logo
Otvety_k_gosekzamenu 2012

Вопрос 20 Современная бюджетная политика в Российской Федерации. Бюджетный дефицит. Причины возникновения и пути преодоления

Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.

Бюджетная политика предполагает:• определение целей и задач в области бюджетов;• разработку механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и внебюджетные фонды разных уровней бюджетной системы;• выбор направлений использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;• управление бюджетным процессом;• организацию регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.

Бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ. На территориальном уровне бюджетная политика определяется решениями глав администраций и президентами территориальных образований.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009–2011 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ.Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

Первое.  Бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Второе. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу. Третье. Формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Четвертое. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения. Пятое. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления. Шестое.  Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств. Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. Восьмое. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Девятое. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Десятое. Расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Развитие межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов. Одиннадцатое. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Приоритеты расходов: Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.