г.г., когда курс общественного развития страны стал поворачиваться в сторону капитализации и вестернизации. Во многом это также объяснятся тем, что в странах с неразвитой демократией, к коим нужно отнести и Россию, основным фактором, непосредственно порождающим противоправную деятельность, в том числе и политический терроризм, является крайне высокий уровень коррумпированности правящей бюрократии в целом, правоохранительных органов и судебной системы. Свою роль играют также и специальные организованные (как правило, в международном масштабе) террористические структуры, активно использующие межэтнические, межконфессиональные и иные противоречия в обществе.

В то же время, терроризм - это, прежде все­го, самозащитная реакция политического, социального, религиозного, экономическо­го и т. д. меньшинства против тех или иных действий большинства. Реже, это реакция ущемляемого большинства. Но и в том, и в другом случае терроризм возникает тогда, когда исчерпаны все возможности диалога. Когда нет желания слышать и возможно­сти понимать друг друга и укореняется субъективная уверенность сторон в том, что больше не осталось никаких средств для эффективного взаимодействия. В связи с этим именно построение системной стратегии общественного развития, налаживание продуктивного диалога между всеми слоями общества, завоевание властями доверия со стороны граждан, развитие гражданского общества (при жестком соблюдении контроля за исполнением закона) могут эффективно противодействовать реальной угрозе со стороны политического терроризма.

В.В. Сорокожердьев