Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
Количественная оценка налогового потенциала может быть дана как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, характеризующих отношение налогового потенциала данного субъекта РФ к среднему по стране показателю. Отметим также двойственную природу оценки налогового потенциала - с одной стороны, она направлена на определение объема финансовых ресурсов, которые могут трансформироваться в поток налоговых платежей, а с другой стороны, она предполагает выявление предельно допустимой налоговой нагрузки для субъектов налоговых отношений, локализованных на данной территории.
Если рассматривать налоговый потенциал исключительно МП, необходимо применять в расчет только те налоги, которые уплачивают данные субъекты экономики на определенной территории (в частности специальные режимы налогообложения).
В настоящее время государство испытывает некоторые трудности с наполнением бюджета. Всего в январе-марте 2010 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило 825 млрд. рублей, что на 32% больше, чем в январе-марте 2009 года. Но данное увеличение в определенной степени связано с особенностями уплаты отдельных налогов.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (49%), налога на добычу полезных ископаемых (39%) и налога на прибыль организаций (6%) (рисунок 1).
Поступления налога на прибыль организаций в январе-марте 2010 года составили 47 млрд. руб., что в 2 раза меньше, чем в январе-марте 2009 года.
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-марте 2010 года поступило 407 млрд. руб., что на 24% больше, чем в январе-марте 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе-марте 2010 года поступило 8 млрд. рублей, что на 37% больше, чем в январе-марте 2009 года.
Рис. 1 Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-марте 2010 года
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-марте 2010 года составили 26 млрд. рублей и выросли относительно января-марта 2009 года в 1,7 раза, что связано с переходом с 01 января 2010 г. на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца).
Сложно переоценить роль точной оценки налогового потенциала на этапе прогнозирования налоговых доходов. Только комплексная оценка факторов, влияющих на налоговую базу, может стать основой для прогнозировании ее изменений и разработки мер по оптимизации налоговых поступлений, что особенно актуально в сегодняшней экономической ситуации.
Налоговый потенциал Краснодарского края за период 2007- 2009 годов увеличился незначительно примерно на 13%, что представлено в таблице 2.
Этому поспособствовало несколько факторов:
увеличение суммы поступлений с 87 002 млн. руб. до 90 131 млн. руб. или на 3,6%;
отрицательную оценку вызывает рост суммы задолженности по обязательным платежам (включая пени и санкции) почти на 40%;
рост суммы доначислений в связи с проведением мер по соблюдению налоговой дисциплины был незначительным и составил всего 23,4%.
В январе-апреле 2010 года в бюджетную систему РФ поступило 19 572, 5 млн. руб. доходов, администрируемых в Краснодарском крае, что больше поступлений в аналогичном периоде 2009 года на 6,7%. Платежи в федеральный бюджет составили 8 896,4 млн. руб. или на 9,9% меньше поступлений января-апреля 2009 года.
Таблица 2
Динамика изменения налогового потенциала Краснодарского края 2007-2009 гг. (тыс. руб.)
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста % (2009 год к 2007 году) |
Сумма начисленных поступлений налоговых доходов | 87 002 187 | 83886737 | 90131149 | 103,6% |
Сумма задолженности по обязательным платежам (включая пени и санкции) | 21 286 068 | 18 919 945 | 28 505 958 | 133,9% |
Сумма доначислений в связи с проведением мер по соблюдению налоговой дисциплины | 14 332 164 | 17 605 220 | 17 682 004 | 123,4% |
ИТОГО | 122620419 | 120411902 | 136319111 | 111,2% |
Определим структуру налогов, дающих наибольшие поступления в бюджет Краснодарского края, и представим полученные данные в таблице 3.
Общие поступления налогов по Краснодарскому краю за данный период составили 156 167,9 млн. рублей. Данный показатель ниже, чем аналогичный показатель за 2008г. на 0,4%. Поступления налога на прибыль организаций по Краснодарскому краю в 2009 году составили 55 475, 5 млн. рублей, что на 4,9% ниже, чем за аналогичный период 2008 года. [16]
Из таблицы 3 видно, что группу налогов, дающих наибольшие поступления для Краснодарского края, составляют НДС (18,5%), налог на прибыль организаций (50,2%), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (29,2%). НДФЛ является одним из существенных источников налоговых доходов Краснодарского края. За рассматриваемый период доля НДФЛ в составе налоговых поступлений составила 29,2%, что выше показателя за аналогичный период 2008 года на 3%.
