logo search
Региональная экономика / Кн

Планирование как элемент социально-экономического развития региона

Налоговое планирование – это, с одной стороны, деятельность уполномоченных органов публичной власти, направленная на выявление реального налогового потенциала экономики страны, регионов, муниципальных образований, отраслей производства и предприятий для максимально полного его использования в фискальных целях и, с другой стороны, деятельность налогоплательщиков по реализации своего законного права на оптимизацию налоговых платежей. [1]

Налоговое планирование с точки зрения государственных интересов, т.е. на макроуровне, реализует не только регулирующую функцию налогов, но и социальную, поскольку налоговое планирование выступает в роли «корректора» дисбаланса российской налоговой системы.

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части ВВП в разрезе основных (бюджетообразующих) налогов. [2]

Основная задача налогового планирования – экономически обоснованно обеспечить бюджетные задания и проводимые государством программы экономического и социального развития на основе разработанной в законодательном порядке принятой и утвержденной налоговой политики.

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи налогового планирования:

- оценивается налоговый потенциал региона, прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона;

- утверждается бюджет по налогам;

- выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

- разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

- определяется долевое распределение налоговых ставок и др.

Выполнение задач налогового планирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется как на ближайшую перспективу, как правило, на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на отдаленную перспективу (долгосрочное налоговое планирование и прогнозирование). Т.е. в соответствии с этим, выделяются два вида налогового планирования: тактическое и стратегическое.

В соответствии с бюджетной классификацией государственное налоговое планирование включает обоснование налоговых поступлений по отдельным налогам. Методика таких расчетов по отдельным налогам различается.

Налоговые поступления являются основными источниками формирования бюджета субъекта РФ и занимают 99,97% от всех доходов бюджета. В то время как неналоговые доходы составляют лишь 0,03% от всех поступлений (таблица 1).

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края по состоянию на 01.03.2011 г. (по данным формы №1-НМ)

Наименование показателей

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы консолидированного бюджета Краснодарского края, тыс. руб.

Удельный вес в общих доходах

Всего по налоговым и другим доходам

11 625 713

100%

Налоговые доходы

11 622 485

99,97%

Неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами

3 228

0,03%

Так как значительную часть всех поступлений в региональный бюджет составляют налоги, следовательно, возрастает и роль налогового планирования.

Прогноз строится исходя из финансового состояния и исполнения бюджета в текущем году. Структура планируемых доходов и расходов бюджета должна отражать приоритеты социально-экономического развития региона и страны в целом. При планировании доходов региона основой являются налоговые поступления в региональный бюджет. Актуальным является повышение качества планирования доходных источников и расходных направлений регионального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу с целью создания основы для эффективного использования финансовых средств, повышения инвестиционной привлекательности региона и как следствие для достижения целей региональной финансовой политики.