Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
Под термином «региональный инновационный кластер» следует понимать локальную территорию в рамках региона, на которой сосредоточены предприятия, специализирующиеся на инновациях (продуктовых, процессных, организационных, маркетинговых и т.д.), то есть разрабатывающие и выводящие на рынок новые, преимущественно, высокотехнологичные, товары и услуги. Синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в такой кластер, достигается за счет возникающей региональной связи: все предприятия региона взаимодействуют на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели – инновационного развития региона в целом.
Более полное определение «инновационного кластера» будет включать совокупность инновационной инфраструктуры и предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Здесь важно различать понятия «инновационные анклавы», к которым относятся наукограды, особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа; закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).
Инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, выбрав в качестве точек роста создание инновационных кластеров, и сконцентрировать на этом основные инструменты формирования институциональной среды.
Среда – это общественные, материальные и духовные условия, окружающие человека, влияющие на его существование и деятельность.
Институты – это правила, нормы, своего рода основа, на которой складываются социально – экономические условия. Однако наличие одних и тех же институтов не гарантирует одинаковых условий ведения бизнеса и жизни общества. Существует еще целый комплекс условий и ограничений, накладываемый институциональной средой.
Институциональная среда представляет собой определенную форму организации отношений, совокупность формальных и неформальных рамок поведения участников экономических бизнес-процессов, а также способов закрепления данных взаимодействий и контроля за их исполнением.
Теоретическая значимость изучения институциональной среды состоит в том, что именно данная среда, на наш взгляд, является базовой, определяющей общественное развитие. Институциональная среда определяет хозяйственную активность организаций, поведение домашних хозяйств и государственных учреждений.
К основным задачам исследования институциональной среды инновационной модернизации экономики можно отнести:
- исследование стимулов, создаваемых институциональной средой, и выявление факторов, влияющих на потенциал развития территории и местного сообщества;
- анализ и оценку эффективности сложившихся форм и характера взаимодействия между субъектами законодательной и исполнительной власти, местным сообществом и бизнесом;
- поиск эффективных форм интеграции для реализации потенциала академических структур и расширения возможностей их участия в перспективных направлениях научно-технического, экономического и социального развития;
- оценку ресурсного и инновационного потенциала территории;
- разработку методических рекомендаций для региональных и городских властей по повышению эффективности проведения инновационной научно-технической и социально-экономической политики.
Институциональная среда включает инструменты воздействия, которые в совокупности представляют институциональный механизм, являющийся структурной составляющей хозяйственного механизма.
Институциональный механизм, отличает ряд особенностей:
институциональный механизм играют основную роль в определении взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и агентами;
институциональный механизм развивается в рамках хозяйственного механизма и их изменение обусловлено трансформацией самого хозяйственного механизма;
институциональный механизм направлен на установление и обеспечение порядка во взаимоотношениях субъектов и агентов в рамках хозяйственных отношений;
посредством институционального механизма происходит поддержание устойчивости хозяйственного механизма и повышение его эффективности;
институциональный механизм обладает большей консервативностью по сравнению с другими структурными составляющими хозяйственного механизма;
институциональный механизм призван структурировать различные индивидуальные интересы субъектов для достижения общей цели;
через институциональный механизм проявляется функция стабилизации отклонений действий субъектов от общепринятых норм и правил.
Институциональная среда подвержена влиянию многих факторов и в зависимости от воздействия возможны следующие изменения:
эндогенные - вызванные трансформациями во внешней среде;
экзогенные - связанные с потребностями и стратегией региона с сохранением или модификацией его функций;
рефлекторные - результат влияния как внешней бизнес-среды, так и внутренних преобразований.
На формирование институциональной среды оказывают влияние не только существующие социально-экономические и политические обстоятельства, но и предшествующий период развития общества, его история, традиции, психология и отличительные свойства общественного самосознания, определяемые понятием менталитет. Институциональная среда определяет основное направление развития системы, а также те ориентиры, на основе которых происходит формирование и отбор наиболее эффективных экономических и социальных институтов.
Институциональная среда, ее основные элементы, а также взаимосвязи между ними находятся в постоянном и непрерывном движении, источником которого выступают объективные противоречия. Противоречия охватывают все социально – экономические отношения, выступают источником, движущей силой развития.
Существование экономических противоречий обусловлено противоположностью интересов субъектов хозяйственной деятельности, вступающих между собой в экономические отношения. Можно выделить следующие противоречия институциональной среды: между старыми институтами и формирующимися институтами рыночного типа; между российским менталитетом и применяемыми моделями реформирования.
В процессе разрешения противоречий формируются новые, более эффективные формы взаимодействия и экономической деятельности. От того, на каком этапе разрешения находится то или иное противоречие, какое из них является приоритетным, а также в зависимости от способов разрешения противоречий в среде складываются условия, позитивно, либо негативно влияющие на эффективность хозяйственной деятельности.
Своевременное разрешение противоречий обуславливает возникновение совершенно новых качественных характеристик самой среды, ее сути и форм проявления.
В настоящее время система институтов все еще остается не совершенной: в одних областях правила до сих пор не выработаны, в других существуют нормы, находящиеся в противоречии, в третьих отсутствуют механизмы реализации законов, вследствие чего они так и не работают надлежащим образом. Такая ситуация неизбежно влечет за собой возникновение проблем правоприменения норм и правил, и, как следствие, является сдерживающим фактором для осуществления инновационной деятельности, эффективного взаимодействия государства и предпринимательского сообщества, а также ускорения темпов экономического развития в целом. В условиях инновационного модернизма настоятельно требуется реформирование институциональной среды.
В российской практике встречается стратегия системного заимствования институтов, однако она не всегда приводит к успеху: многочисленные факты свидетельствуют о том, что институты, эффективные в одной среде, могут оказаться бесполезными или даже деструктивными в другой.
Ядром формирования институциональной среды должна стать модель инновационного социально ориентированного развития регионов, базирующаяся на гармоничном сочетании трех перспективных составляющих - экономики, социальной сферы и экологии. Экономика и социальная сфера не требуют особого подробного пояснения, т.к. этому посвящено значительное количество трудов отечественных и зарубежных авторов. Поэтому остановимся на качественно новом подходе решения проблем рационального природопользования и экологии, включающим снижение негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществление значимых мероприятий в области экологически безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлениями снижения негативных для экологии последствий экономической деятельности являются создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, создание современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию.
Создание институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности должно сочетаться с приоритетным формированием инновационных кластеров.
На уровне регионов с учетом территориальных особенностей целесообразно разработать модель инновационного развития кластеров и экономики в целом с определением возможных рисков и мер по их минимизации.
Активизацию экономических возможностей округа вполне реально осуществить за счет модернизации старых и создания новых экономических кластеров (агропромышленный и рыбохозяйственный, туристско-рекреационный, нефтегазовый, машиностроительный, строительный кластер, кластер нанотехнологий, биотехнологий, энергетических технологий, логистики, экологии, химической, легкой промышленности и т.д.).
Необходимо обеспечить интеграцию региональных кластеров между регионами округа, осуществлять их отбор и поддержку на конкурентной основе. Особое внимание следует уделить инновационному партнерству регионов и сотрудничеству с зарубежными странами. Прежде всего, эта задача актуальна для наиболее развитых и конкурентоспособных кластеров, имеющих перспективы развития на уровне всего округа или нескольких регионов федерального округа. Интеграция кластеров позволит добиться взаимного дополнения и усиления их конкурентных преимуществ.
В долгосрочной перспективе развитие территориально-производственных кластеров будет способствовать ускоренному социально-экономическому развитию регионов за счет повышения инновационной активности и ускоренного развития инновационного сектора экономики, роста несырьевого и высокотехнологичного экспорта товаров и услуг.
