Модель открытых инноваций в регионе
Задача управления инновационной деятельностью в регионе в условиях финансового кризиса и глобализации экономики решается применением моделей, адекватных современным условиям. Одной из таких моделей являются открытые инновации.
Наиболее полно категория открытой инновации рассмотрена в книге Генри Чесбо 1, где традиционная или закрытая инновация противопоставляется открытой.
Как показывает практика, в последнее десятилетие все четче проявляется ряд тенденций - экономических, институциональных, социальных, которые подрывают эффективность «закрытого» подхода и делают актуальным поиск альтернативы. Нарастание процессов экономической интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности, развитие глобализации и появление новых информационно-коммуникационных возможностей значительно повлияли на снижение эффективности инновационной деятельности, основанной на использовании закрытых инновационных процессов.
Сущность модели закрытых инноваций заключается в самостоятельной разработке, финансировании и выведении на рынок инноваций. Такое поведение было вполне обоснованным в течение долгого времени в рамках организации: чем более внушителен размер инвестиций во внутренние исследования и разработки, чем больше умных и талантливых сотрудников работает на компанию, тем выше вероятность того, что эта компания сделает наибольшее количество открытий и первой выйдет со своими разработками на рынок. Инновационный процесс проходит по спирали, полученная бизнесом прибыль инвестируется в НИОКР, которая в свою очередь должна привести к новым фундаментальным технологическим прорывам.
Модель открытых инноваций является противоположностью модели закрытых инноваций, которой используется большинством компаний в современном мире.
Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. Инновационные кластеры могут привлекать новые идеи и выходить на рынок с новым продуктом не только благодаря собственным внутренним разработкам, но также в сотрудничестве с другими организациями. В то же время открывается доступ к своим новациям, от коммерциализации которых можно получить максимальный эффект по наиболее важным социально-экономическим показателям.
Открытые инновации — закономерное явление глобализующихся динамичных и высококонкурентных рынков товаров, услуг, идей. Их можно рассматривать как явление, существующее в условиях достаточно развитых, цивилизованных рыночных отношений. Открытые инновационные процессы предполагают свободное и добровольное заинтересованное взаимодействие многих независимых участников (как отдельных людей, так и организаций) в условиях высококонкурентной и динамичной глобализующийся рыночной среды. Открытые (в сравнении с закрытыми) инновации и процессы более требовательны к качеству экономических, научных, политических, правовых институтов, составляющих среду генерации, ведения и использования инноваций.
Открытые инновации базируются на следующих принципах:
- переход от использования исключительно внутренних закрытых разработок к использованию внешних знаний;
- на рынке есть много идей, которые могут принести прибыль для компании;
- создание устойчивой бизнес-модели организации является приоритетным по сравнению с первенством на рынке;
- необходимо эффективно использовать как внутренние, так и внешние идеи и разработки.
Бизнес-модели на основе открытых инноваций, во-первых, «решают проблему растущих затрат за счет использования внешних ресурсов НИОКР (как технологических, так и людских), благодаря чему в процессе инноваций экономятся и время, и деньги». Во-вторых, стимулируют новый рост доходов, поскольку происходит увеличение числа рынков, на которых применяются инновации.
Кроме того, в открытых инновациях меняется отношение к интеллектуальной собственности и ее следует не защищать от конкурентов, а относиться к ней как к товару, которым следует активно обмениваться с субъектами инновационной деятельности. При таком методе ведения бизнеса становятся более актуальными интенсивные партнерские отношения между участниками рынка.
Открытые инновации требуют ясной стратегии, четкой политики финансирования и предпринимательской культуры, в рамках которой ценятся экспериментирование и творчество.
Дж. Вест и С. Галлагер1 определили четыре основных стратегии открытых инноваций, которые вполне могут быть использованы при формировании инновационного пространства региона и повышения инновационности региональных кластеров:
1. Организация процесса исследований и разработок путем объединения в общий фонд.
2. Разработка отдельных компонентов инновационного продукта отдельными компаниями.
3. Свободная продажа разработок широкого применения, которые можно использовать для создания различных инновационных продуктов.
4. Значительное сокращение уровня бюрократии принятия решений в области инновационной деятельности в крупных фирмах.
Открытые инновации в регионе можно определить как использование целенаправленных входящих и исходящих потоков знаний, катализация новых идей для ускорения внутренних инноваций и расширения возможностей для их внешнего использования.
В этом случае инновационная стратегия региона вырабатывается в зависимости от задач, которые ему предстоит решать с учетом возможных конкурентных преимуществ и инновационного потенциала. Определяя цели развития региональной инновационной экономики на базе открытых инноваций, могут быть использованы следующие стратегии, действующие как отдельно или в разных сочетаниях в зависимости от обстоятельств:
наступательная - ее цель обеспечить лидирующие позиции и инвестиционную привлекательность региона;
оборонительная – устойчиво сохранять достигнутые позиции, заимствуя новшества и внося в них некоторые изменения;
имитационная — следовать за лидерами, повторяя все их действия и не осуществляя больших затрат на нововведения;
оппортунистическая - достижение частичной выгоды посредством неоправданных мер, использования привычных традиционных технологий.
Модель открытых инноваций требует от региона умения формулировать научно‐технические задачи и компетенции исходя из стратегии модернизации территориальной экономики, быть интегрированным в профессиональное сообщество (технологические платформы, ассоциации), создавать и использовать инфраструктуру для поиска партнеров, участвовать в совместных проектах (подготовка, реализация).
Создание модели открытых инноваций — в значительной мере вопрос коммуникаций с внешней средой. Активизации широкого использования открытых инноваций в регионе требует повышение интенсификация научных исследований в сфере развития инновационной экономики, интернационализация образования и научной сферы, информационной доступности и пропаганды инноваций и инновационных ценностей, внешняя методическая поддержка, консультации.
Внедрению предлагаемой модели открытых инноваций будет содействовать участие региона в федеральных и международных научно-технических программах, российских и европейских технологических платформах, внутренняя инфраструктура для взаимодействия с внешним научно-техническим окружением и инновационной инфраструктурой (сети, инновационные ВУЗы, технопарки, институты развития и т.д.).
Авторы многочисленных научных публикаций, посвященных теме открытых инноваций, предлагают самые различные формы и практики активного использования этой новой бизнес-модели. К числу таковых, в частности, относятся стратегические альянсы и партнерства; субподряды и аутсорсинговые контракты; различные виды лицензирования технологий; создание совместных предприятий; создание автономных компаний на базе университетов; совместное использование технологического оборудования и установок; межфирменное сотрудничество в сфере технологической стандартизации; инновации, осуществляемые при помощи конечных пользователей; кооперативные венчурные инвестиции и прочее.
Основой современной инновационной среды являются открытые инновационные площадки, которые реализуют принцип открытых инноваций, способствует консолидации сообщества инновационных предпринимателей и созданию банка инновационных бизнес-идей.
Нельзя не сказать о строящемся современном научно-технологическом комплексе по разработке и коммерциализации новых технологий – инновационном центре «Сколково», как инновационной площадки. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России (это энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии) в виде отдельных кластеров со своими целями и задачами. Здесь будут проводиться академические исследования, обучение аспирантов, инновационные компании, высокотехнологичное производство, жильё, театр, среда для неформального общения 40 тысячам жителей.
В обсуждениях не раз высказывались мнения, что аналогичные инновационные площадки как «Сколково», необходимо создавать и в перспективных, инвестиционно привлекательных регионах. В настоящее время функционируют в большей степени технопарки. Технопарк — это имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана 1. Их главным назначением является активизация инновационных процессов за счет успешной реализации проектов и в конечном итоге - повышение конкурентоспособности бизнес и пространственной экономики.
Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь. Они могут стать привлечением нового вида деятельности в регион и инициатива принадлежит именно органам местной власти.
В США научные парки вначале развивались медленно, но в 80-е годы они стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 научных парков. В Европе научные парки появились в начале 70-х годов. В 1980-х годах идея научного парка быстро вышла за пределы стран, олицетворяющих «Запад», а также стран типа Канады, Сингапура или Австралии. Научные парки стали создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, а сегодня и в странах бывшего «Восточного блока» - в Восточной Европе, СНГ и Китае около 50, организованы они даже в Тунисе и Уругвае. В мире сегодня насчитывается около 400 научных парков. Множество других находятся на стадии создания.
