Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
Наряду с гармонизацией права корпораций применяется второй путь – унификация. Унификация законодательства в ЕС осуществляется посредством принятия регламентов, которые рассматриваются как «наиболее сильное и эффективное средство интеграционного строительства».1 На основе регламентов Совета ЕС создаются новые наднациональные формы юридических лиц, регулируемых непосредственно правом ЕС и получающих равное признание во всех государствах-членах.
Так, среди наиболее значимых в области создания и регулирования деятельности наднациональных форм компаний, объединений и иных форм ведения предпринимательской деятельности следует выделить: Регламенты о создании Европейского объединения по экономическим интересам, об Уставе Европейской компании, о Европейской ассоциации, Европейском объединении взаимопомощи и Европейском кооперативном обществе.2 Комиссия ЕС активно стимулирует развитие законодательных процессов в связи с принятием подобных актов, претворяя в жизнь стремление Европарламента уделять значительное внимание развитию новых европейских организационно-правовых форм.3
Перечисленные общеевропейские организационно-правовые формы являются «проекцией» национальных разновидностей юридических лиц, и их существование обеспечивается санкцией ЕС, который сегодня приобрел многие черты федеративного государства. Весьма характерным является то, что даже соответствующим общеевропейским компаниям сегодня не предоставляется возможность свободного выбора применимого права корпораций из числа правовых систем стран-участниц ЕС. Вместо этого по вопросам, не урегулированным в общеевропейских актах, в субсидиарном порядке императивно подлежит применению национальное право страны, на территории которого находится оседлость соответствующего юридического лица.1
Так, форма Европейского объединения по экономическим интересам (ЕОЭИ)2 и была введена Регламентом от 25 июля 1985 г. N 2137/85.3 Цель ЕОЭИ - создание единого законодательного регулирования, стимулирующего межграничное сотрудничество между компаниями разных государств-членов. Для учреждения ЕОЭИ заключается договор о создании объединения, наделенного правами юридического лица, однако не имеющего права извлекать прибыль для собственных целей. Регламент о создании ЕОЭИ предусматривает вопросы членства в ЕОЭИ, раскрытия информации об объединении и его членах, деятельности органов управления, распределения прибыли, ликвидации и другие вопросы. Однако большие полномочия предусмотрены национальным законодателем в развитии положений о ЕОЭИ. Следует отметить, что ЕОЭИ - не слишком популярная форма ведения предпринимательской деятельности в ЕС в секторе реального бизнеса, она больше распространена в сфере услуг (например, среди юридических фирм). Дело в том, что вопрос о предоставлении ЕОЭИ правосубъектности отнесен на усмотрение национального законодательства. Например, Германия и Италия не признают ЕОЭИ юридическим лицом, следовательно, не представляется возможным утверждать, что такое объединение имеет широкие полномочия в данных странах, а значит, может быть притягательной формой для европейских компаний. К недостаткам присущим ЕОЭИ можно отнести следующие: эта организационно-правовая форма не предоставляет ее участникам преимуществ ограниченной ответственности, она не может быть учреждена для целей получения прибыли или быть холдинговой компанией и не может нанимать более 500 работников.4 В то же время полностью «сбрасывать со счетов» данное экономическое образование не следует. Ведь цели данного хозяйствующего субъекта иные, чем у ЕК. Задачей ЕОЭИ является не концентрация капиталов и создание крупных «европейских» акционерных компаний, а развитие сотрудничества между мелкими и средними компаниями различных государств-членов, составляющими абсолютное большинство в экономическом пространстве ЕС.
Другим наднациональным юридическим лицом является Европейское акционерное общество (ЕАО), или Европейская компания (ЕК). Данная организационная форма обеспечивает возможность беспрепятственного трансграничного слияния и перемещения по территории Сообщества с коммерческими целями.
В октябре 2001 г. Совет ЕС единогласно одобрил Регламент, содержащий Статут ЕАО, предполагающий создание национальными компаниями новой структуры на европейском уровне на основе модельного устава акционерного общества, регулируемой наднациональным законодательством. Регламент «О Статуте Европейской Компании»1 вступил в силу 8 октября 2004 г. По сути, Европейская компания – обыкновенное акционерное общество, созданное по законам страны места регистрации ЕАО (п. 1 ст. 3 Статута).
Идеи о создании ЕК основаны на уровне Европейского Союза без привязки к национальному законодательству.2 Эти принципы и легли в основу ныне действующего Устава Европейской компании (ЕК), принятого Советом ЕС в 2001 г. на основе Регламента N 2157/2001, а также Директивы 2001/86/ЕС об участии работников в управлении компании, являющейся неотъемлемой частью Регламента.
Европейская компания - это дополнительная организационно-правовая форма к существующим в национальных правовых системах государств-членов. Прежде всего, она выгодна крупным компаниям с трансграничными операциями, т.к. значительно снижает расходы на создание и поддержание деятельности дочерних компаний в государствах-членах; облегчает осуществление трансграничных операций по слиянию, созданию совместных предприятий, перенесению места нахождения и иных трансграничных операций. Это существенно снижает расходы и позволяет оптимизировать деятельность ввиду отсутствия юридических барьеров, вызванных различиями в национальных правовых системах.
Устав ЕК регулирует вопросы ее создания, осуществления деятельности и прекращения. Остальные вопросы могут регулироваться национальным законодательством государств-членов или учредительными документами (если это предусмотрено в Уставе ЕК), что, безусловно, делает привлекательной форму ЕК, содержащую единые для всех правила.
Иначе говоря, организационно-правовая форма Европейской компании, по мысли ее создателей, должна предоставить европейским хозяйствующим субъектам возможность воспользоваться всеми преимуществами единого внутреннего рынка Европейского союза, в частности при ведении бизнеса, а также проведении реструктуризации на территории нескольких государств - членов ЕС.
Отныне ЕК призвана удовлетворить насущную потребность европейских законодателей и деловых кругов в создании такой организационно-правовой формы юридического лица, которая позволяет хозяйствующим субъектам осуществлять трансграничные слияния и переносить место нахождения официального административного центра из одного государства - члена ЕС в другое, не прибегая к процедуре ликвидации и повторной регистрации в другом государстве. Кроме того позволяет упрощать административные структуры и снижать уровень административных расходов компаний.1 По замыслам европейских законодателей, ЕК должна стать «флагманом общеевропейского права компании2, дополнительной организационно-правовой формой юридического лица, позволяющей открыть ряд новых возможностей по реструктурированию деятельности европейских предприятий и их выходу на международный уровень.3
Положение о ЕК не является всеобъемлющим документом и представляет собой в значительной степени рамочный акт, так как многие вопросы оставлены на разрешение национальным законодательствам государств ЕС. В то же время на сегодняшний день более десяти государств-членов ЕС уже приняли специальные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и функционирования такого вида юридического лица, как ЕК.1
Еще одним наднациональным правовым образованием является Европейское кооперативное общество (European Cooperаtive Society (англ.)).2 Данная организационно-правовая форма представляет собой в государствах - членах ЕС современное и динамическое юридическое лицо, учрежденное на основах коммунитарного права. В частности, правовой основой для него выступил Регламент Совета ЕС № 1435/2003 от 22 июля 2003 г. «О статусе европейского кооперативного общества»3 и Директива Совета 2003/72/ЕС от 22 июля 2003 г. о дополнении статуса Европейского кооперативного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению.4 Европейское корпоративное общество (далее -SCE) может быть учреждено как физическими, так и юридическими лицами. Кроме того SСE может быть учреждено слиянием уже существующих кооперативов, при этом главным условием является сохранение элемента наднациональности, т.е. субъекты всегда должны иметь происхождение или юридический адрес минимально в двух государствах-членах ЕС. Таким образом, принятие статута SCE значительно упрощает возможность трансграничного ведения бизнеса кооперативными предприятиями.
В 2008 году Европейской комиссией было предложено ввести еще одну организационно правовую форму для небольших (маленьких) и средних предприятий Европейскую частную компанию (англ. European Private Company, лат. Societas Privata Europaea, далее - SPE). Это организационно-правовая форма компании с ограниченной ответственностью, схожая с английской Ltd., австрийской и немецкой GmbH и французской SARL5. Цель данного предложения избавить компании от необходимости постоянной перерегистрации в той же организационно-правовой форме на территории государств-членов, где они осуществляют свою деятельность. С практической точки зрения введение SPE будет означать, что небольшие и средние компании смогут зарегистрироваться вне зависимости от того осуществляют ли они свою деятельность на территории страны регистрации или же в другом государстве-члене. Кроме того, у предприятий появится возможность сэкономить время и деньги на юридических консультациях, управлении и администрировании. Первоначально введение данной формы на всей территории ЕС планировалось с июля 2010 года, но реализация проекта пока невозможна из-за неодобрения со стороны Германии.1
Согласно пресс-релизу, время регистрации новой компании не будет превышать одной недели, а выдача лицензий будет осуществляться не дольше одного месяца.2
Кроме того, Совет ЕС продолжает процесс рассмотрения и согласования проектов еще двух видов наднациональных правовых образований: Европейской ассоциации 3 и Европейского общества взаимопомощи (Европейское общество взаимного кредитования).4
Реализация унификации корпоративного регулирования, посредством конструирования наднациональных организационно-правовых форм юридических лиц частного права представляются не менее интересной и перспективной чем ставший уже традиционным метод гармонизации законодательства о компаниях в условиях региональной экономической интеграции в ЕС. С помощью данного направления унификации может быть устранена основная причина различий в правовом положении юридических лиц государств-членов, которая коренится, главным образом, в том, что каждое государство имеет собственную систему организационно-правовых форм юридических лиц, а уникальные специфические особенности этих систем предопределяют отсутствие связующих звеньев между ними.5
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml