logo search
Otvety_k_gosekzamenu 2012

Вопрос 118 Экономический анализ затрат и структуры себестоимости. Методы формирования себестоимости

При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы предприятия по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

Для проведения анализа себестоимости продукции используются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также сведения о соблюдении норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии, о выполнении норм выработки и расценок, имеющиеся в плановом отделе, отделе организации труда и заработной платы, в техническом и других отделах предприятия. В условиях применения нормативного метода учета затрат на производство продукции анализируются фактические расходы в сопоставлении с плановыми, для чего используются нормативные калькуляции.

Западный вариант развития данной системы учета включает две методики: директ-кост(инг) и стандарт-кост(инг). Директ-кост(инг) (от англ. direct-cost(ing)) обычно предшествует системе стандарт-кост(инг). Основа директ-кост(инг) – списание затрат непосредственно в месте их возникновения, т. е. прямо на конкретный вид продукции или на конкретный объект учета (цех, склад, отдел).Западный вариант нормативного учета называется «стандарт-кост(инг)» (от англ. standard-cost(ing)). Этот метод предусматривает создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и на ее базе – калькуляции нормативной себестоимости, выявление и учет затрат, связанных с отклонениями от действующих норм и нормативов, исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно составленных калькуляций нормативной себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции начинается с оценки выполнения плана по затратам на 1 р. товарной продукции, а затем анализируется себестоимость выпущенной продукции и себестоимость единицы важнейших изделий. Основным, обобщающим, показателем, характеризующим себестоимость и уровень рентабельности продукции, являются затраты на 1 р. производимой продукции, так как именно этот показатель обеспечивает увязку плана и отчета по себестоимости продукции с прибылью, но самое главное – позволяет устанавливать динамику снижения себестоимости продукции за несколько лет. Анализ затрат на 1 р. выпускаемой продукции помогает выявить и оценить резервы снижения производственных затрат и успешное выполнение установленного задания по предельному уровню затрат и лимиту материальных затрат.

Изменение уровня прямых материальных затрат в результате имевшихся в отчетном периоде отклонений от плановой структуры продукции определяется как разность между плановыми прямыми материальными затратами на 1 р. товарной продукции по вышеперечисленным статьям в расчете на фактический выпуск и ассортимент продукции и прямыми материальными затратами на 1 р. выпущенной продукции по утвержденному лимиту (предельному уровню).

Величина себестоимости выпускаемой продукции планируется на предприятиях по калькуляционным статьям затрат. При анализе себестоимости выпускаемой продукции проверяется выполнение плана по затратам в целом, выявляются причины полученной экономии или допущенного перерасхода по каждой статье произведенных расходов в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Резервами могут быть: снижение норм расхода сырья и материалов; экономия, образующаяся от замены одних видов сырья, материалов, топлива другими, более прогрессивными; сокращение потерь от брака и отходов производства; более полное использование в производстве вторичных ресурсов и попутных продуктов; повышение производительности труда и экономное расходование заработной платы.

Анализ себестоимости выпущенной продукции завершается подсчетом сумм общепроизводственных и общехозяйственных расходов на 1 р. выпущенной продукции (в сопоставимых ценах) по плану и отчету, а также их сравнением с фактическими показателями за предыдущий период.