12.4. Надзор Банка России. Ответственность за нарушения банковского законодательства
1. Полномочия Банка России
2. Ответственность за нарушение банковского законодательства
1. Центральные Банки:
Общие положения о деятельности ЦБ:
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков - Шведский Риксбанк образован в 1668 г). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г. записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно - кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Степень независимости центральных банков неодинакова - от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банки Англии и России занимают в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
Организация и структура управления центральным банком:
Четкое функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний.
Контрольные и надзорные функции Центрального банка:
В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского надзора:
1) защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;
2) защита клиентов банка от «системного риска», защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков;
3) обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово - кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.
В некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на центральные банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других принята смешанная система, при которой Центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами (например, США, ФРГ). Организация банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан статус публично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее предпочтительнее закрепления функций по надзору за центральным банком, полагая, что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости надзорного органа. В этом случае объединение усилий Центрального банка и другого государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование в контрольной работе высокой квалификации банковских работников и, с другой; придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.
Основные функции Центрального банка:
В экономической литературе в течение многих лет функции центрального банка формулируются почти неизменно:
монополия денежной эмиссии;
функции банка правительства (в частности, исполнение бюджета и управление государственным долгом);
банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);
проводник официальной денежно-кредитной и валютной политики;
орган надзора за банками и финансовыми рынками.
Однако роль, которую играют центральные банки в национальной экономике, значительно шире.
Роль ЦБ в экономике:
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка: разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.
Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:
Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования периодическое «замораживание» процентных ставок.
Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.
Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).
Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых
обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.
Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.
Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.
Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.
Обменный курс - это цена национальной валюты на международном валютном рынке или та пропорция, в которой она обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих стран. Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие вторжения бывают очень редко), если цель - удержать обменный курс от падения, центральный банк снимает с инвалютного счета какую-то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым баланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса национальной валюты. В первом случае вторжение лимитируется наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором - наличием инвалюты.
Центральный банк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда.
Одна из самых важных задач центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять, значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах, центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.
Управление государственным долгом должно быть увязано с целями правительства (не входить в противоречие, например, с фискальной политикой). Для центрального банка это может стать серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте.
2. Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России в соответствии с законодательством имеет следующие полномочия:
проведение проверок кредитных учреждений и их филиалов;
направление им обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в деятельности нарушений банковского законодательства Российской Федерации;
применение предусмотренных законами санкций по отношению к нарушителям.
3. В случае нарушения кредитной организацией законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления недостоверной информации, Банк России имеет право:
требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала;
ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России имеет право:
взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от размера оплаченного уставного капитала, но не более 10% от минимального размера уставного капитала;
потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению; замены руководителей организации; реорганизации кредитной организации;
изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Решения Банка России по вопросам о выдаче и отзыву лицензии, регистрации уставов банков, а также другие решения, связанные с выполнением Банком России надзорных функций, могут быть обжалованы в Высший Арбитражный суд Российской Федерации.
- 2010 Рабочая программа
- Учебно-тематический план дисциплины «Финансовое право»
- Содержание
- Тема 2.2 Основы бюджетного реформирования, сбалансированность бюджетной системы
- Тема 2.3 Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- III. Раздел Бюджетный процесс
- Тема 3.1 Теоретико-правовые основы бюджетного процесса, полномочия его участников
- Тема 3.2 Характеристика стадий бюджетного процесса
- IV. Налоговое регулирование и основы налогово-бюджетной ответственности
- 4.1 Правовое регулирование бюджетных налоговых доходов
- 4.2 Налогово-бюджетная политика государства
- 4.3 Налогово-бюджетная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, защита прав участников налогово-бюджетных правоотношений
- V. Правовые отрасли финансовой системы
- 5.1 Государственный и муниципальный кредит
- 5.2 Банковская правовая система
- 5.3 Правовое регулирование валютного обращения, валютный контроль
- 5.4 Правовые основы страхового дела
- Рекомендуемая литература для изучения с I по V разделы
- Планы семинарских занятий Введение
- Тема 1. Финансовая деятельность государства
- Федеральное агенство по образованию
- Введение
- Глава 1. Методологические основы теории финансового права
- 1.1. Понятие, предмет, субъекты,
- Методы и система финансового права
- 1.2. Принципы финансового права
- 1.3. Источники финансового права
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система государства и местных органов самоуправления
- 2.1. Финансовая деятельность государства
- 2.2. Методы осуществления финансовой деятельности
- 2.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
- Финансовая система
- 2.4. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Правовое регулирование финансов и государственный контроль
- 3.1. Финансово-правовые нормы
- 3.2. Финансовые правоотношения
- 3.3. Финансовый контроль
- 3.4. Методы финансового контроля
- 3.5. Государственный контроль
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Субъекты финансового контроля и их функции
- 4.1. Счетная палата Российской Федерации
- Как субъект государственного финансового контроля
- 4.2. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин рф) как субъект государственного финансового контроля
- 4.3. Налоговые органы Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля
- 4.4. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)
- 4.5. Внутрихозяйственный контроль
- 4.6. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Бюджетно-правовая система государства и ее устройство
- 5.1. Понятие и роль бюджета
- 5.2. Виды бюджетов
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- 5.3. Бюджетное право Российской Федерации
- Государственные (публичные) финансы
- 5.4. Бюджетное устройство Российской Федерации
- 5.5. Характеристика принципов бюджетного устройства Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Структура бюджета и порядок его регулирования
- 6.1. Состав доходной части бюджетной системы
- Раздел II гл. 6 Бюджетного Кодекса дает понятие бюджетного регулирования - распределение источников доходов федерального бюджета между различными его уровнями в целях их сбалансированности.
