Налоги и налогообложение
1. Экономическая природа налога и основы построения системы налогообложения.
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на макро- и микроэкономические процессы.
Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772–1823 гг.), последователя А. Смита. «Налоги, – писал он, – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».
Рассматривая современные точки зрения ученых-экономистов на экономическую сущность налога, можно отметить, что сегодня не существует единого подхода при исследовании данного вопроса.
Наиболее распространенной точкой зрения является рассмотрение экономической сущности налога как изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства. В свою очередь это будет способствовать правильному применению норм законодательства, определению объема и полномочий налоговых органов, реализации налоговой ответственности и пр.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ:
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В этой связи для характеристики налога необходимо выделить те специфические черты и признаки, которые позволят определить условия и порядок его существования как правого явления.
Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:
-
Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
-
Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.
Обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.
Налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.
-
Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов (имущества) налогоплательщика в собственность государству.
-
Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
-
обязательность;
-
одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
-
Как финансовая категория налоги выражают общие свойства присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их экономическую сущность, внутреннее содержание. Рассмотрение положений о функциях налогов составляет предмет научных дискуссий.
-
Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах, показывают, что теоретические споры ведутся в основном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в экономике их стран. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги – чисто фискальный инструмент.
-
Учитывая вышеизложенное, проанализируем содержание трактовок функций налогов на основе рассмотрения позиций таких ученых-экономистов, как Н.Е Заяц, Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, М.В. Романовский.
-
Анализ предложенной в таблице 1 информации свидетельствует о том, что в числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную компоновку отдельных из них.
-
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрывается в фискальной функции, которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Поэтому теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональная емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика.
-
Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах.
Элементы налога
Под элементами налогообложения понимают определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов (сборов, пошлин); отражающих их социально-экономическую сущность.
Элементы налогообложения подразделяются на общие и частные. Общие элементы применяются относительно каждого налога (сбора, пошлины) без исключения, а частные, только к отдельным видам налогов. Например, при взимании налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, отсутствует такой элемент, как налоговый период.
К общим элементам налогообложения относятся:
-
Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, выполняющие обязательную повинность по уплате налогов (сборов, пошлин);
-
Объект налогообложения – предмет, действие, результат, подлежащие налогообложению в установленном законом порядке (например, денежный доход, имущество и т. д.);
-
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой непосредственно применяется налоговая ставка.
-
Источник налога – денежный доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог;
-
Единица налогообложения – единица, принятая для измерения объекта налогообложения (при взимании налога на доходы такой единицей является денежная единица страны, в которой получен доход, при исчислении налога на землю за единицу принимается гектар и т.п.);
-
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения;
-
Налоговая квота – доля налога в доходе определенного субъекта налогообложения;
-
Налоговый оклад – величина налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта налогообложения;
-
Срок уплаты налога (сбора, пошлины) – законодательно определенный срок не позднее которого налог должен быть перечислен в бюджет;
-
Порядок исчисления налога – законодательно закрепленные правила расчета для каждого налога (сбора, пошлины), подлежащего уплате исходя из налоговой базы, налоговой ставки и других элементов налогообложения.
К частным элементам налогообложения относятся:
-
Налоговый агент – лицо, на которое в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
-
Налоговый период – время, за которое производится обложение налогом или сбором;
-
Налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уплаты налога в бюджет;
-
Необлагаемый минимум – часть объекта, определенная законодательством, освобожденная от налогообложения.
По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются одноименные статьи в налоговых законах, кроме того, устанавливаются сроки платежей и определяются налоговые санкции за нарушение налогового законодательства.
2. Характеристика налоговой системы РФ.
Налоговая система – совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» нетождественны. Налоговая система – более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
В настоящее время состав налогов и сборов РФ регулируется статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса.
На территории РФ предусмотрены следующие виды налогов и сборов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Состав налогов и сборов РФ, уплачиваемых организациями и физическими лицами по обычной системе налогообложения, представлены в таблице 2.
В Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты налога) и следующие обязательные элементы налогообложения:
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
налоговый период;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления налога;
-
порядок и сроки уплаты налога.
К факультативному элементу налогообложения Налоговый кодекс относит налоговые льготы.
К федеральным налогам в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ относятся:
-
налог на добавленную стоимость (НДС);
-
акцизы;
-
налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
-
налог на прибыль организации;
-
налог на добычу полезных ископаемых;
-
водный налог;
-
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
-
государственная пошлина.
К региональным налогам в соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ относятся:
-
налог на имущество организаций;
-
налог на игорный бизнес;
-
транспортный налог.
К местным налогам в соответствии со ст. 15 Налогового кодекса относятся:
-
земельный налог;
-
налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам в соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ относятся:
-
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
-
упрощённая система налогообложения
-
система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;
-
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
К принципам построения налоговой системы РФ (статья 3 НК) относятся:
-
принцип всеобщности налогообложения, согласно которому каждое лицо без каких-либо исключений должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
-
принцип равенства налогообложения – предполагает, что равенство всех налогоплательщиков перед налоговым Законом (налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных и т.п. критериев);
-
принцип экономической обоснованности – издержки государства по взиманию налога должны быть минимальными;
-
принцип единого экономического пространства – не допускается установление дополнительных налогов и сборов на товары, производимые в других регионах или повышенных ставок на товары, вывозимые в другие регионы. Кроме того, не допускается введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за сет налоговых доходов других территорий.
-
принцип законного установления налогов и сборов – все изменения по налогам и сборам должны сопровождаться внесением их в Налоговый кодекс, а также в Законы о бюджете соответствующего уровня.