Таблица 3
Поступление налогов и платежей, включая взносы в государственные внебюджетные фонды, по Краснодарскому краю за 2008-2009 гг., млн. рублей
Показатели | 2009 г. | 2008 г. | Отклонения | |||
Факт | Удельный вес в общих поступлениях | Факт | Удельный вес в общих поступлениях | +/- | % | |
Всего поступлений | 156 167.9 | х | 156 860.6 | х | -692.7 | 99.6 |
федеральный | 30 929.8 | 27.9% | 34 836.3 | 30.4% | -3 906.5 | 88.8 |
территориальный | 79 733.3 | 72.1% | 79 692.3 | 69.6% | 41.0 | 100.1 |
из него: Городской (районный) | 24 257.8 | 21.9% | 21 331.2 | 18.6% | 2 926.6 | 113.7 |
краевой бюджет | 55 475.5 | 50.2% | 58 361.1 | 51.0% | -2 885.6 | 95.1 |
НДС | 20 436.4 | 18.5% | 18 161.9 | 15.9% | 2 274.5 | 112.5 |
федеральный | 20 436.4 | 18.5% | 18 161.9 | 15.9% | 2 274.5 | 112.5 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, | 397.5 | 0.4% | 549.0 | 0.5% | -151.5 | 72.4 |
федеральный | 397.5 | 0.4% | 549.0 | 0.5% | -151.5 | 72.4 |
Налог на прибыль организаций | 55 475.5 | 50.2% | 58 361.1 | 51.0% | -2 885.6 | 95.1 |
территориальный | 20 436.4 | 18.5% | 18 161.9 | 15.9% | 2 274.5 | 112.5 |
НДФЛ | 32 318.7 | 29.2% | 31 374.6 | 27.4% | 944.1 | 103.0 |
территориальный | 32 318.7 | 29.2% | 31 374.6 | 27.4% | 944.1 | 103.0 |
Налог, взимаемый в связи с применением УСН | 3 946.9 | 3.6% | 4 259.2 | 3.7% | -312.3 | 92.7 |
территориальный | 3 946.9 | 3.6% | 4 259.2 | 3.7% | -312.3 | 92.7 |
ЕНВД | 2 513.5 | 2.3% | 2 469.2 | 2.2% | 44.3 | 101.8 |
территориальный | 2 513.5 | 2.3% | 2 469.2 | 2.2% | 44.3 | 101.8 |
Выделим несколько основных составляющих резерва роста налогового потенциала Краснодарского края по НДФЛ:
Легализация всех видов доходов налогоплательщиков в их фактическом размере, в том числе доходов налогоплательщиков от реализаций ценных бумаг, по договорам гражданско-правового характера, от дивидендов, от сдачи имущества в аренду, от доходов, полученных налоговыми нерезидентами.
Выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а так же организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня.
Снижение уровня безработицы и других негативных факторов, влияющих на объем налоговой базы по НДФЛ.
Помимо этого особый интерес вызывают поступления от специальных режимов, так как именно эти данные позволяют оценить налоговые поступления от субъектов МП. В настоящее время малые предприятия-налогоплательщики оказались в трудной ситуации. Поступления единого налога, уплачиваемого при применении УСН, сократились на 7,3% и составили 3 946,9 млн. рублей. Причины сложившейся ситуации - снижение оборотов и рентабельности предприятий.
Анализ поступлений от применения специальных налоговых режимов в значительной степени отражает поступления от МП. Данные показатели имеют немаловажное значение для оценки налогового потенциала города Сочи. Особенностью экономики города Сочи является то, что практически все предприятия города относятся субъектам МП. Несмотря на это, поступление от специальных налоговых режимов не являются столь существенными как должно быть.
Бюджет города Сочи на каждый предстоящий год принимается в виде решения Городского Собрания Сочи «О бюджете города» на соответствующий год. Доходы бюджета города Сочи можно объединить в три группы и представить в виде таблицы 4.
Налоговые поступления составляли основной источник доходов бюджета города Сочи в течение 2008 и 2009 годов. Удельный вес налоговых поступлений в общем объеме доходов составлял в 2008 году примерно 35%, в 2009 году данный показатель составил примерно 39%. В 2010 году запланировано доходов 12 337 438,9 рублей.
Налоговые поступления составляют 26% от общего объема доходов местного бюджета. Основным источником доходов бюджета города Сочи в 2010 году являются безвозмездные поступления - 7 287 188,9 рублей. По сравнению с 2009 годом данный показатель вырос примерно на 86%. Налоговая составляющая бюджета города Сочи в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократилась примерно на 23%, что представлено в таблице 5.
Таблица 4
Структура доходов бюджета города Сочи в 2008-2010 гг.
Наименование доходов | Доходы бюджета города Сочи, тыс. руб. | Соотношение доходов, % | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2009г. к 2008г. | 2010г. к 2009г. | |
Налоговые доходы
| 2 689 489,0 | 4 189 263,0 | 3 216 000,0 | 55,764 | -23,232 |
Неналоговые доходы
| 1 571 172,0 | 2 670 727,0 | 1 814 750,0 | 69,983 | -32,050 |
Безвозмездные поступления
| 3 490 850,4 | 3 922 300,9 | 7 287 188,9 | 12,359 | 85,789 |
Всего доходов | 7 751 511,4 | 10 782 290,9 | 12 337 438,9 | 39,099 | 14,423 |
По расчетам Отдела урегулирования задолженности по налогам и сборам МРИ ФНС №8 Краснодарского края (находящаяся в г. Сочи), задолженность по налогам и сборам в 2009 году составила 1444777,5 тыс. руб. или 34,5% от общей суммы налоговых доходов.
Наибольший удельный вес в общей структуре налоговых доходов бюджета города Сочи составляет НДФЛ. В 2010г. данный показатель должен составить 60% или 1 933 187 тыс. рублей от общей суммы налоговых поступлений. Поступления НДФЛ в сравнении с 2009 г. сократились примерно на 3%. Наименьшую же долю из всех налогов составляет единый сельскохозяйственный налог, в 2010 г. ожидаемые поступления составляют всего лишь 0,065% или 2 100 тыс. рублей. Данный показатель ниже показателя за 2009 г. на 1 700 тыс. руб.
Причинами этого может являться следующее:
незначительно число сельскохозяйственных предприятий, так как город Сочи имеет статус курорта федерального значения, что в свою очередь и обуславливает специфику и направленность предпринимательской деятельности в городе;
большинство предприятий в городе Сочи, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, имеют форму Федеральных Государственных Унитарных Предприятий, которые уплачивают со своего дохода четко определенную сумму собственнику, а так как собственником является государство, то эти платежи зачисляются только в федеральный бюджет.
Таблица 5
Динамика налоговой составляющей бюджета города Сочи в 2008-2010 гг.
Наименование налога | Налоговые доходы бюджета города Сочи, тыс. руб. | Удельный вес в общей сумме налоговых доходов (%) | ||||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Налог на прибыль организаций | 73 968 | 159 644 | 148 173 | 2,750 | 3,811 | 4,607 |
НДФЛ | 1 674 860 | 2 644 530 | 1 933 187 | 62,274 | 63,126 | 60,112 |
ЕНВД | 419 020 | 405 300 | 351 000 | 15,580 | 9,675 | 10,914 |
Единый сельскохозяйственный налог | 3 558 | 3 600 | 2 100 | 0,132 | 0,086 | 0,065 |
Налог на имущество физических лиц | 18 300 | 30 600 | 38 200 | 0,680 | 0,730 | 1,188 |
Земельный налог | 435 000 | 656 671 | 372 340 | 16,174 | 15,675 | 11,578 |
Государственная пошлина | 36 172 | 42 000 | 40 000 | 1,345 | 1,003 | 1,244 |
Транспортный налог | 28 611 | 246 918 | 331 000 | 1,063 | 5,894 | 10,292 |
ВСЕГО налоговые доходы | 2 689 489 | 4 189 263 | 3 216 000 | 100 | 100 | 100 |
Небольшой удельный вес в общей сумме налоговых поступлений имеет ЕНВД для отдельных видов деятельности — 10,9% или 351 000 тыс. рублей. Несмотря на увеличение относительного показателя, отражающего удельный вес каждого налога в общей сумме налоговых доходов, абсолютный показатель по данному налогу сократился на 54 300 тыс. руб. Для города курорта Сочи этот показатель является очень низким, это может быть обусловлено следующими факторами. В городе Сочи решающее значение данного показателя приходится на такие виды деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и оказание услуг по временному размещению и проживанию граждан. По официальным данным Администрации города Сочи, количество маршрутных такси не закрепленных ни за одним автотранспортным предприятием города составляет 50% от общего числа данных автотранспортных средств. По неофициальным данным эта цифра приближается к 90%. Естественно водители и собственники этих автотранспортных средств не состоят на учете в налоговых органах как плательщики ЕНВД и полученный от деятельности доход полностью остается в их распоряжении.
Рис. 2 - Динамика изменений налоговой базы и структуры начислений по ЕНВД в консолидированный бюджет Краснодарского края за 2007-2008 г.г.
Подобная ситуация присуща и доходам, получаемым от оказания услуг по временному размещению и проживанию граждан. Собственники квартир, частных гостиниц не состоят на учете в налоговых органах и как следствие этого не являются плательщиками налога. Именно это и обуславливает такой низкий удельный вес ЕНВД в общей сумме налоговых поступлений. На основании данных представленных УФНС России по Краснодарскому краю представляется возможным оценить динамику поступлений сумм единого налога в консолидированный бюджет Краснодарского края, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД в 2007 – 2008 гг. (рисунок 2).
Если сравнить данные таблицы 3 и рисунка 2.2 можно сделать вывод о наличие задолженности налогоплательщиков по уплате единого налога, уплачиваемого при применении ЕНВД.
Данные таблицы 5 свидетельствуют, что налог на прибыль организаций имеет небольшую долю среди налоговых доходов — 4,6% или 148 173 тыс. рублей, что может быть обусловлено несколькими факторами:
большинство предприятий в городе Сочи относятся к МП и как следствие этого находятся на упрощенной системе налогообложения;
часть предприятий, не относящихся к МП, являются филиалами крупных предприятий и организаций, а согласно НК РФ филиалы уплачивают налог на прибыль организаций по месту нахождения головной организации;
некоторые предприятия намеренно занижает налоговую базу по налогу на прибыль организаций, часто ссылаясь на экономический кризис.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Финансово-экономический кризис привел к снижению экономического потенциала субъектов МП. В данных экономических условиях некоторые предприятия сокращали свою производственную деятельность, а некоторые уходили в «тень». Результатом всего этого стало снижение налоговых поступлений как для страны в целом, так и для Краснодарского края и города Сочи в частности.
Наиболее существенное снижение налоговых поступлений произошло по налогу на прибыль. Поступления данного налога в январе-марте 2010 года составили 47 млрд. руб., что в 2 раза меньше, чем в январе-марте 2009 года. Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%.
Общий налоговый потенциал Краснодарского края за период с 2007 по 2009 гг. вырос всего на 11,2%. данное значение является незначительным и связано как замедлением роста налоговых поступлений (3%), так и со значительным ростом суммы задолженности по налогам (33,9%).
Налоговые поступления от спецрежимов по Краснодарскому краю не являются существенными. В январе - августе 2009 года поступления единого налога, уплачиваемого при применении УСН, составили 3946,9 млн. руб. (всего 3,6% в общих налоговых поступлениях), что на 7,3% ниже, чем за аналогичный период 2008 год.
Экономика города Сочи представлена в основном предприятиями, относящимися к субъектам МП. Тем не менее, поступления налогов при применении ЕНВД являются довольно низкими 9,7% или 405 300 тыс. руб.. Причиной данной ситуации является высокий уровень теневой активности малых предприятий города Сочи.
Налоговые поступления от субъектов МП остаются на низком уровне. Регионы недополучает налоговые доходы от данного сектора экономики, как результат происходит снижение налогового потенциала отдельных регионов и страны в целом.
Налоговые поступления зависят не только от состояния и динамики налогооблагаемой базы, ее законодательного обеспечения, но и от целенаправленных и согласованных действий административных, финансовых и контролирующих органов. Доля налоговых поступлений в ВВП в зарубежных странах варьируется от 29,5% в США до 52,7% в Швеции, а в среднем по Западной Европе она составляет 39,7%.
Оценивая возможности действующей налоговой политики, систему критериев и показателей, следует признать, что для построения рациональной структуры налоговой системы необходимо выбрать наиболее эффективную базу налогообложения, обеспечивающую оптимальное сочетание таких количественных критериев, как размер налогового потенциала, уровень налоговой нагрузки и изменение доли фонда оплаты труда в ВВП.
- Стратегия
- Модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной
- Инновационной
- Экономики
- Предисловие
- Авторский коллектив
- Глава 1 свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития россии
- Мифотворчество начала xxiвека
- Состояние российской экономики с точки зрения формирования инновационного уклада
- Литература
- Глава 2 капитализация локальных ресурсов регионов россии – ключевая стратегия модернизации их экономик
- Методологические подходы к разработке концептуальной модели механизма рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Методологические подходы к проблеме концептуального моделирования механизмов рыночной капитализации локальных ресурсов региона
- Институты капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Региональный маркетинг как инструмент капитализации территориальных ресурсов юга россии
- Глава 3 институциональный механизм инновационного развития пространственной экономики
- Социально-экономические аспекты инновационного развития экономики региона
- Роль государства и региона в управлении инновационной деятельностью
- Оценка инновационного потенциала региона
- Формирование инситуциональной среды для создания региональных инновационных кластеров
- Модель открытых инноваций в регионе
- Литература
- Глава 4 развитие пространственных систем макрорегионального уровня: институциональный, организационно-экономический и маркетинговый аспекты
- Концептуальные аспекты развития пространственных систем макрорегионального уровня современной россии
- Формирование стратегии симметричной интеграции развития на примере южного макрорегиона
- Инструментарные аспекты реализации стратегии развития южного макрорегиона
- Формирование концепции универсальной программы социально-экономического развития макрорегионов россии
- Особенности маркетинга в макрорегиональной системе
- Литература
- Глава 5 транспортно-логистическая система в модернизации экономики региона
- Инфраструктура как ключевой элемент транспортно-логистической системы
- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры крупных и средних городов краснодарского края
- Литература
- Глава 6 современное состояние теории и практики оценки результативности цепи поставок
- Основы функционирования цепи поставок
- Подходы и методы оценки результативности деятельности предприятий
- Сущность диагностики и идентификации в оценке результативности цепи поставок
- Существующие практики оценки результативности цепи поставок
- Система показателей оценки результативности цепи поставок
- Литература
- Глава 7 роль и значение налогового планирования в развитии региона
- Планирование как элемент социально-экономического развития региона
- Значение налогового потенциала в управлении регионом
- Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет
- Оценка налогового потенциала малого предпринимательства
- Перспективные направления региональной налоговой политики
- Литература
- Глава 8 ипотечное кредитование сельскохозяйственных предприятий на основе стоимостной оценки земли
- История ипотечного кредитования в россии
- Земельно-ипотечное кредитование в условиях формирования рынка земли
- Стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Проблемы ипотеки земель сельскохозяйственных предприятий
- Литература
- Глава 9 совершенствование административно-территориального деления российской федерации в контексте модернизации экономики регионов
- Исторический аспект регионализации
- Современные подходы к трактовке региона и обоснование необходимости модернизации
- Типологизация регионов рф
- Перспективы развития административно-территориального деления рф
- Литература
- Глава 10 позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственных обществ в ес
- Унификация корпоративного регулирования как следствие интенсификации экономической интеграции
- Эффективные уровни и приоритетные методы унификации права корпораций в современных условиях мирового хозяйствования
- Регионализация мирового права корпораций как позитивная альтернатива его интеграции на примере ес
- Основополагающие принципы и понятия единого европейского правового пространства для корпораций
- Методы европейского законодателя в деле унификации и создания интеграционного корпоративного регулирования
- Регламенты европейского союза как средство создания единообразного корпоративного регулирования
- Глава 11 транснациональные корпорации: понятие, признаки, правосубъектность
- Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями
- Проблемы понятийного аппарата
- Проблемы правосубъектности тнк
- Литература
- Глава 12 принципы и закономерности развития правового регулирования защиты прав акционеров в ходе реорганизации в рф и ес
- Становление и развитие института реорганизации хозяйственных обществ в россии
- Действующее законодательное регулирование в рф процессов реорганизации хозяйственных обществ
- Значение легализации термина «реорганизация» в законодательстве рф
- О необходимости законодательного признания «поглощения» как формы реорганизации хозяйственного общества
- «Недружественные» поглощения, как следствие существующих пробелов в законодательстве рф
- Сопоставительный анализ тенденций развития института реорганизации в ес и рф
- Глава 13 политический терроризм: препятствие к построению правового государства
- Понятие и содержание политического терроризма
- Корни политического терроризма
- Кратологическая парадигма политического насилия
- Терроризм как неизбежность и препятствие на пути построения правового государства
- Литература
- Содержание
- Научное издание
- Монография
- 5 Судебная система: технологии влияния. // http://www.Lobbying.Ru/content/sections /articleid_976_linkid_73.Html
- 2 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 3 Сандомирский м. Самосуд как высшая мера... Российской справедливости? // http:// forum-msk.Org/material/kompromat/494643.Html
- 4 Народные мстители. //Новые известия. 17 апреля 2008.
- 1 Там же.
- 1 Гушер а.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. // http://sec4u.Ru/text/1-analist/835/index.Shtml