logo
Otvety_k_gosekzamenu 2012

Вопрос 91 Рынок и характеристика основных элементов рыночного механизма. Классификация рынков

Под рынком понимается сфера обмена, связывающая между собой производителей и потребителей товаров. Рынок возникает и развивается вместе с появлением и ростом товарного производства. Элементы. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. 1. Основные законы рынка: Закон стоимости –согласно которому производство и обмен товарами осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения. Закон убывающей (предельной) полезности, согласно которому, по мере насыщения потребности степень удовлетворения от потребления каждой новой единицы блага уменьшается (мороженое).Закон изменения спроса и предложения – важнейший закон рыночной экономики, состоит в том, что между ценой и предложением имеет место прямая связь, а между ценой и спросом – обратная. 2. Конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. 3. Спрос - представленная на рынке потребность в товарах, подлежащая удовлетворению и обеспеченную денежным эквивалентом.Спрос очень подвижен, изменчив. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%. 4. Предложение – это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. 5. Цена – это количество денежного эквивалента (денег), которое может получить продавец от покупателя за товар при определенных устраивающих обе стороны условиях. На рынке особое значение имеет равновесная цена. Это цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению. Классификация рынков.1. по объектам:- потребительский рынок;- рынок жилья является частью рынка недвижимости; - рынок рабочей силы (труда);- рынок инвестиций; рынок ценных бумаг;- рынок инноваций;- рынок информационных продуктов;- рынок лицензий;2. по субъектам:- рынок покупателей; рынок продавца; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов; 3. по общественному разделению труда:- местный (локальный); региональный; национальный; мировой; 4. по уровню насыщения: равновесный, дефицитный, избыточный; 5. по степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся;6. по степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический, олигополистический, смешанный;7. по соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный;8. по отраслям: автомобильный, компьютерный;9. по организации рыночного обмена: оптовый, розничный, экспортный, импортный