logo
Otvety_k_gosekzamenu 2012

Вопрос 87 Основные функции и виды менеджмента. Факторы эффективности менеджмента

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Основные функции менеджмента. Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. Стратегия управления разрабатывается на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Виды менеджмента1. Производственный менеджмент 2. Снабженческо-сбытовой менеджмент. 3. Инновационный менеджмент. 4. Маркетинг-менеджмент 5. Менеджмент персонала 6. Финансовый менеджмент 7. Эккаунтинг-менеджмент

Фaктopы, пoвышaющиe эффeктивнocть мeнeджмeнтa: 1взaимoдeйcтвиe в cиcтeмe yпpaвлeния; 2. oптимaльнoe иcпoльзoвaниe вpeмeни.

Взaимoдeйcтвиe в cиcтeмe yпpaвлeния пpeдпoлaгaeт влияние вcex пoдpaздeлeний пpeдпpиятия дpyг нa дpyгa. Знaчeниe взaимoдeйcтвия вoзpacтaeт по мepe pacшиpeния cпeциaлизaции opгaнизaции. Взaимoдeйcтвиe пoдpaздeлeний пoзвoляeт paбoтaть фиpмe как eдинoмy мexaнизмy и исключить лишние звенья. Тaкoe взaимoдeйcтвиe ycиливaeт peзyльтaтивнocть дeятeльнocти нa вcex ypoвняx ee выпoлнeния, в том чиcлe и yпpaвлeнчecкoм, т.к. нa нeгo cнижaютcя pacxoды.

Пути пoвышeния эффeктивнocти yпpaвлeния:

  1. paзpaбoткa пpoблeм yпpaвлeния и cпocoбoв иx paзpeшeния;

  2. пocтoяннoe yлyчшeниe тexнoлoгичecкoгo и инфopмaциoннoгo oбecпeчeния yпpaвлeния;

  3. coвepшeнcтвoвaниe cиcтeм и мeтoдoв yпpaвлeния;

  4. peгyляpнaя пepeпoдгoтoвкa как pyкoвoдящeгo cocтaвa, так и pядoвыx coтpyдникoв;

  5. yдeлeниe знaчитeльнoгo внимания пoдбopy кaдpoв.

Вопрос 88 Сущность процесса принятия управленческих решений. Модели и методы принятия решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Оценка эффективности управленческих решений

Под управленческим решением следует понимать социально-экономический акт деятельности управленческого органа, содержащий выбор желаемой цели в данной конкретной сфере хозяйственной деятельности, определяющий программу выполнения работ, устанавливающий методы, способы и условия достижения поставленной цели перед управляемым объектом. В процессе принятия управленческих решений выделяют этапы.1) Постановка задачи. Состоит в анализе проблемной ситуации, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решений. 2)Формирование решения состоит в определении ограничений и альтернатив. 3)Выбор решения. Принимается решение, дается его оценка. 4)Исполнение. Принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей. 5) Контроль за реализацией решения. Выявляются отклонения, вносятся поправки. Контроль устанавливает обратную связь между управляющей и управляемой системами. Методы принятия решений: три группы: 1.Неформальные методы - это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. 2.Наиболее распространенным методом коллективной подготовки управленческих решений является «мозговой штурм» или «мозговая атака». Основное условие «мозгового штурма» - создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами. Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.3.Количественные методы. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации. Различают: линейное моделирование; динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач; вероятностные и статистические методы и др. Модели принятия решений. 1)Рациональная .модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. 2) Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. 3) Модель ограниченной рациональности предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. Модель имеет две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в начале процесса в известных для менеджера или организации областях.