Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
Процессы интеграции и регионализации не являются двумя полюсами биполярной конструкции правовых механизмов регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Растущая фактическая и институциональная регионализация не является контр-тенденцией экономической и правовой интеграции. Процесс формирования региональных правовых блоков корпоративного регулирования не противоположен правовой интеграции в сфере корпоративных правоотношений. Обе тенденции, как в экономическом, так и в правовом аспекте имеют одинаковую целенаправленность, заключающуюся в транснациональном расширении организованных на внутригосударственном уровне экономической и правовой системы.
Процесс регионализации мирового корпоративного регулирования, рассмотрен в работе на примере Европейского Союза. В условиях возрастающего значения многостороннего сотрудничества России с Европейским Союзом (далее - ЕС) усиливается научно-практический интерес к вопросам правового регулирования деятельности хозяйственных обществ в рамках уникального регионального объединения, каковым является Европейский Союз, который уделяет особое внимание вопросам регулирования деятельности юридических лиц.1
Европейский Союз добился значительных успехов в деле унификации и гармонизации законодательства и разработки наднациональных актов в области корпоративного регулирования.2 Обеспечение защиты прав учредителей и акционеров компаний в перечне других приоритетных принципов права корпораций ЕС, которые явились залогом успеха наряду с созданием единых условий функционирования и благоприятной среды для учреждения наднациональных компаний. На протяжении более 50-ти лет существования Союза формировались механизмы претворения в жизнь этих принципов, изложенных в учредительных договорах, направленных на создание единого рынка, свободы деятельности и учреждения и других экономических оплотов объединенной Европы. Реформа права корпораций в ЕС продолжается и направлена она на еще большее упрощение правил и процедур ведения хозяйства и укрепления экономики государств-членов.3
Многолетний накопленный опыт ЕС сегодня позволяет говорить о нем как о неком эталоне в деле унификации и гармонизации корпоративного регулирования. Представляется, что на примере опыта ЕС, как самого развитого сегодня регионального объединения в мире, можно получить наиболее полное представление о процессах унификации и гармонизации, как способах интеграции права корпораций. Уникальность опыта ЕС в области унификации права обусловлен составом объединенной Европы, представителями которого являются как страны континентальной, так и англосаксонской правовых семей.1
Право корпораций ЕС, являясь частью единого европейского частного права, развивалось постепенно и совместно с ним, претерпевая определенные трудности и коллизии. В результате этого развития в настоящее время право, которое уже давно воспринимается не как система норм, принятых и подлежащих применению исключительно на определенной территории, а скорее признается и применяется в международном масштабе,2 становится ощутимой реальностью, хотя и на сегодняшний день ряд вопросов остаются открытыми.
В рамках ЕС консолидация капитала, являющаяся характерной для современного этапа развития мирового экономического сообщества, и тенденции корпоративных преобразований прослеживаются наиболее четко. Объединение ранее обособленных рынков и ввод единой валюты поставили перед предприятиями ЕС принципиально новые задачи и обусловили наблюдаемый рост числа сделок по слиянию и поглощению. Опыт и текущая правоприменительная и судебная практика ЕС в рассматриваемой сфере показательны по детализации и охвату правового регулирования, что делает их полезными в практической деятельности как оперирующих на рынке, так и вновь создаваемых отечественных юридических лиц, а также российских предприятий с иностранным участием.
Следует отметить, что увеличению масштабов и географии деятельности юридических лиц препятствовали различия их регулирования законодательством разных стран. Это приводило к тому, что например, для перемещения акционерного общества, учрежденного во Франции, в Германию приходилось сначала его ликвидировать на родине, а затем вновь создавать его в соответствии с законодательством нового места нахождения.
Для преодоления указанной преграды сначала пытались использовать привычные международно-правовые инструменты. В частности, в 1971 г. была принята Конвенция о взаимном признании обществ, которую в силу различных причин так и не удалось ратифицировать.3
Результатами тесного взаимодействия международного и национального права в процессе экономической интеграции явились такие правовые феномены, как унификация и гармонизация корпоративного регулирования, обеспечивающие формирование единого правового пространства для деятельности хозяйствующих субъектов регионального интеграционного объединения.
В современной действительности унификация и гармонизация национального права корпораций государств-членов ЕС являются весьма актуальными задачами в целях ликвидации правовых барьеров для поступательного развития международной торговли, сотрудничества и производственного обмена.
Право корпораций ЕС в настоящий момент во многом определяет институциональную стабильность экономических связей и движения капитала. Наличие трех влиятельных теорий компании [договорной (англо-американской), коммунитарной1 и концессионной или разрешительной]2, различных моделей корпоративного управления (англо-американской, германской и французской), существенно отличающихся правил реорганизации компаний, делает регулирование деятельности юридических лиц крайне затруднительным, особенно в условиях Общего рынка. Общий рынок, провозглашая свободы (перемещения капиталов, товаров, лиц, услуг)предполагал устранение названных принципиальных противоречий правового регулирования в различных национальных законодательствах.
В последнее время инициатором активизации деятельности Союза по совершенствованию корпоративного законодательства и практики корпоративного управления выступает Европейская комиссия. Усилия Еврокомиссии по формированию эффективной системы корпоративного управления продиктованы, прежде всего, стремлением восстановить пошатнувшееся доверие к фондовому рынку, и направлены на приостановление падения темпов роста экономики ЕС. Кроме того, сегодня Европейские компании, чьи акции котируются на американских биржах, обязаны соотносить свою деятельность с предельно жесткими требованиями по финансовой отчетности, предъявляемыми к ним законом Сарбейнса – Оксли (2002).1 Наконец, вступление в ЕС новых государств-членов поставило в повестку дня такой вопрос, как приведение к общеевропейскому знаменателю венгерской, польской, чешской и иных моделей корпоративного управления, прежде развивавшихся автономно.
Помимо всего прочего, в настоящее время в государствах – членах Евросоюза полным ходом идет процесс корректировки действующих в данной сфере кодексов корпоративного управления в соответствии с обновленными в 2004-м году Принципами ОЭСР.2
И, наконец, стоит упомянуть Европейский форум по корпоративному управлению - специальный консультативный орган, образованный при Еврокомиссии в конце 2004 года, который призван выработать приоритетные направления и подготовить конкретные рекомендации. В его состав вошли 15 наиболее авторитетных в профессиональном сообществе экспертов, представляющих эмитентов, инвесторов, регуляторов, аудиторов и академические круги.3 Создание форума стало частью Плана действий по модернизации корпоративного законодательства и повышению стандартов корпоративного управления в странах ЕС, принятого в мае 2003-го. В соответствии с ним Еврокомиссия на протяжении последних двух лет регулярно публикует нормативные документы, адресованные национальным правительствам и предназначенные заложить основу общеевропейских принципов в этой области.4
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml