logo search
Ответы по ГЭК 2010 г новые

15. Государственный кредит. Государственный долг, методы управления им

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Формы кредита:

- банковский (кредитор- банк, заемщик ЮЛ.),

- потребительский (заемщик физ. лицо), а в узком смысле - часть банковского),

- коммерческий (в товарной форме это вексель, лизинг),

- государственный (государство - заемщик или кредитор)

- международный.

Если государство заёмщик – займы, которые представляют собой цивилизованную форму покрытия бюджетного дефицита. Заемщик – государство в лице Минфина. Кредиторы - юр. или физ. лица. Способ оформления: с помощью облигаций и казначейских векселей. Государственные облигации - долгосрочные ц/б, выпускаемые на срок до 20 лет. Max надежные, но min доходные. При этом погашение займов и выплата процентов по ним будет производиться из будущего бюджета, тем самым происходит перекладывание решения ряда проблем на будущие поколения. Государственные займы непосредственного обеспечения не имеют. Поэтому в данном случае определяющим является доверие к правит.. Необходимость исполнения государственных займов обусловлена цикличностью экономического развития.

Если государство кредитор, то в этом случае речь идет об активном проявлении сущности государственного кредита (например, централизованные кредиты, которые используются заемщиками на социально-значимые программы).

Вся совокупность государственных займов характеризует величину государственного долга. Делится на внутренний и внешний государственные займы. Под внутренним понимается совокупность денежных отношений, связанных с финансированием государственных расходов населением и предпринимателями в национальной валюте, эта основная часть государственного долга. Государственный внешний долг образуется в результате выхода государства на международные финансовые рынки. Прямой зависимости между величиной государственного долга и состоянием экономики нет. Новейшая история свидетельствует, что в высокоразвитых западных странах размер внутреннего долга не сокращается даже в периоды стабильного роста уровня производства.

Внешний долг - наиболее важная часть государственного долга. Абсолютные цифры сами по себе не показатель, так как имея большой внешний долг государство может являться и крупным кредитором, если итоговое сальдо +, то у государства нет повода для беспокойства.

При характеристике государственного долга принято оперировать понятиями капитальный (иначе общий или основной) и текущий долг. Капитальный (основной) долг-совокупность всех выпущенных и непогашенных на данный момент долговых обязательств, включая и %, подлежащие уплате по ним. Под текущим долгом понимается сумма расходов текущего периода (фин. года) направленных на погашение части государственного долга, а также на уплату ежегодных %.

Управление государственным долгом - спектр мероприятий государства по обслуживанию уже существующего государственного долга, его планомерному погашению, разработке условий привлечения и осуществления новых займов.

Основные формы долговых обязательств: кредитные соглашения; государственные ценные бумаги; переоформление долговых обязательств; соглашения о пролонгации и реструктуризации долгового обязательств.

Способы погашения долга: денежные выплатами; обмен долговых обязательств на налоговое освобождение; отказ от уплаты; аннулирование задолженности кредиторов; принятие задолженности другим органом.

Эффективный методы регулирования: удлинение внутреннего государственного долга.

Структура государственного внешнего долга по состоянию