Как субъект государственного финансового контроля
1. Общие положения.
2. Основные задачи Счетной палаты Российской Федерации.
3. Виды деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
4. Структура Счетной палаты Российской Федерации.
5. Полномочия Счетной палаты Российской Федерации.
1. В соответствии с федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 05.04.10.) Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами законности, объективности, независимости и гласности.
2. Ст. 2 закона РФ «О Счетной палате Российской Федерации» в качестве основных задач Счетной палаты определяет следующие:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности:
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;
контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
3. В процессе реализации данных задач Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:
контрольно-ревизионную: организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; подготовка и представление в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
экспертно-аналитическую: экспертиза проектов федерального бюджета, законов, иных нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации; подготовка и предоставление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;
информационную и иные виды деятельности.
4. В соответствии со ст. 5 закона РФ «О Счетной палате РФ» последняя состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Кандидат должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.
Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Требования к кандидатам на должность совпадают с вышеуказанными.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие основные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Каждая из палат Федерального Собрания РФ назначает по шесть аудиторов сроком на шесть лет.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Федеральному Собранию, образуется Коллегия Счетной палаты. В ее состав входят: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников. В их служебные обязанности входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
5. Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих в связи с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
- 2010 Рабочая программа
- Учебно-тематический план дисциплины «Финансовое право»
- Содержание
- Тема 2.2 Основы бюджетного реформирования, сбалансированность бюджетной системы
- Тема 2.3 Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- III. Раздел Бюджетный процесс
- Тема 3.1 Теоретико-правовые основы бюджетного процесса, полномочия его участников
- Тема 3.2 Характеристика стадий бюджетного процесса
- IV. Налоговое регулирование и основы налогово-бюджетной ответственности
- 4.1 Правовое регулирование бюджетных налоговых доходов
- 4.2 Налогово-бюджетная политика государства
- 4.3 Налогово-бюджетная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, защита прав участников налогово-бюджетных правоотношений
- V. Правовые отрасли финансовой системы
- 5.1 Государственный и муниципальный кредит
- 5.2 Банковская правовая система
- 5.3 Правовое регулирование валютного обращения, валютный контроль
- 5.4 Правовые основы страхового дела
- Рекомендуемая литература для изучения с I по V разделы
- Планы семинарских занятий Введение
- Тема 1. Финансовая деятельность государства
- Федеральное агенство по образованию
- Введение
- Глава 1. Методологические основы теории финансового права
- 1.1. Понятие, предмет, субъекты,
- Методы и система финансового права
- 1.2. Принципы финансового права
- 1.3. Источники финансового права
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система государства и местных органов самоуправления
- 2.1. Финансовая деятельность государства
- 2.2. Методы осуществления финансовой деятельности
- 2.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
- Финансовая система
- 2.4. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Правовое регулирование финансов и государственный контроль
- 3.1. Финансово-правовые нормы
- 3.2. Финансовые правоотношения
- 3.3. Финансовый контроль
- 3.4. Методы финансового контроля
- 3.5. Государственный контроль
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Субъекты финансового контроля и их функции
- 4.1. Счетная палата Российской Федерации
- Как субъект государственного финансового контроля
- 4.2. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин рф) как субъект государственного финансового контроля
- 4.3. Налоговые органы Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля
- 4.4. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)
- 4.5. Внутрихозяйственный контроль
- 4.6. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Бюджетно-правовая система государства и ее устройство
- 5.1. Понятие и роль бюджета
- 5.2. Виды бюджетов
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- 5.3. Бюджетное право Российской Федерации
- Государственные (публичные) финансы
- 5.4. Бюджетное устройство Российской Федерации
- 5.5. Характеристика принципов бюджетного устройства Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Структура бюджета и порядок его регулирования
- 6.1. Состав доходной части бюджетной системы
- Раздел II гл. 6 Бюджетного Кодекса дает понятие бюджетного регулирования - распределение источников доходов федерального бюджета между различными его уровнями в целях их сбалансированности.
- 6.2. Характеристика метода оказания прямой финансовой поддержки
- 6.3. Состав расходной части бюджетной системы
- 6.4. Дефицит бюджета
- 6.5. Бюджетные права Российской Федерации
- 6.6. Бюджетные права субъектов Российской Федерации
- 6.7. Бюджетные права муниципальных образований (органов местного самоуправления)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Правовые основы реализации бюджета
- 7.1. Бюджетный процесс
- 7.2. Характеристика принципов бюджетного процесса
- 7.3. Бюджетная классификация
- 7.4. Стадии бюджетного процесса
- 7.5. Бюджетные кредиты
- 7.6. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- 7.7. Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
- 7.8. Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Налоговое регулирование и сущность правовой ответственности
- 8.1. Правовое регулирование государственных доходов
- 8.2. Налоги и сборы
- 8.3. Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства
- Определение подведомственности
- 8.4. Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
- 8.5. Ответственность Федеральной налоговой службы за нарушение налогового законодательства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Правовое регулирование государственного кредита
- 9.1. Государственный кредит. Государственный долг
- 9.2. Государственный внутренний долг
- 9.3. Классификация государственных займов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Правовое регулирование страховой деятельности
- 10.1. Страхование как институт финансовой системы
- 10.2. Страховое право
- 10.3. Страховые правоотношения
- 10.4. Характеристика имущественного страхования
- 10.5. Взаимодействие страховщиков
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Правовые основы системы государственных финансовых расходов
- 11.1. Правовое регулирование государственных расходов
- 11.2. Финансирование
- 11.3. Сметно-бюджетное финансирование
- 11.4. Расходы на социально-культурные мероприятия
- 11.5. Расходы на оборону
- 11.6. Расходы на содержание аппарата государственного управления
- 11.7. Финансирование государственных капитальных вложений
- 11.8. Внебюджетные средства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственное регулирование банковоской деятельности
- 12.1. Правовые основы банковского кредитования
- Основные проблемы развития ипотечного кредитования в России
- Кредиты, выдаваемые банками под залог жилья
- 12.2. Банковская система Российской Федерации
- 12.3. Регулирование Банком России деятельности кредитных организаций
- 12.4. Надзор Банка России. Ответственность за нарушения банковского законодательства
- 12.5. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- 12.6. Признание кредитной организации несостоятельной (банкротом)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Правовое регулирование валютного обращения
- 13.1. Правовые основы денежной системы
- 13.2. Кассовые операции на территории Российской Федерации
- 13.3. Объекты валютных правоотношений
- 13.4. Валютные операции
- 13.5. Лицензирование валютных операций
- 13.6. Обязательная продажа валютной выручки
- 13.7. Виды рублевых счетов нерезидентов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Методы и функции валютного контроля
- 14.1. Валютный контроль
- 14.2. Характеристика органов валютного контроля
- 14.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Правовые нормы валютных отношений
- 15.1. Расчетные правоотношения
- 15.2. Банковский счет
- 15.3. Открытие, переоформление и закрытие счетов
- 15.4. Правила осуществления безналичных расчетов
- 15.5. Характеристика форм безналичных расчетов (платежное поручение, аккредитив)
- 15.6. Характеристика форм безналичных расчетов (инкассо, чек)
- 15.7. Бесспорное списание средств со счетов
- 15.8. Характеристика векселя
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Глава 7.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 10.
- Глава 11.
- Глава 12.
- Глава 13.
- Глава 14.
- Глава 15.
- Тематика контрольных работ
- Тема 1. Правовые функции и основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований вариант № 1
- Вариант № 2
- Тема 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий вариант № 3
- Вариант № 4
- Тема 3. Правое регулирование государственных и муниципальных доходов вариант № 5
- Вариант № 6
- Тема 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита, организация страхования и его реализация вариант № 7
- Вариант № 8
- Тема 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов вариант № 9
- Вариант № 10
- Перечень экзаменационных вопросов
- Раздел I Сущность предмета «Финансовое право». Основы финансов и финансовой деятельности государства
- Раздел II Бюджетно-правовая система, сущность бюджетных процессов
- Раздел III Нормативно-правовое регулирование развития финансовых рынков
- Библиографический список