В России на данный момент опыт по организации научных парков уже накоплен. Первый российский технопарк – «Томский научно-технологический парк» - был создан еще в 1990 году. Российские инновационные технопарки, с одной стороны, похожи на европейские середины прошлого столетия, когда они еще только появились, с другой, не располагают необходимой инновационной инфраструктурой, при этом в стране, в целом, отсутствует должный предпринимательский климат. Развитию проекта технопарков препятствуют отсутствие льготного налогообложения, материальные трудности и зависимость от вузов. Кроме того, мешает также высокая монополизация экономики.
В зарубежной практике, как правило, парки пользуются финансовой поддержкой государственных либо местных властей, научных фондов, промышленных палат, но все же основную часть финансирования такие проекты в большинстве случаев получают непосредственно от государства (при том, что технопарки с участием государственных структур составляют не более 5%): в Англии доля государственного финансирования составляет 62%, в Германии - 78%, во Франции - 50%, в Бельгии - практически 100% 1. Во многих странах, при создании технопарков кроме прямого финансирования применяется обширная система льгот, например на предоставление земли, недвижимости, оборудования, систему ускоренной амортизации оборудования, льготы при аренде основных средств и таможенных операциях, по налогообложению прибыли.
Под воздействием внешних и внутренних факторов бизнес-среды в России происходит трансформация технопарков. Университетские технопарки, наукограды постепенно переросли в бизнес-инкубаторы, мегатехнопарки, а в период современности технопарк берет вектор развития как площадка коммуникаций.
Постоянно меняются в зависимости от интересов инициаторов, основных партнеров и резидентов проекта цели и содержание работы (рис. 1). Однако неизменным в технопарке остается обеспечение взаимодействия между поставщиками и потребителями технологий, коммерциализация накопленного научного потенциала, осуществление поиска технологических решений для корпораций, создание условий для обмена технологиями и коммуникации сообщества исследователей.
Критерии | Сформировавшие центры инноваций | Формирующие центры инноваций | |
Центры процессинга или многоотраслевой специализации | Административные центры | ||
Цель создания технопарка | Закрепление статуса инновационного лидера | Повышение эффективности базового сектора и диверсификация экономики | Привлечение новых функций на территорию |
Основные преимущества территории для создания технопарка | Повышенная плотность инновационной среды | Близость к потребителю технологий | Возможность обеспечения входа на местные рынки технологий |
Потенциальные инвесторы проекта | Государство, муниципалитет | Местные промышленные предприятия, государство, муниципалитет | Импортеры уникальной продукции и технологий |
Приоритетные резиденты технопарка | Малые инновационные компании | Российские и иностранные компании - носители технологий |
Рис. 1. Цели и содержание инновационных центров на региональном уровне
Интерес к технопаркам у органов власти и управления определен тем, что они способны достаточно быстро реализовывать стратегическую задачу – формировать «центры роста» в регионе с максимальным использованием местных ресурсов.
На основе изучения отечественного опыта работы и тенденций развития технопарков предлагаем следующие модели инновационных центров на уровне региона:
Университетские технопарки, где происходит коммерциализация накопленного научного университетского знания, повышение привлекательности обучения и научной деятельности в вузе благодаря расширенным возможностям практической реализации инноваций, обеспечение притока нового научного знания из решения практических задач. При этом технопарк не является бизнесом в чистом виде, получателями прибыли выступают университет и отдельные компании. Активное вовлечение университетов в процесс обмена научно-технологической информацией является трендом открытых инноваций. Совместное проведения исследований и разработок позволяет создать оптимальную бизнес-модель, снизить издержки на НИОКР, увеличить объемы выпуска, а также создавать принципиально новые рынки инновационной продукции. Для этого потребуется: определить цели для бизнес-процесса в целом, а также бизнес-цели для каждого партнера в отдельности; классифицировать научно-исследовательские возможности; согласовать бизнес-модели компаний - участников партнерства.
Региональные отраслевые технопарки, выступающими как модераторы взаимодействия предприятий с независимыми и подконтрольными проектными группами, вузами и свободными исследователями. Успешность технопарка предопределяется числом и разнообразием компаний – партеров и инвесторов, а также финансовыми возможностями.
Технопарки индустриального типа, в которых акцент смещен в сторону риэлтерского бизнеса. Он ориентирован не столько на создание условий обмена технологиями, сколько на создание современной инфраструктуры для организаций новых видов экономической деятельности. Зачастую имеет дополнительные специализации в транспорте и логистике, жилищном строительстве и другие.
Технологические инкубаторы - ориентация на оказание помощи малым инновационным предприятиям на начальных стадиях. Успешность зависит от потока малых компаний и определяется объемом сданных в аренду площадей. Технологические стимулы формируется путем выставления ограничений по деятельности компаний арендаторов.
Инновационное малое предпринимательство отличается высокой оперативностью в принятии решений в условиях рынка, восприимчивостью к нововведениям в хозяйственной деятельности, быстрой адаптацией к внешним воздействиям, высокой оборачиваемостью средств и небольшими расходами по управлению.
Сетевые технопарки, которые являются разновидностью региональных отраслевых или университетских технопарков.. Сетевая структура расширяет возможности технопарка, позволяя предоставлять больший спектр услуг, достичь улучшенных показателей эффективности и обеспечить физическое присутствие в значимых для технопарка городах или иных территориях. Такой технопарк может включать промышленные предприятия, бизнес-инкубаторы, индустриальные и исследовательские парки, венчурные и инвестиционные компании, офисы трансфера технологий и единую бизнес-ассоциацию.
Технопарки как организационная структура (секретариат кластера, coworking – центр и др.). Их деятельность направлена на создание среды обмена информации. В отличии от классических технопарков деятельность смещена от работы с физической инфраструктуры в сторону создания коммуникации и работы с профессиональными сообществами (индивидуальное консультирование, формирование эффективных проектных групп и пр.). Они способствуют повышению разнообразия городской среды благодаря созданию уникального формата бизнеса, позволяют за короткий промежуток времени и невысокую плату создать новые рабочие места и повысить деловую активность территории.
Технопарки являются той платформой, которая позволяет инициировать инновации, формировать необходимые условия для инновационного развития экономики региона и эффективного использования научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких, ресурсосберегающих технологий и принципиально новых для области видов продукции.
Таким образом, межфирменное взаимодействие становится неотъемлемой составляющей инновационной экономики, успешнее используют преимущества, полученные от взаимного сотрудничества.
Разрыв в качестве инновационных сред России и стран – инновационных лидеров препятствуют формированию транснациональных инновационных цепочек. Открытый инноватор, который не ведет собственных разработок, но осваивает приобретенные на стороне технологии, может находится в ситуации, когда он фиксирует собственное технологическое отставание. Технологический лидер, как правило, передает только те технологии, которые являются для него морально устаревшими. Поэтому важно понимать, что приобретается извне: исключительные права на передовые разработки, или же право использования технологии предыдущего поколения. Для открытых инноваторов, которые активно передают собственную интеллектуальную собственность, возникает угроза другого плана: «вымывание» актуального научно-технического задела по передовым направлениям. Поэтому требуется взвешенный механизм формирования модели открытых инноваций с учетом тех преимуществ и угроз, которые несет в себе международный обмен знаниями и технологиями.
Кроме того, важно отметить, что модель открытых инноваций не универсальна, она имеет определенные риски, например, риск утраты знаний и ключевых компетенций, контроля над интеллектуальной собственностью, высокие затраты на координацию, сложность и комплексность задач по созданию механизма интеграции.
Тем не менее, механизмы «открытых инноваций» могут и должны применяться в российской экономике, так как экономят время и ресурсы, создается непрерывный поток инноваций, появляется возможность объединить разнообразный опыт и компетенции многих компаний, в результате чего возрастает вероятность инновационных прорывов, крайне необходимых для конкурентоспособного развития регионов в период глобализации экономики.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml