Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
Недостаточно внимательное отношение к проблемам унификации международного, наднационального и национального корпоративного регулирования выступает основным методологическим недостатком современных правовых исследований.
В основном унификация происходит не при помощи международных договоров, а преимущественно путем односторонней рецепции понятий, конструкций и институтов иностранного права корпораций. Большинство юристов не считают такое сближение правовых систем унификацией, рассматривая его лишь как копирование или имитацию иностранного права.1
При решении же задач экономической интеграции в области правового регулирования деятельности корпораций вопросы выбора надлежащего метода унификации приобретают особо важное значение. Гармонизация как способ унификации корпоративного регулирования представляется нам наиболее гибким в условиях экономической интеграции.2 Данный способ правовой унификации направлен не на тотальную стандартизацию правовых норм различных внутригосударственных правовых систем, а на сближение нормативного содержания посредством установления общих принципов правового регулирования, так называемых «рамочных правил».3 Достижение гармонии взаимодействия национально-правовых систем достигается посредством различных юридических техник: международно-правовыми договорами, единообразным национальным законодательством, которое ориентируется на модельные законы, супранациональные правовые акты, такие как директивы ЕС, прецедентное право или общие правовые положения. Позитивом метода гармонизации является то, что он приводит к незначительной экономико-политической потере суверенитета участвующих государств, в отличие от правовой стандартизации, но вопреки этому он обусловливает «созвучие права», которое допускает льготные условия для транснациональных экономических отношений. Национальное право как таковое продолжает существовать, но оно должно соответствовать определенным минимальным общим требованиям. Таким образом, при принятии общих положений могут учитываться соответствующие национальные особенности.
Влияние экономических интеграционных процессов на унификацию корпоративного регулирования связано и с вопросами участия корпораций во внешнеэкономических отношениях посредством заключения международных контрактов. Так, профессор Н.Г. Вилкова полагает, что в современный период значительно возросла роль гражданско-правовых договоров (контрактов), заключая которые хозяйствующие субъекты - участники международных коммерческих операций оформляют свои отношения. Поэтому весьма важное значение имеет обеспечение единообразия содержания таких контрактов с помощью метода частноправовой унификации.
Использование данного метода унификации обусловлено причинами как экономического (либерализация экономики, появление транснациональных компаний, невозможность для государств осуществлять контроль за их деятельностью), так и юридического характера (возрастание значения принципа автономии воли участников, недостаточная эффективность метода международно-правовой унификации, возникновение новых видов контрактных отношений, изменение концепции свободы договора).1
На сегодняшний день, наиболее эффективными уровнями унификации корпоративного регулирования посредством сближения национальных правовых систем осуществляемой в условиях интенсификации процессов экономической интеграции являются:
Во-первых, - унификация, посредством создания единых норм и правил регулирования деятельности хозяйственных обществ, как национальных, так и ведущих трансграничную деятельность (ТНК) через международные организации специальной компетенции, такие как ВТО, ОЭСР, ЕБРР и т.д.;
Во-вторых, это унификация, посредством создания государствами–участниками единых норм и правил регулирования деятельности национальных АО и ТНК в рамках юрисдикции отдельных региональных и субрегиональных интеграционных объединений, таких как ЕС, СНГ и т.д.;
В-третьих, это унификация посредством создания международного корпоративного регулирования, как совокупности договорных норм, вырабатываемых самими участниками частноправовых отношений и устанавливающих правила поведения для хозяйствующих субъектов, исходя из требований и условий рынка, не закрепленные на ином уровне. Последний тезис получил совсем недавнее законодательное признание в российском акционерном праве и отразился, например, во введении статьей 32.1 ФЗ «Об акционерных обществах» такого правового института, как «акционерные соглашения».1
Обозначенные тенденции развития глобального и регионального корпоративного регулирования, а также перечисленные наиболее эффективные уровни унификации права корпораций обусловливают методологическую целесообразность изучения в современных научных исследованиях проблем правового обеспечения создания и жизнедеятельности корпорацийв аспекте правовой интеграции, как в рамках мирового хозяйствования, так и в рамках отдельных региональных интеграционных объединений.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml