logo search
Учебное пособие финан пр

11.3. Сметно-бюджетное финансирование

  1. Понятие сметно-бюджетного финансирования

  1. Понятие и значение сметы

  1. Виды смет

  2. Структура сметы

  3. Нормы расходов

Общее положение о составе затрат бюджетных учреждений определены в ст. 70 Бюджетного кодекса РФ, распоряжениях и положениях Министерства финансов.

1. Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреж­дениям, т.е. учреждениям и организациям, действующим в отраслях непроизводственной сферы, - обороне, органах государственного управления, социально-культурном блоке (бюджетной сфере).

Бюджетные учреждения получают средства на свое содер­жание из бюджета на основе финансовых документов, назы­ваемых сметами.

2. Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих функционирование бюджет­ных учреждений и организаций.

Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.

  1. Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности.

Сводная смета представляет собой совокупность индиви­дуальных смет подведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и смету расходов на централизован­ные мероприятия. Сводные сметы представляются в соответ­ствующие финансовые органы для включения в бюджет.

4. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Дан­ные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу за­кона.

Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт).

Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

5. Под нормами расходов понимаются единые типовые из­мерители сметных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по:

· юридическим свойствам на обязательные и необязатель­ные нормы:

- обязательные нормы, которые при применении не подлежат изменениям (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты);

- необязательные нормы, которые при применении можно изменить в зависимости от особенностей субъекта финансирования (расходы на содержание зданий, соору­жений, затраты на освещение, отопление);

· по содержанию на материальные и денежные нормы:

- материальные нормы определяют объем материаль­ных (натуральных) средств на единицу измерения расходов;

- денежные нормы отражают стоимость материаль­ных (натуральных) норм расходов;

· по степени охвата затрат на индивидуальные и комбинированные нормы: