logo search
Учебное пособие финан пр

12.3. Регулирование Банком России деятельности кредитных организаций

1. Цели банковского регулирования и надзора

2. Условия деятельности банков

3. Характеристика экономических нормативов

1. В соответствии с федеральным за­коном от 10 июля 2002 г. № 86 «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России) (в ред. от 25.11.09 г.), Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью банковского регулирования и надзора являйся поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Центральный банк РФ не должен вмешиваться в оперативную деятельность кредитных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Структура банковской системы

В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской системы:

• Универсальные банки;

• Специализированные банки:

• Инвестиционные банки;

• Сберегательные банки;

• Инновационные банки;

• Ипотечные банки;

• Банки потребительского кредита;

• Отраслевые банки;

• Внутрипроизводственные банки;

• Инвестиционные компании;

• Инвестиционные фонды;

• Страховые компании;

• Пенсионные фонды;

• Ломбарды;

• Трастовые компании и др.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония -55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золото-валютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

Степень независимости центральных банков неодинакова - от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль банка банков, т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий осуществление расчетов между ними.

Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).

Специализированные кредитно-финансовые учреждения:

Кроме банков перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения, инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки, как субъекты финансового риска, имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Небанковские институты специализируются на одном определенном виде деятельности.

3. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России определяет основные условия деятельности банков, к которым относятся: установление обязательных экономических нормативов деятельности коммерческих банков, обязательных правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности и др.

4. К числу обязательных экономических нормативов ст.61 федерального закона «О банках и банковской деятельности»:

а) соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

б) соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, кратко­срочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов;

Оценка эффективности функционирования банка может проводиться расчетным или графическим методом, где оценивается зависимость объема производственных услуг от совокупных затрат по обслуживанию одного или группы клиентов (см. рис. 12.5.).

V операций 1200

За 1 день (ед.)

1000 1000

800

650

600

400

300

200

0

2 3 5 Себестоимость (руб)

Рис. 12.5. Зависимость себестоимости одной операции

от общего количества операций