Перспективы развития административно-территориального деления рф
Вопрос развития административно-территориального деления РФ имеет практические и теоретические аспекты. Несмотря на провозглашенный Конституцией РФ принцип равноправия практика эволюционировала в сторону формирования ассиметричной федерации и «вертикального» федерализма.
В работах современных ученых регионалистов1 авторы указали на федеральную асимметрию, т.е. фактическое неравноправие областей и республик и предложили укрупнение с выделением не более 28-30 субъектов Федерации.
В числе проблем, вызывающих необходимость совершенствования административно-территориального устройства страны и укрупнения субъектов Федерации выделяют проблему социально-экономических межрегиональных различий и проблему формирование единой российской нации.
Сторонники укрупнения предлагают объединять более слабые регионы с экономически более сильными. Как правило, предлагается делить или присоединять дотационную область к эффективной. В тоже время, ставится вопрос о необходимости разработки норм допустимости слияния субъектов РФ и численных пределах их укрупнения: «…оптимальным вариантом укрупнения представляется поэтапное создание симметричной федерации, состоящей из одностатусных субъектов»2.
Одним из первых концепцию гомогенной Федерации американского типа предложил Г. Х. Попов. По его мнению, структуризация России должна осуществляться без национально-административных границ.
Главными предпосылками для усиления экономической интеграции субъектов Федерации признаются:
пространственное рассредоточение элементов производительных сил на территории России;
целесообразность перевода многих функций государственного управления и регулирования с федерального на макрорегиональный (межрегиональный) уровень;
возникновение новых задач, связанных с функционированием межрегионального рыночного и информационного пространства 3.
При этом остаются открытыми вопросы количественного состава субъектов, возможности усиления конкуренции.
Идея укрупнения находит поддержку экспертного сообщества, однако не находит поддержки у большинства региональных лидеров. Вместе с тем, проблема сочетания экономических интересов центра и регионов признается актуальной, поскольку региональное деление остается неэффективным и не сбалансированным.
Авторам монографии «Развитие российских регионов2» представляется целесообразным иметь в России три типа регионов: федеральные округа, губернии, муниципальные образования (муниципальные районы и городские округа).
Варианты изменения федеративного устройства России нашли отражение в работе М.К. Шишкова3, где речь идет об укрупнении регионов, надстройке над субъектами Федерации, определении перспективных центров макрорегионов и пр.
Таким образом, административно-территориальное деление России теоретически и практически трансформируется. Происходящие изменения касаются федеральных округов, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В системе федеральных округов происходящие изменения отражают процесс их разукрупнения. Семь округов были созданы в 2000 году. В 2010 году на карте страны появился восьмой по счету округ – Северо-Кавказский, выделившийся из ЮФО. По предложению президента Д.Медведева (от июня 2011г.) планируется создание Столичного федерального округа, границей которого будет Центральная кольцевая автомобильная дорога. Инициатива Президента предполагает расширение границ Москвы на 144 тыс. га и разработку для нового федерального округа отдельных правил функционирования. Для регионов, как показывает практика, характерен обратный процесс, т.е. их укрупнение.
В целом происходящие в системе территориальных образований процессы структурных изменений дают основание для вывода о движении территорий по пути повышения эффективности, обеспечения самостоятельности и ответственности за результаты деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях власти.
Центр тяжести в управлении территориальными образованиями смещается на уровень регионов и муниципальных образований.
В заключении приходим к следующим выводам.
Исследование исторического аспекта регионального устройства представляет интерес в условиях трансформации экономической системы.
Соглашаясь с тезисом о том, что пространственное развитие России должно идти по пути регионализации, считаем основным элементом административно-территориального устройства регион.
Мы рассматриваем регион как объект и субъект управления мезоуровня, считаем плодотворным поход к его дальнейшему исследованию как к квазикорпорации. Этот подход обусловливает ориентацию на самостоятельность развития региона, ответственность за результаты финансово-экономической и социально-экономической деятельности, исследование финансовых потоков регионального саморазвития. Подход плодотворен и с той точки зрения, что производственная корпорация признается рядом исследователей объектом мезоуровня экономики.
В современных условиях ориентации на экономический рост на основе модернизации экономики, федеральные округа, создание которых преследовало скорее политические цели, становятся ненужным промежуточным звеном в системе административно-территориального деления.
Широкая классификация (типологизация) регионов, обусловленная целями анализа и управления, представляется важнейшей основой для проведения адекватной краткосрочной и долгосрочной региональной политики, отраженной в концепциях и программах социально-экономического развития территорий.
Считаем, что административно-территориальное деление страны должно способствовать достижению потенциального уровня социально-экономического развития.
Способность властей обеспечить достижение потенциального уровня развития региона является мерой качества управления.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml