12.3. Регулирование Банком России деятельности кредитных организаций
1. Цели банковского регулирования и надзора
2. Условия деятельности банков
3. Характеристика экономических нормативов
1. В соответствии с федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред. от 25.11.09 г.), Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью банковского регулирования и надзора являйся поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Центральный банк РФ не должен вмешиваться в оперативную деятельность кредитных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
2. Структура банковской системы
В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской системы:
Центральный (эмиссионный) банк.
Коммерческие банки:
• Универсальные банки;
• Специализированные банки:
• Инвестиционные банки;
• Сберегательные банки;
• Инновационные банки;
• Ипотечные банки;
• Банки потребительского кредита;
• Отраслевые банки;
• Внутрипроизводственные банки;
Небанковские кредитно-финансовые институты:
• Инвестиционные компании;
• Инвестиционные фонды;
• Страховые компании;
• Пенсионные фонды;
• Ломбарды;
• Трастовые компании и др.
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония -55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золото-валютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.
Степень независимости центральных банков неодинакова - от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль банка банков, т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий осуществление расчетов между ними.
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).
Специализированные кредитно-финансовые учреждения:
Кроме банков перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения, инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки, как субъекты финансового риска, имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
Небанковские институты специализируются на одном определенном виде деятельности.
3. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России определяет основные условия деятельности банков, к которым относятся: установление обязательных экономических нормативов деятельности коммерческих банков, обязательных правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности и др.
4. К числу обязательных экономических нормативов ст.61 федерального закона «О банках и банковской деятельности»:
минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций. Уставный капитал кредитной организации состоит из вкладов ее учредителей(участников). Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств и материальных активов;
Минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли. Об изменении минимального размера собственных средств (капитала) Банк России официально объявляет не позднее чем за три года до момента его введения;
предельный размер не денежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% - в последующие годы;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитывается вся сумма кредитов, выданных кредитной организацией данному заемщику или группе заемщиков, а также предоставленные им гарантии и поручительства;
максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное отношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% средств кредитной организации;
Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной организации устанавливается в виде процентного соотношения величины вклада или полученного кредита, гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации;
нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
а) соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
б) соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов;
нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения представляет собой предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка;
размеры валютного, процентного и иных рисков. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам;
минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, определяется Банком России;
нормативы использования собственных средств кредитной организации для приобретения допей (акций) других юридических лиц устанавливаются в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Размер норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) не должен превышать 25% собственных средств кредитной организации;
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств банка и не может превышать.
Оценка эффективности функционирования банка может проводиться расчетным или графическим методом, где оценивается зависимость объема производственных услуг от совокупных затрат по обслуживанию одного или группы клиентов (см. рис. 12.5.).
V операций 1200
За 1 день (ед.)
1000 1000
800
650
600
400
300
200
0
2 3 5 Себестоимость (руб)
Рис. 12.5. Зависимость себестоимости одной операции
от общего количества операций
- 2010 Рабочая программа
- Учебно-тематический план дисциплины «Финансовое право»
- Содержание
- Тема 2.2 Основы бюджетного реформирования, сбалансированность бюджетной системы
- Тема 2.3 Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- III. Раздел Бюджетный процесс
- Тема 3.1 Теоретико-правовые основы бюджетного процесса, полномочия его участников
- Тема 3.2 Характеристика стадий бюджетного процесса
- IV. Налоговое регулирование и основы налогово-бюджетной ответственности
- 4.1 Правовое регулирование бюджетных налоговых доходов
- 4.2 Налогово-бюджетная политика государства
- 4.3 Налогово-бюджетная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, защита прав участников налогово-бюджетных правоотношений
- V. Правовые отрасли финансовой системы
- 5.1 Государственный и муниципальный кредит
- 5.2 Банковская правовая система
- 5.3 Правовое регулирование валютного обращения, валютный контроль
- 5.4 Правовые основы страхового дела
- Рекомендуемая литература для изучения с I по V разделы
- Планы семинарских занятий Введение
- Тема 1. Финансовая деятельность государства
- Федеральное агенство по образованию
- Введение
- Глава 1. Методологические основы теории финансового права
- 1.1. Понятие, предмет, субъекты,
- Методы и система финансового права
- 1.2. Принципы финансового права
- 1.3. Источники финансового права
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система государства и местных органов самоуправления
- 2.1. Финансовая деятельность государства
- 2.2. Методы осуществления финансовой деятельности
- 2.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
- Финансовая система
- 2.4. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Правовое регулирование финансов и государственный контроль
- 3.1. Финансово-правовые нормы
- 3.2. Финансовые правоотношения
- 3.3. Финансовый контроль
- 3.4. Методы финансового контроля
- 3.5. Государственный контроль
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Субъекты финансового контроля и их функции
- 4.1. Счетная палата Российской Федерации
- Как субъект государственного финансового контроля
- 4.2. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин рф) как субъект государственного финансового контроля
- 4.3. Налоговые органы Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля
- 4.4. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)
- 4.5. Внутрихозяйственный контроль
- 4.6. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Бюджетно-правовая система государства и ее устройство
- 5.1. Понятие и роль бюджета
- 5.2. Виды бюджетов
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- 5.3. Бюджетное право Российской Федерации
- Государственные (публичные) финансы
- 5.4. Бюджетное устройство Российской Федерации
- 5.5. Характеристика принципов бюджетного устройства Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Структура бюджета и порядок его регулирования
- 6.1. Состав доходной части бюджетной системы
- Раздел II гл. 6 Бюджетного Кодекса дает понятие бюджетного регулирования - распределение источников доходов федерального бюджета между различными его уровнями в целях их сбалансированности.
- 6.2. Характеристика метода оказания прямой финансовой поддержки
- 6.3. Состав расходной части бюджетной системы
- 6.4. Дефицит бюджета
- 6.5. Бюджетные права Российской Федерации
- 6.6. Бюджетные права субъектов Российской Федерации
- 6.7. Бюджетные права муниципальных образований (органов местного самоуправления)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Правовые основы реализации бюджета
- 7.1. Бюджетный процесс
- 7.2. Характеристика принципов бюджетного процесса
- 7.3. Бюджетная классификация
- 7.4. Стадии бюджетного процесса
- 7.5. Бюджетные кредиты
- 7.6. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- 7.7. Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
- 7.8. Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Налоговое регулирование и сущность правовой ответственности
- 8.1. Правовое регулирование государственных доходов
- 8.2. Налоги и сборы
- 8.3. Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства
- Определение подведомственности
- 8.4. Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
- 8.5. Ответственность Федеральной налоговой службы за нарушение налогового законодательства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Правовое регулирование государственного кредита
- 9.1. Государственный кредит. Государственный долг
- 9.2. Государственный внутренний долг
- 9.3. Классификация государственных займов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Правовое регулирование страховой деятельности
- 10.1. Страхование как институт финансовой системы
- 10.2. Страховое право
- 10.3. Страховые правоотношения
- 10.4. Характеристика имущественного страхования
- 10.5. Взаимодействие страховщиков
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Правовые основы системы государственных финансовых расходов
- 11.1. Правовое регулирование государственных расходов
- 11.2. Финансирование
- 11.3. Сметно-бюджетное финансирование
- 11.4. Расходы на социально-культурные мероприятия
- 11.5. Расходы на оборону
- 11.6. Расходы на содержание аппарата государственного управления
- 11.7. Финансирование государственных капитальных вложений
- 11.8. Внебюджетные средства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственное регулирование банковоской деятельности
- 12.1. Правовые основы банковского кредитования
- Основные проблемы развития ипотечного кредитования в России
- Кредиты, выдаваемые банками под залог жилья
- 12.2. Банковская система Российской Федерации
- 12.3. Регулирование Банком России деятельности кредитных организаций
- 12.4. Надзор Банка России. Ответственность за нарушения банковского законодательства
- 12.5. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- 12.6. Признание кредитной организации несостоятельной (банкротом)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Правовое регулирование валютного обращения
- 13.1. Правовые основы денежной системы
- 13.2. Кассовые операции на территории Российской Федерации
- 13.3. Объекты валютных правоотношений
- 13.4. Валютные операции
- 13.5. Лицензирование валютных операций
- 13.6. Обязательная продажа валютной выручки
- 13.7. Виды рублевых счетов нерезидентов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Методы и функции валютного контроля
- 14.1. Валютный контроль
- 14.2. Характеристика органов валютного контроля
- 14.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Правовые нормы валютных отношений
- 15.1. Расчетные правоотношения
- 15.2. Банковский счет
- 15.3. Открытие, переоформление и закрытие счетов
- 15.4. Правила осуществления безналичных расчетов
- 15.5. Характеристика форм безналичных расчетов (платежное поручение, аккредитив)
- 15.6. Характеристика форм безналичных расчетов (инкассо, чек)
- 15.7. Бесспорное списание средств со счетов
- 15.8. Характеристика векселя
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Глава 7.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 10.
- Глава 11.
- Глава 12.
- Глава 13.
- Глава 14.
- Глава 15.
- Тематика контрольных работ
- Тема 1. Правовые функции и основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований вариант № 1
- Вариант № 2
- Тема 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий вариант № 3
- Вариант № 4
- Тема 3. Правое регулирование государственных и муниципальных доходов вариант № 5
- Вариант № 6
- Тема 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита, организация страхования и его реализация вариант № 7
- Вариант № 8
- Тема 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов вариант № 9
- Вариант № 10
- Перечень экзаменационных вопросов
- Раздел I Сущность предмета «Финансовое право». Основы финансов и финансовой деятельности государства
- Раздел II Бюджетно-правовая система, сущность бюджетных процессов
- Раздел III Нормативно-правовое регулирование развития финансовых рынков
- Библиографический список