Существующие практики оценки результативности цепи поставок
Основным условием эффективного функционирования цепи поставок является, прежде всего, заинтересованность в ней всех ее участников: поставщиков, производителей, потребителей, перевозчиков и других посредников. Эта заинтересованность регулируется рыночными отношениями и определяется эффективностью самой системы и распределением эффекта между ее участниками.
На конечный результат функционирования цепи поставок оказывает влияние ряд взаимосвязанных факторов, к которым относятся наличие стабильных заказов, постоянный спрос на продукцию, качественные, надежные поставки и другие.
Интеграция участников цепи поставок и товародвижения необходима для поддержания непрерывности и бесперебойности движения товаров, снижения совокупных издержек во всей цепи поставок, от поставщика к потребителю, при удовлетворении запросов клиентов по качеству товаров и услуг, максимизации синергетического эффекта.
В настоящее время разными авторами приводятся различные виды управления цепями поставок, основанные на оценке стоимости и эффективности работы предприятий.
Так, оценка результативности на промышленных предприятиях ООО «Импульс», ОАО «ЛУКойл-Интер-Кард» складывается на основании анализа статистики отклонений фактических результатов от плановых. Юдина Т.А. отмечает, что данная процедура позволяет оценить полученные результаты с трех аспектов: положительных (фактические результаты больше плановых), отрицательных (меньше) и нейтральных (фактические результаты равны плановым); кроме того, проводится сравнительный анализ числа структурных подразделений системы управления и числа структурных подразделений аналогичной (эталонной) хозяйственной организации, а также анализ результатов и затрат функционирования деятельности функциональных подсистем системы управления хозяйственной деятельности.
Колочева В.В. указывает, что первый шаг в оценке результативности бизнес-процессов предприятия должен осуществляться через формирование плановых и фактических значений каждого бизнес-процесса. Оценка результативности процессов в ее работах проводилась на предприятии ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ», партнером по бенчмаркингу выбрано предприятие ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-НЭЗ». С помощью экспертных оценок создаются веса каждого бизнес-процесса, а с помощью математической модели определяются веса интегральных критериев. Определяется уровень результативности системы бизнес-процессов и проводится бенчмаркинг, разрабатываются мероприятия для совершенствования того или иного бизнес-процесса.
Предложенная оценка результативности системы менеджмента качества В. А. Самородовым1 апробирована на промышленных предприятиях, где была проведена экспериментальная проверка методики оценки в ОАО «Алмаз» (г. Котовск), в ОАО «Промтекстиль» (г. Воронеж). Для определения результативности процесса устанавливаются фактические и плановые значения показателя по каждому процессу системы менеджмента качества промышленного предприятия. Оценка результативности всей системы менеджмента качества формируется на основании блоков вычисления и сравнения базовых и вычисляемых значений результативности процессов. По каждому процессу вычисляется результативность и сравнивается с начальной результативностью для разработки и проведения корректирующих и/или предупреждающих действий.
Батов А. А. оценку результативности промышленной корпорации формирует на основе показателей управленческого учета на примере промышленных предприятий Удмуртской республики, а именно ОАО Концерн «Аксион». Основными функциями данной корпорации в работе выделены: проведение операций с ценными бумагами, торговая деятельность, финансовая и инвестиционная деятельности и др.
Основным этапом в работе является статистическая оценка результатов. Определяется норма роста всех показателей через сравнение фактической динамики показателей и эталонной, где при совпадении фактического порядка темпа роста показателя с эталоном данный показатель не требует корректировки.
Диагностический анализ результатов деятельности грузового автотранспортного предприятия ООО «Технолизинг», ООО «ТКФ ГРУПП», ОАО «ТранКК», ОАО «ГАТП №6» применяется модель диагностического анализа результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий и включает корреляционный и регрессионный анализы1. Диагностический анализ в работе представлен как «система научных знаний и область практической деятельности, которая имеет целью исследование показателей, характеризующих результаты работы предприятия, для выявления обстоятельств, влияющих на ход его деятельности, определения возможных перспектив его развития и для оценки последствий принятия текущих управленческих решений», где целью диагностического анализа является повышение результатов деятельности предприятия.
Автор проводит оценку на основе существующего финансового состояния выбранного грузового автотранспортного предприятия, которая осуществляется в форме интегральной оценки на основе сводных критериев скорингового анализа, с учетом нормативов, разработанных специально для автотранспортных предприятий.
В модели применяется экспертный метод для определения факторов – показателей макро- и микросред. Все показатели делятся на две группы: исходные и аналитические. Аналитические показатели определяются методом экспертных оценок. Диагностический анализ результатов деятельности определяется по финансовой диагностике, экономической диагностике и рейтинговой оценке.
Оценка результативности цепи поставок предполагает определение совокупного эффекта от совместного функционирования предприятий по оказанию услуг потребителю.
Особенности оценки результативности функционирования участников цепи поставок состоят в том, что определяется интегральный результат в целом за определенный период, когда в результате расширения услуг и товаров происходит и количественный рост конечного полезного эффекта, и изменение показателей затрат.
Оценка результативности является основным элементом мониторинга, анализа, контроля и управления цепью поставок, основной проблемой и целью изучения данного явления.
Методика анализа и оценки результативности бизнеса использована в практической деятельности Некоммерческого партнерства «Российский институт директоров» при оказании услуг по формированию годовых отчетов компаний ОАО «Еврохим», ОАО «Ютэйр», а также в РАО «Газпром», ОАО ДОК «Красный Октябрь», ОАО «ЮграФарм», ОАО «Югорская лизинговая компания»1. При выборе показателей одним из условий автор отмечает возможность объективной оценки этих показателей, т.е. сравнение отобранного показателя с базовым уровнем, который является нормативом. Нормативом также могут быть фактические данные предыдущих периодов, либо иные значения. В случае отсутствия таких данных автор считает оценку результативности субъективной.
Автором предложена методика трансформации аналитических данных, используемых для оценки и прогнозирования результативности деятельности организации, где важным элементом методологии является ее композиция и этапы реализации, определяемые многими факторами. В основе данной методики разработана и предложена многокомпонентная аналитическая модель оценки результативности деятельности коммерческой организации, в которой определены характеристики данной модели (например, информационность, трансформационность, адаптивность, сопоставимость оценочных показателей в динамике и другие).
Оценка результативности процессов для определения степени выполнения запланированной деятельности, характеризующая состояние системы в целом изложена в работах Дежуровой О.В. Разработанная автором методика оценивания процессов системы менеджмента качества, на основе совместного применения результатов анализа тенденций показателя функционирования и выполнения планового показателя результативности, была апробирована на двух предприятиях Омского региона машиностроительной отрасли. В исследование включены данные основных процессов во взаимосвязи с факторами, которые оказывают влияние на их результативность – «взаимодействие с потребителями», «взаимодействие с поставщиками», «производство», «хранение, отгрузка и доставка». Автором установлены границы результативности процесса, которые определяются из расчета допустимого уровня отклонения фактического показателя результативности от планового. Влияние совокупности дефектов на результативность данных организаций находится путем расчета показателей накопленной информативности. Для установления соответствия влияния данных показателей на результат деятельности расчетные показатели накопленной информативности в данной методике расположены в порядке убывания. Сравнение данных о результативности процессов, их управляемости и значимости выявленных несоответствий проводит аудитор, а затем он делает выводы и рекомендации, оценивает необходимость вмешательства высшего руководства в процессы системы менеджмента качества.
Разработанная и предложенная методика1 формирования механизма рейтинговой оценки деятельности подразделений предприятий основана на механизме рейтинговой оценки и включает условие выставления рейтинга – входной, основной, повышающий рейтинги не должны превышать по баллам основной рейтинг, формируемый экспертами.
В результате оценки деятельности в ООО «Супермаркет» торговый комплекс «Омич и К», ООО ТД «Речник» и ИП Бикулова М.Б. магазин «Продукты» автором были выявлены наиболее проблемные стороны деятельности подразделений и деятельности обследуемых структур. Результаты были представлены в наглядном виде на математической оси координат с определением проблемных зон: показатели, имеющие критические, проблемные значения, показатели благополучия и показатели пограничные. Экспертами оцениваются показатели – результат деятельности, и затраты, связанные с этой деятельностью с помощью рейтинговой системы. Выявляются проблемы и разрабатываются мероприятия по решению выявленных проблем.
Показатели, основанные на статистических данных, являясь неотъемлемой частью любой системы управления, отражают не только степень достижения целей организации – получение максимальных в данных условиях конечных результатов деятельности за единицу ресурсов собственного потенциала, но и позволяют решать задачи дальнейшего совершенствования всей организации как системы. В современной экономике, в отличие от капиталистической, где на первом плане являлась максимизация прибыли и других финансовых показателей (рентабельности капитала, финансовой устойчивости, стоимости компании и т.д.), проявляется устойчивое развитие всей системы, изменяются цели организации и, как следствие, показатели их отражающие.
Статистика современной организации, опираясь на учет (измерение) и формируя анализ (оценку), образует численно выраженную конструкцию предприятия, позволяющую реализовать ее адекватную математическую модель, придавая гибкость управлению организации и повышая тем самым скорость развития.
Таким образом, оценка результативности разрабатывается под частные случаи и конкретные задачи. Однако представленные методы и модели оценки не позволяют оценить глубину происходящих изменений, которые заключаются в исследовании укрупненных показателей, имеющих отношение к функционально-логистической области либо к области системы менеджмента качества.
Анализ научного и практического опыта в подходах к оценке результативности цепи поставок показал наличие разных аспектов, инструментов и методов оценки результативности цепи поставок; актуальность вопроса по оценке результативности и дальнейшего развития этого направления в России.
Различные цепи поставок с позиции функционирования цепи поставок направлены на улучшение, совершенствование управления бизнес-процессов.
Управление бизнес-процессами в цепи поставок является новым научным направлением, в котором в качестве объекта управления выделяется бизнес-процесс, интегрирующий основные и сопутствующие потоки, системы и их элементы.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml