logo
Otvety_k_gosekzamenu 2012

Вопрос 135 Содержание и задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Политика работы с дебиторами. Факторы, определяющие кредитную политику фирмы

Дебиторская задолженность — обязательства других предприятий, организаций, являющихся юридическими лицами, или отдельных граждан (физических лиц) перед данным предприятием. Кредиторская задолженность — обязательства данного предприятия, организации другим юридическим и физическим лицам по тем же операциям или, в соответствии с действующим законодательством, перед бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; - выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; - определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины; - ускорение востребования долга; - уменьшение бюджетных долгов; - оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Управление кредиторской задолженностью означает применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, расчетов со своими контрагентами. Управление сводится к тому, чтобы кредиторская задолженность, снижая дефицит оборотных средств, не ухудшало финансовую устойчивость предприятия и тем более, не привела к банкротству. Что касается кредитной политики предприятия, то она состоит в предоставлении коммерческого кредита своим клиентам и в широком смысле сводится к формированию, анализу и управлению дебиторской задолженностью. Принципы кредитной политики по отношению к своим покупателям должны разрабатываться каждым предприятием.