На уровне федерального округа необходимо обеспечить реализацию следующих направлений кластерной политики:
создание межрегиональных институтов поддержки развития кластеров (центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства, ассоциаций и объединений предприятий, фондов финансовой поддержки кластерных проектов) и разработку долгосрочных стратегий развития кластеров;
развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий в развиваемых кластерах, в том числе путем создания специальных форм пространственной организации (технопарки, промышленные парки, особые экономические зоны и т.д.);
разработку программ поддержки предприятий развиваемых кластеров, включая поддержку экспорта производимой продукции, поддержка приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования, улучшение корпоративного управления, обмена опытом между участниками кластеров.
Основные приоритеты кластерной политики определяются исходя из выделения нескольких групп отраслей с различным уровнем и потенциалом, значением для экономики области, наличием факторов производства, масштаба рынков, на котором присутствуют предприятия, а также прогнозной динамикой развития основных рынков сбыта.
Определим этапы формирования институциональной среды для создания и развития инновационных кластеров в регионе:
Первый этап - совершенствование системы поддержки инновационных кластеров по отдельным приоритетным направлениям, таким как снижение административных барьеров, повышение доступности финансовых ресурсов, создание эффективной и дееспособной инновационной инфраструктуры и др.
Второй этап – формирование отдельной политики по развитию инновационных кластеров и специальных служб, подразделений, ответственных за его развитие, вовлечение субъектов предпринимательской деятельности в состав исполнителей государственных научно-технических программ и Государственной программы.
Третий этап - интеграция государственных программ и инициатив частного сектора, корреляция инновационных программ с мерами по развитию инновационного предпринимательства, развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, институтов корпоративного управления с учетом традиций, обычаев делового оборота и культуры российского общества.
Для создания благоприятной институциональной среды необходимо использовать такие меры, как правовое обеспечение, использование механизма не только налоговых, но и таможенных льгот и преференций, упрощение процедур валютного регулирования и контроля, всестороннее развитие малого и среднего бизнеса.
Система первоочередных мер по формированию инновационного пространства региона, на наш взгляд, должна включать:
Разработку нормативных правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;
Продуманную научно-техническую политику (комплекс мероприятий, направленных на поддержание и развитие научно-технического и интеллектуального потенциалов, фундаментальной науки, передачу научных достижений во все сферы общественного хозяйства).
Прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий.
Льготное налогообложение инновационной деятельности.
Льготное кредитование и повышение доступности кредитных ресурсов.
Формирование инфраструктуры региональной инновационной системы, среды, привлекательной для инвестиций в экономику и рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций.
Кооперацию университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.
Создание системы региональных ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий и в области инновационного предпринимательства.
Формирование благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства; выдача грантов – инноваторам малого бизнеса.
Оказание финансовой поддержки организациям, разрабатывающим и (или) внедряющим инновации, для этого денежные средства должны быть предусмотрены отдельной строкой в расходной части региональных и муниципальных бюджетов и иметь строго целевой характер распределения.
Разработку организационно-правовых схем и механизма проведения целевых региональных и муниципальных займов под самоокупаемые инновационные проекты.
Создание благоприятных условий для вхождения банков и иных финансово-кредитных институтов в структуру регионального инновационного кластера.
Формирование системы мониторинга инновационного потенциала региона.
Создание институциональной среды не ограничивается перечисленными мерами, это следует рассматривать как векторные направления модернизации экономики на основе инноваций и создания инновационных кластеров. Мероприятия по развитию инновационной деятельности в регионе можно значительно расширить такими инструментами организационно-экономического механизма как:
развитие на территории инфраструктуры рискового финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере;
разработка регионального механизма поддержки трансфера инновационных технологий;
реализация основных и дополнительных образовательных программ для инновационных сфер и секторов экономики региона на базе ведущих высших учебных заведений;
развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;
установление взаимовыгодного взаимодействия с мировыми лидерами по широкому спектру (выполнение совместных исследовательских работ, реализация инновационных проектов, создание совместных предприятий и развитие совместной инфраструктуры научно-образовательной и инновационной деятельности и др.);
формирование адаптированных к региональной экономической специфике технологических коридоров и технологических платформ, связывающих в рамках единой логики реализацию долгосрочных инициатив по созданию технологической базы будущего развития, проведению отдельных высокорискованных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых технологических решений в рамках государственно-частного партнерства и созданию за счет средств частного бизнеса конкретных изделий;
создание на принципах государственно-частного партнерства межрегиональных научных парков;
увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности;
формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития.
Опыт развитых и стремительно развивающихся стран свидетельствует о необходимости системного правового подхода во всех процессах, касающихся ускоренной модернизации экономики России на основе всестороннего стимулирования инновационной деятельности. В этой связи целесообразно рассмотреть комплекс законодательных предложений, сопровождаемых рядом целевых программ и организационных мероприятий, направленных на создание национальной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в нашей стране. Скорейшая реализация этих мер позволит создать более благоприятные условия для стимулирования инновационной деятельности в секторе малого и среднего бизнеса.
Значительный потенциал для инновационного развития региона содержится во внешнеэкономическом, информационном, гуманитарном сотрудничестве, формировании человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития округа, реализации научного и образовательного потенциала.
Следует признать, что в современных условиях достаточно сложно заниматься инновационной деятельностью и не только из-за технической и технологической отсталости, но и в результате недостатка капитала (инвестиций), квалифицированных кадров, несовершенства нормативно-правовой базы, административные барьеры, коррупция, региональные особенности и т.д. Кроме того, инновационная деятельность является сложной, многоплановой, влечет для организаций дополнительные и весьма существенные материальные затраты. Причем результаты таких вложений не всегда предсказуемы и очевидны, поскольку деятельность эта является высоко рискованной с точки зрения коммерческой прибыльности. Поэтому чаще всего инновационная деятельность сводится, во-первых, к простому приобретению технологического оборудования и технологий, а значит, не ведется работа по их усовершенствованию и модернизации. В результате технический уровень предприятий консервируется на более низком по сравнению с техническим уровнем предприятий развитых стран уровне. Во-вторых, внедрение инноваций направлено на обновление продукции. Например, в 2006 г. в этом направлении работали почти 93% организаций, которые внедряли инновации. Приблизительно 26% этих предприятий внедряли новые технологические процессы; 13% – осуществляли механизацию и автоматизацию производства. К 2011 г. ситуация существенно не изменилась.
За рубежом производство наукоёмкой продукции обеспечивают всего 50-55 макротехнологий, причем 80% этого рынка сконцентрировано в семи наиболее развитых странах. От экспорта наукоёмкой продукции ежегодно США получают 700 млрд. долл., Германия – 530 млрд. долл., Япония – 400 млрд. долл.
В рамках формирования институциональной среды инновационной деятельности региона важно рассматривать сферу науки, образования и производства как инструмент модернизации экономики. Институциональное пространство ведения инновационной деятельности предусматривает совпадение интересов науки и предпринимательства региона.
Системное применение экономических мер воздействия на инновационную составляющую науки позволит не только привлечь дополнительные средства бизнес-сообщества в научные исследования и разработки, но и добиться прорыва в использовании результатов науки в конкретном секторе экономики.
В условиях социально-экономических и политических преобразований в стране, необходимости оперативного принятия грамотных управленческих решений и предвидения экономической ситуации очевидна роль качества образования и профессиональной подготовки выпускников. Зачастую методы работы, знания, умения и навыки, сформировавшиеся у большинства специалистов в прежних условиях, становятся недостаточными для динамичного инновационного развития бизнеса.
Эндогенное влияние фактора науки в развитых зарубежных странах привело к повышению наукоёмкости экономического прогресса. В российской же экономике для того чтобы возникла устойчивая связь между наукой и производством необходимо построение соответствующей инфраструктуры. В настоящий момент одной из самых важных причин, тормозящих процессы региональной кластеризации, является как раз отсутствие в регионах действенной инфраструктуры для развития инновационных кластеров.
В сфере развития научно-инновационного кластера на уровне региона предлагается осуществление следующих основных проектов:
участие в создании современных технологических платформ на базе ведущих высших учебных заведений округа и инновационно активных предприятий (композиционные технологии и материалы, биотехнологии, светодиоды и энергосбережение, авионика и бортовое оборудование, информационные технологии, космические технологии, медицинские технологии, экология, природопользование, ресурсосбережение, безопасность, ядерные технологии, нанотехнологии, технологии в строительстве, химические технологии, живые системы и др.);
формирование технико-внедренческих особых экономических зон, в том в области автоматики, вычислительной техники, приборостроения, электроники и радиотехники;
проектирование, строительство и оснащение технопарков в сфере высоких технологий, а также агротехнопарков;
создание на принципах государственно-частного партнерства научных парков;
дальнейшее создание агротехнопарков;
развитие малых инновационных бизнес-предприятий, инновационно-технологических и инновационно-образовательных центров на базе ведущих высших учебных заведений округа.
Таблица 2
Ожидаемые результаты инновационной деятельности в ЮФО
Показатели | 2013 г. | 2020 г. | Темп прироста |
Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, % | 12 | 40 | 28 |
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % | 8 | 25 | 17 |
Внутренние затраты на исследования и разработки от валового регионального продукта | 1 | 2,5 | 1,5 |
Количество малых инновационных предприятий | 150 | 500 | 350 |
Количество технологических платформ | 7 | 25 | 18 |
Количество технопарков на базе ведущих вузов | 8 | 25 | 17 |
Количество бизнес-инкубаторов | 12 | 30 | 18 |
Перечисленные направления должны быть включены в стратегию развития научно-инновационной сферы любого региона. Например, в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа (ЮФО) на период до 2020 года 1 обозначены не только меры активной инновационной политики, но и ожидаемые результаты, представленные в таблице 2.
Достичь положительных результатов и ускоренного темпа развития научно-инновационного кластера возможно на основе реализации следующих основных мероприятий:
формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития;
формирование инфраструктуры научно-инновационной деятельности, включая создание малых инновационных предприятий, региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров трансфера технологий (в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих высших учебных заведений), а также межрегионального информационно-аналитического центра;
наращивание продуктивного взаимодействия науки, образования и бизнеса в инновационной сфере, в том числе на основе участия в формировании технологических платформ, технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, вовлечения бизнеса в финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, использование результатов интеллектуальной деятельности и др.;
совершенствование регионального механизма поддержки научно-инновационной деятельности и ее межрегиональной интеграции, включая разработку и принятие целевых программ в инновационной сфере, издание нормативных правовых актов региональных органов власти, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности, мотивацию спроса на научно-инновационную продукцию, создание механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции, формирование институтов микрофинансирования в научно-технической сфере, увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности, создание более эффективного механизма защиты прав интеллектуальной собственности и др.;
создание условий для привлечения прямого и венчурного финансирования в инновационные малые предприятия, в том числе с использованием механизмов федеральных программ, инструментов частного инвестирования в инновационные разработки на различных этапах их реализации;
развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной и научно-инновационной сферах и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;
развитие кадрового потенциала научно-инновационной деятельности, в том числе на основе создания многоуровневой системы подготовки кадров в ведущих высших учебных заведениях округа для инновационных сфер и секторов региональной экономики;
информационная поддержка инновационной деятельности, включая организацию семинаров, конференций, круглых столов, выставок и др.
Все нововведения в технике и технологиях, экологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения. Поэтому формирование институциональный среды следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных основополагающих экономических, политических, социальных и юридических правил, образующие базис формирования инновационного сектора.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml