logo search
Региональная экономика / Кн

Перспективы развития административно-территориального деления рф

Вопрос развития административно-территориального деления РФ имеет практические и теоретические аспекты. Несмотря на провозглашенный Конституцией РФ принцип равноправия практика эволюционировала в сторону формирования ассиметричной федерации и «вертикального» федерализма.

В работах современных ученых регионалистов1 авторы указали на федеральную асимметрию, т.е. фактическое неравноправие областей и республик и предложили укрупнение с выделением не более 28-30 субъектов Федерации.

В числе проблем, вызывающих необходимость совершенствования административно-территориального устройства страны и укрупнения субъектов Федерации выделяют проблему социально-экономических межрегиональных различий и проблему формирование единой российской нации.

Сторонники укрупнения предлагают объединять более слабые регионы с экономически более сильными. Как правило, предлагается делить или присоединять дотационную область к эффективной. В тоже время, ставится вопрос о необходимости разработки норм допустимости слияния субъектов РФ и численных пределах их укрупнения: «…оптимальным вариантом укрупнения представляется поэтапное создание симметричной федерации, состоящей из одностатусных субъектов»2.

Одним из первых концепцию гомогенной Федерации американского типа предложил Г. Х. Попов. По его мнению, структуризация России должна осуществляться без национально-административных границ.

Главными предпосылками для усиления экономической интеграции субъектов Федерации признаются:

При этом остаются открытыми вопросы количественного состава субъектов, возможности усиления конкуренции.

Идея укрупнения находит поддержку экспертного сообщества, однако не находит поддержки у большинства региональных лидеров. Вместе с тем, проблема сочетания экономических интересов центра и регионов признается актуальной, поскольку региональное деление остается неэффективным и не сбалансированным.

Авторам монографии «Развитие российских регионов2» представляется целесообразным иметь в России три типа регионов: федеральные округа, губернии, муниципальные образования (муниципальные районы и городские округа).

Варианты изменения федеративного устройства России нашли отражение в работе М.К. Шишкова3, где речь идет об укрупнении регионов, надстройке над субъектами Федерации, определении перспективных центров макрорегионов и пр.

Таким образом, административно-территориальное деление России теоретически и практически трансформируется. Происходящие изменения касаются федеральных округов, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В системе федеральных округов происходящие изменения отражают процесс их разукрупнения. Семь округов были созданы в 2000 году. В 2010 году на карте страны появился восьмой по счету округ – Северо-Кавказский, выделившийся из ЮФО. По предложению президента Д.Медведева (от июня 2011г.) планируется создание Столичного федерального округа, границей которого будет Центральная кольцевая автомобильная дорога. Инициатива Президента предполагает расширение границ Москвы на 144 тыс. га и разработку для нового федерального округа отдельных правил функционирования. Для регионов, как показывает практика, характерен обратный процесс, т.е. их укрупнение.

В целом происходящие в системе территориальных образований процессы структурных изменений дают основание для вывода о движении территорий по пути повышения эффективности, обеспечения самостоятельности и ответственности за результаты деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

Центр тяжести в управлении территориальными образованиями смещается на уровень регионов и муниципальных образований.

В заключении приходим к следующим выводам.