logo search
Региональная экономика / Кн

Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес

Процессы интеграции и регионализации не являются двумя полюсами биполярной конструкции правовых механизмов регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Растущая фактическая и институциональная регионализация не является контр-тенденцией экономической и правовой интеграции. Процесс формирования региональных правовых блоков корпоративного регулирования не противоположен правовой интеграции в сфере корпоративных правоотношений. Обе тенденции, как в экономическом, так и в правовом аспекте имеют одинаковую целенаправленность, заключающуюся в транснациональном расширении организованных на внутригосударственном уровне экономической и правовой системы.

Процесс регионализации мирового корпоративного регулирования, рассмотрен в работе на примере Европейского Союза. В условиях возрастающего значения многостороннего сотрудничества России с Европейским Союзом (далее - ЕС) усиливается научно-практический интерес к вопросам правового регулирования деятельности хозяйственных обществ в рамках уникального регионального объединения, каковым является Европейский Союз, который уделяет особое внимание вопросам регулирования деятельности юридических лиц.1

Европейский Союз добился значительных успехов в деле унификации и гармонизации законодательства и разработки наднациональных актов в области корпоративного регулирования.2 Обеспечение защиты прав учредителей и акционеров компаний в перечне других приоритетных принципов права корпораций ЕС, которые явились залогом успеха наряду с созданием единых условий функционирования и благоприятной среды для учреждения наднациональных компаний. На протяжении более 50-ти лет существования Союза формировались механизмы претворения в жизнь этих принципов, изложенных в учредительных договорах, направленных на создание единого рынка, свободы деятельности и учреждения и других экономических оплотов объединенной Европы. Реформа права корпораций в ЕС продолжается и направлена она на еще большее упрощение правил и процедур ведения хозяйства и укрепления экономики государств-членов.3

Многолетний накопленный опыт ЕС сегодня позволяет говорить о нем как о неком эталоне в деле унификации и гармонизации корпоративного регулирования. Представляется, что на примере опыта ЕС, как самого развитого сегодня регионального объединения в мире, можно получить наиболее полное представ­ление о процессах унификации и гармонизации, как способах интеграции права корпораций. Уникальность опыта ЕС в области унификации права обусловлен составом объеди­ненной Европы, представителями которого являются как страны континентальной, так и англо­саксонской правовых семей.1

Право корпораций ЕС, являясь частью единого европейского частного права, развивалось постепенно и совместно с ним, претерпевая определенные трудности и коллизии. В результате этого развития в настоящее время право, которое уже давно воспринимается не как система норм, принятых и подлежащих применению исключительно на определенной территории, а скорее признается и применяется в международном масштабе,2 становится ощутимой реальностью, хотя и на сегодняшний день ряд вопросов остаются открытыми.

В рамках ЕС консолидация капитала, являющаяся характерной для современного этапа развития мирового экономического сообще­ства, и тенденции корпоративных преобразований прослеживаются наиболее четко. Объединение ранее обособленных рынков и ввод единой валюты поставили перед предприятия­ми ЕС принципиально новые задачи и обусловили наблюдаемый рост числа сделок по слиянию и по­глощению. Опыт и текущая правоприменительная и судебная прак­тика ЕС в рассматриваемой сфере показательны по де­тализации и охвату правового регулирования, что делает их полезными в практической деятельности как оперирующих на рынке, так и вновь создавае­мых отечественных юридических лиц, а также рос­сийских предприятий с иностранным участием.

Следует отметить, что увеличению масштабов и географии деятельности юридических лиц препятствовали различия их регулирования законодательством разных стран. Это приводило к тому, что например, для перемещения акционерного общества, учрежденного во Франции, в Германию приходилось сначала его ликвидировать на родине, а затем вновь создавать его в соответствии с законодательством нового места нахождения.

Для преодоления указанной преграды сначала пытались использовать привычные международно-правовые инструменты. В частности, в 1971 г. была принята Конвенция о взаимном признании обществ, которую в силу различных причин так и не удалось ратифицировать.3

Результатами тесного взаимодействия международного и национального права в процессе экономической интеграции явились такие правовые феномены, как унификация и гармонизация корпоративного регулирования, обеспечивающие формирование единого правового пространства для деятельности хозяйствующих субъектов регионального интеграционного объединения.

В современной действительности унификация и гармонизация национального права корпораций государств-членов ЕС являются весьма актуальными задачами в целях ликвидации правовых барьеров для поступательного развития международной торговли, сотрудничества и производственного обмена.

Право корпораций ЕС в настоящий момент во многом определяет институциональную стабильность экономических связей и движения капитала. Наличие трех влиятельных теорий компании [договорной (англо-американской), коммунитарной1 и концессионной или разрешительной]2, различных моделей корпоративного управления (англо-американской, германской и французской), существенно отличающихся правил реорганизации компаний, делает регулирование деятельности юридических лиц крайне затруднительным, особенно в условиях Общего рынка. Общий рынок, провозглашая свободы (перемещения капиталов, товаров, лиц, услуг)предполагал устранение названных принципиальных противоречий правового регулирования в различных национальных законодательствах.

В последнее время инициатором активизации деятельности Союза по совершенствованию корпоративного законодательства и практики корпоративного управления выступает Европейская комиссия. Усилия Еврокомиссии по формированию эффективной системы корпоративного управления продиктованы, прежде всего, стремлением восстановить пошатнувшееся доверие к фондовому рынку, и направлены на приостановление падения темпов роста экономики ЕС. Кроме того, сегодня Европейские компании, чьи акции котируются на американских биржах, обязаны соотносить свою деятельность с предельно жесткими требованиями по финансовой отчетности, предъявляемыми к ним законом Сарбейнса – Оксли (2002).1 Наконец, вступление в ЕС новых государств-членов поставило в повестку дня такой вопрос, как приведение к общеевропейскому знаменателю венгерской, польской, чешской и иных моделей корпоративного управления, прежде развивавшихся автономно.

Помимо всего прочего, в настоящее время в государствах – членах Евросоюза полным ходом идет процесс корректировки действующих в данной сфере кодексов корпоративного управления в соответствии с обновленными в 2004-м году Принципами ОЭСР.2

И, наконец, стоит упомянуть Европейский форум по корпоративному управлению - специальный консультативный орган, образованный при Еврокомиссии в конце 2004 года, который призван выработать приоритетные направления и подготовить конкретные рекомендации. В его состав вошли 15 наиболее авторитетных в профессиональном сообществе экспертов, представляющих эмитентов, инвесторов, регуляторов, аудиторов и академические круги.3 Создание форума стало частью Плана действий по модернизации корпоративного законодательства и повышению стандартов корпоративного управления в странах ЕС, принятого в мае 2003-го. В соответствии с ним Еврокомиссия на протяжении последних двух лет регулярно публикует нормативные документы, адресованные национальным правительствам и предназначенные заложить основу общеевропейских принципов в этой области.4