logo
Otvety_k_gosekzamenu 2012

Вопрос 12 Государственные внебюджетные фонды рф. Их назначение, сущность, основные виды и источники формирования. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды – совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящие в бюджетные и имеющие как правило целевое назначение. Внебюджетные фонды выполняют две функции: Распределительная – выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей экономики в целях обеспечения и развития, Контрольная – проявляется в информировании общества о возникающих отклонениях в производственном или социальном процессах.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды делятся на централизованные и децентрализованные.Централизованные – имеют общегосударственное назначение и используются для решения общегосударственных задач (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). До 2001г. существовал фонд занятости. Также к централизованным относятся фонд поддержки малого предпринимательства, федеральный фонд социальной поддержки населения. Децентрализованные – формируются для решения территориальных задач (фонд НИОКР, фонд конверсии и др.) Источником формирования внебюджетных фондов являются:

  1. Обязательные платежи, установленные законодательством РФ ( единый социальный налог-26%: в пенсионный фонд-20%, в фонд социального страхования-3,2%, фонд обязательного медицинского страхования делится на 2: федеральный-0,8%, территориальный-2%)

  2. Добровольные взносы физических и юридических лиц

  3. Прибыль от коммерческой деятельности и другие доходы.

Бюджеты внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятие закона о Федеральном бюджете на очередной год.

Пенсионный фонд РФ (ПФ) Большинство пенсионных систем основывается на двух принципах:1.Добровольное накопительное страхование позволяющее планировать свою пенсию с учетом личных потребностей. Пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых на протяжении трудовой деятельности.2.Солидарность, т.е пенсии выплачиваются старикам из зарплаты ныне работающих.Во всем мире популярны негосударственные пенсионные фонды.Законы, вступившие в действие с 1.01.02: № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» .№ 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».№ 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

Пенсия состоит из: Базовая часть устанавливается в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста. Финансируется за счет Федерального бюджета. Страховая часть зависит от величины пенсионного капитала и состоит из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002г. с учетом дальнейшей индексации и общей суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо после 1 января 2002г. и учтенных на лицевом счете персонифицированного учета. Формируется из бюджета ПФ за счет уплаченных страховых взносов.Накопительная часть зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть пенсии и дохода от инвестирования этой части. До 2013г. накопительной части практически не будет, т.к на лиц до выхода которых на пенсию осталось менее 10 лет не производятся отчисления на накопление. Фиксируется это на специальной части лицевого счета.

Фонд социального страхования.Основные задачи фонда:

  1. Обеспечение гарантированных государством пособий но временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также социальные пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санитарно-курортное обслуживание работников и их детей.

  2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

  3. Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда

Средства фонда образуются за счет:-Страховых фондов работодателей (3,2% ЕСН) - Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных выплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством. - Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. - Добровольные взносы граждан и юридических лиц и прочие поступления в федеральный бюджет.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для: • выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; • финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;• осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет:• финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;• финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; • выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования; • предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;• накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;• контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.