logo search
Региональная экономика / Кн

Значение налогового потенциала в управлении регионом

Управление в регионе, применительно к субъекту его осуществляющему, – это целенаправленная деятельность того или иного полномочного органа власти, направленная либо на поддержание существующего порядка на территории, либо на его изменение. Поэтому под управлением социально-экономическим развитием региона следует понимать комплекс конкретных мер по планированию и регулированию социально-экономических процессов в регионе, с целью повышения уровня жизни населения региона, роста его бюджетно-финансовой обеспеченности и обеспечения соответствующего вклада в экономику страны. [3]

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части, что в свою очередь вносит искажения в расходную часть. Так, исследование, проведенное М.И. Яндиевым, выявило, что применяемые методы и подходы прогнозирования доходной части бюджетов не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные, региональные и федеральный бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.

Как в теории, так и на практике, разработкам механизма бюджетного планирования, как важнейшего элемента финансового управления, в нашей стране уделяется незаслуженно мало внимания.

Подтверждением этого может служить факт отсутствия единого подхода к оценке доходных возможностей региональных образований, в то время как в условиях усиления роли региональных органов управления в регулировании различных аспектов социально-экономической жизни в России возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения. Поэтому прогнозирование доходов региональных бюджетов требует совершенствования как методологии, так и методики, а показатели налогового потенциала и собираемости налогов должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.

Следует отметить, что практически все органы власти стремятся занизить свою доходную часть. Это выгодно. Во-первых, можно “аргументировано” просить у вышестоящего органа власти больше финансовой помощи. Во-вторых, появляется возможность не платить по долгам, уверяя кредиторов в том, что денег в бюджете едва хватает на бюджетников.

В методологии налогового планирования важная роль принадлежит налоговому потенциалу. Налоговый потенциал – это способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений. Выделяют фактический и оптимальный налоговый потенциал. Таким образом, налоговый потенциал отражает уровень социально-экономического развития территории, в связи с чем достижение оптимального уровня налогового потенциала является одной их важнейших задач налоговой политики государства.

Налоговый потенциал следует различать по ряду критериев:

- уровням бюджетной и налоговой системы;

- группам налогов;

- видам налогов;

- субъектам хозяйствования;

- отраслям экономики, видам экономической деятельности;

- объему: фактический и оптимальный налоговый потенциал.

Оценка налогового потенциала представляет собой финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет. При оценке налогового потенциала необходимо учитывать следующие основные институциональные ограничения:

- совокупный объем финансовых ресурсов;

- действующее правовое налоговое поле;

- действующую систему налогообложения;

- избранную налоговую политику. [4]

В системе управления социально-экономическим развитием региона существует понятие «налогового потенциала региона», которое используют для определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты и межбюджетного (финансового) выравнивания по регионам.

Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:

1. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах территориального бюджета в пределах 90 %), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.

Остальные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, отнесены к категории “прочие налоги и сборы”. По ним налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.

2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

В качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы используются данные отчета налоговых органов по форме 5-НБН за отчетный и текущий периоды. При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:

3. Налоговый потенциал региона по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости (по данным отчета налоговых органов по форме 1-НМ) по каждому виду основных налогов;

4. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен;

5. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме налоговых потенциалов по основным и прочим видам налогов.

Отметим, что прогноз налоговых доходов бюджетов должен учитывать и погашение части недоимки прошлых лет (по данным налоговых органов по форме 4-НМ) и размер предоставляемых налоговых льгот в планируемом году субъектом Федерации и муниципальным образованием.

Рекомендуемая методика позволяет органам власти субъектов РФ обеспечить согласованность бюджетного планирования, осуществляемого финансовыми, налоговыми и экономическими службами, в части определения налоговых доходов региональных образований в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики территории.

Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества:

Методика предназначена как для оценки и планирования налоговых доходов региональных образований в процессе бюджетного прогнозирования и подготовки проектов законов о бюджете на очередной финансовый год, так и для выполнения более объективного распределения средств финансовой помощи среди муниципальных образований на уровне субъекта Федерации.

Основными задачами налогового планирования и прогнозирования являются выявление фактического налогового потенциала территорий или субъектов налогообложения и его максимально допустимое фискальное использование, выработка предложений по совершенствованию системы сбора налогов и его правового регулирования.

Основной проблемой прогнозирования налогового потенциала являются трудности в организации взаимодействия государственных органов – участников бюджетного процесса. В связи с этим возрастает необходимость нормативно-правового регулирования информационного взаимодействия участников бюджетного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали. Без решения принципиальных вопросов по регламентации порядков обмена информацией организация подобного взаимодействия весьма затруднительна.

В настоящее время оценка налогового потенциала региона основывается на расчете налоговой базы по каждому виду налогов в региональном разрезе с учетом экономической специфики территории. Налоговые органы РФ осуществляют формирование системы показателей, являющейся основой для объективного определения налоговой базы субъектов РФ и расчета налогового потенциала, используя налоговый паспорт.

Количественная оценка налогового потенциала предполагает решение двух ключевых задач: определение собственно налогового потенциала (то есть той части совокупных финансовых ресурсов, которые могут рассматриваться как потенциальные налоговые ресурсы) и определение предельно допустимой налоговой нагрузки (нормы налогообложения) для отдельного региона (группы регионов), с учетом сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений и объективно обусловленного и «прозрачного» перераспределения средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Вместе с тем при формулировке понятия налогового потенциала бюджета административно-территориального образования необходимо учитывать показатели налогового потенциала используются в целях межбюджетного выравнивания, то есть выравнивания способности властей субнациональных административно-территориальных образований (регионов) оказывать государственные услуги на своей территории. Поэтому результат оценки налогового потенциала для каждого региона должен отражать способность региональных налогоплательщиков финансировать оказание государственных услуг в регионе при условии применения одинаковых для всех административно-территориальных образований правил налогообложения (налоговых ставок и состава налоговых льгот). Эффективная система межбюджетного выравнивания должна быть построена таким образом, что если эта способность оказывается ниже некоего установленного федеральным центром критерия, регион получает право на получение финансовой помощи, размер которой может определяться в данных условиях, помимо величины регионального налогового потенциала, уровнем расходных потребностей региональных властей.

В литературе по фискальному федерализму обычно выделяются два основных подхода к расчету налогового потенциала: во-первых, это оценка регионального налогового потенциала на основе метода репрезентативной налоговой системы, и во-вторых, – использование макроэкономических показателей для оценки возможностей субнациональных властей по мобилизации налоговых доходов в собственные бюджеты.

В разных странах с многоуровневым бюджетным устройством используются различные методы. Причем в рамках одного метода возможны вариации в его реализации, имеющие свои достоинства и недостатки и влияющие, в конечном итоге, на оценку налогового потенциала. Поэтому выбор метода и разработка методики его реализации должны основываться на предъявляемых к налоговому потенциалу требованиях.