- 6.2. Характеристика метода оказания прямой финансовой поддержки
- 6.3. Состав расходной части бюджетной системы
- 6.4. Дефицит бюджета
- 6.5. Бюджетные права Российской Федерации
- 6.6. Бюджетные права субъектов Российской Федерации
- 6.7. Бюджетные права муниципальных образований (органов местного самоуправления)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Правовые основы реализации бюджета
- 7.1. Бюджетный процесс
- 7.2. Характеристика принципов бюджетного процесса
- 7.3. Бюджетная классификация
- 7.4. Стадии бюджетного процесса
- 7.5. Бюджетные кредиты
- 7.6. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- 7.7. Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
- 7.8. Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Налоговое регулирование и сущность правовой ответственности
- 8.1. Правовое регулирование государственных доходов
- 8.2. Налоги и сборы
- 8.3. Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства
- Определение подведомственности
- 8.4. Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
- 8.5. Ответственность Федеральной налоговой службы за нарушение налогового законодательства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Правовое регулирование государственного кредита
- 9.1. Государственный кредит. Государственный долг
- 9.2. Государственный внутренний долг
- 9.3. Классификация государственных займов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Правовое регулирование страховой деятельности
- 10.1. Страхование как институт финансовой системы
- 10.2. Страховое право
- 10.3. Страховые правоотношения
- 10.4. Характеристика имущественного страхования
- 10.5. Взаимодействие страховщиков
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Правовые основы системы государственных финансовых расходов
- 11.1. Правовое регулирование государственных расходов
- 11.2. Финансирование
- 11.3. Сметно-бюджетное финансирование
- 11.4. Расходы на социально-культурные мероприятия
- 11.5. Расходы на оборону
- 11.6. Расходы на содержание аппарата государственного управления
- 11.7. Финансирование государственных капитальных вложений
- 11.8. Внебюджетные средства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственное регулирование банковоской деятельности
- 12.1. Правовые основы банковского кредитования
- Основные проблемы развития ипотечного кредитования в России
- Кредиты, выдаваемые банками под залог жилья
- 12.2. Банковская система Российской Федерации
- 12.3. Регулирование Банком России деятельности кредитных организаций
- 12.4. Надзор Банка России. Ответственность за нарушения банковского законодательства
- 12.5. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- 12.6. Признание кредитной организации несостоятельной (банкротом)
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Правовое регулирование валютного обращения
- 13.1. Правовые основы денежной системы
- 13.2. Кассовые операции на территории Российской Федерации
- 13.3. Объекты валютных правоотношений
- 13.4. Валютные операции
- 13.5. Лицензирование валютных операций
- 13.6. Обязательная продажа валютной выручки
- 13.7. Виды рублевых счетов нерезидентов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Методы и функции валютного контроля
- 14.1. Валютный контроль
- 14.2. Характеристика органов валютного контроля
- 14.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Правовые нормы валютных отношений
- 15.1. Расчетные правоотношения
- 15.2. Банковский счет
- 15.3. Открытие, переоформление и закрытие счетов
- 15.4. Правила осуществления безналичных расчетов
- 15.5. Характеристика форм безналичных расчетов (платежное поручение, аккредитив)
- 15.6. Характеристика форм безналичных расчетов (инкассо, чек)
- 15.7. Бесспорное списание средств со счетов
- 15.8. Характеристика векселя
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Глава 7.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 10.
- Глава 11.
- Глава 12.
- Глава 13.
- Глава 14.
- Глава 15.
- Тематика контрольных работ
- Тема 1. Правовые функции и основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований вариант № 1
- Вариант № 2
- Тема 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий вариант № 3
- Вариант № 4
- Тема 3. Правое регулирование государственных и муниципальных доходов вариант № 5
- Вариант № 6
- Тема 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита, организация страхования и его реализация вариант № 7
- Вариант № 8
- Тема 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов вариант № 9
- Вариант № 10
- Перечень экзаменационных вопросов
- Раздел I Сущность предмета «Финансовое право». Основы финансов и финансовой деятельности государства
- Раздел II Бюджетно-правовая система, сущность бюджетных процессов
- Раздел III Нормативно-правовое регулирование развития финансовых рынков
- Библиографический список