Кроме того, все законы, предполагающие введение новых налогов и сборов вступают в силу не ранее чем с 1 января следующего года, но не ранее чем через один месяц со дня их официального опубликования.
Не имеют обратной силы законы, предполагающие усиление налогового бремени налогоплательщиков или ужесточающие налоговые санкции и, наоборот.
Акты законодательства о налогах и сборах, имеющие обратную силу в соответствии с Налоговым кодексом, теперь могут вступать в силу со дня их официального опубликования. При этом данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (изменение принято 26.11.2008 г.).
-
принцип удобства налогообложения, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, представляющим наибольшие удобства для налогоплательщика;
-
принцип презумпции правоты налогоплательщика в тех случаях, когда сомнения, противоречия и неясности законодательства неустранимы, то они толкуются в пользу последних.
3. Характеристика основных налогов и сборов РФ.
Федеральные налоги: НДС; налог на прибыль организаций; единый социальный налог; налог на доходы физических лиц.
Региональные налоги: налог на имущество организаций; транспортный налог.
Местные налоги: налог на имущество физических лиц.
Доходы бюджета
4. Характеристика специальных налоговых режимов в РФ.
Упрощённая система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
Доходы бюджета
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Необходимость, причины появления и история развития денег. Процесс демонетизации золота
- 2. Деньги как средство обращения. Приемлемость денег. Экономическая сущность, причины появления и особенности обращения полноценных, кредитных и бумажных денег. Закон денежного обращения
- 3. Деньги как мера стоимости. Понятие масштаба цен. Денежные реформы: экономические предпосылки и причины их проведения
- 4. Инфляция как экономический процесс. Понятие и виды инфляции. Причины, вызывающие инфляцию. Инфляционное таргетирование экономики
- 5. Понятие денежного оборота, его структура
- 6.Организация безналичных расчетов в экономике.
- 7.Фомы безналичных расчетов.
- 8.Организация межбанковских расчетов в России. Роль Центрального банка в организации эффективной системы межбанковских расчетов.
- 9. Типы денежных систем. Понятие и структура денежной системы России. Экономическое содержание банкнот Центрального банка рф. Особенности организации денежных систем экономически развитых стран.
- 10. Теории денег Причины появления и особенности синтетической теории денег.
- 11. Понятие кредитных отношений. Функции, принципы и формы кредита
- 12. Понятие ссудного процента. Экономические границы установления ссудного процента. Спрэд. Влияние ссудного процента на состояние национальной экономики
- 13. Коммерческий кредит как одна из форм кредита. Перспективы развития коммерческого кредитования в российской экономике
- 14. Роль и значение потребительского кредита в экономической системе. Перспективы ипотечного кредитования в России
- 15. Государственный кредит. Государственный долг, методы управления им
- 16. Международный кредит. Участники международных кредитных сделок. Положение России на международном ссудном рынке
- 17. Кредитная система России. Взаимосвязь общеэкономической ситуации в государстве и состояния кредитной системы
- 18. Банковская система России: современное состояние, перспективы развития. Особенности построения национальных банковских систем.
- 19. Место и роль Центрального банка России в банковской системе и экономике в целом.
- 20. Место и роль в кредитной системе специальных финансово-кредитных институтов.
- 21. Международные валютные и финансово-кредитные институты: виды, место на мировом финансовом рынке, специфика деятельности.
- Финансы
- 1. Финансы как стоимостная категория
- 2. Содержание финансов. Система финансов
- 3. Функции финансов как проявление их сущности
- 4. Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов.
- Экономический смысл формирования внебюджетных фондов.
- 6. Социальные внебюджетные фонды, формируемые в Российской Федерации
- 7. Государственный и муниципальный кредит в системе финансовых отношений общества
- 8. Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции
- 9 Финансовые ресурсы государства – материально-вещественное воплощение финансов
- 10. Финансовая политика государства на современном этапе развития экономики
- 11. Управление финансами
- 12. Финансовое планирование и прогнозирование
- 13. Организация финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов
- Страхование
- Экономическая сущность и функции страхования.
- 2.Централизованный денежный фонд (федеральный бюджет, внебюджетные фонды, централизованные материальные резервы);
- 3.Децентрализованные денежные фонды (создаются на хозяйствующих субъектах, т.К. Уставн.Капитал, материальные запасы; источник – средства хозяйствующих субъектов);
- Классификация страхования.
- Формы проведения страхования.
- Личное страхование. Характеристика видов и форм.
- Рынок ценных бумаг
- 1. Ценные бумаги: сущность, признаки, инвестиционная привлекательность
- 3. Участники рынка ценных бумаг, их роль в проведении операций с ценными бумагами
- 4. Корпоративные ценные бумаги: сущность, виды, инвестиционная привлекательность
- Неорганизованный – представлен внебиржевыми системами.
- 7. Инвестиционные фонды. Особенности функционирования паевых инвестиционных фондов
- 8. Регулирование рынка ценных бумаг
- Бюджетная система рф
- 1. Экономическая сущность и роль бюджета в экономике.
- 2. Бюджетная система рф.
- 3. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
- Составление проекта бюджета
- Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- Составление бюджетной отчетности
- Налоги и налогообложение
- Финансы организаций (предприятий)
- 1.Сущность, функции и принципы организации финансов организаций (предприятий).
- 2. Сущность и принципы организации денежного хозяйства предприятий.
- 3. Основной капитал предприятий: экономическая сущность, источники финансирования, определение эффективности инвестиций.
- 4.Оборотный капитал предприятий: экономическая сущность. Источники финансирования, методы управления.
- 5. Расходы (затраты) организаций.
- 6. Доходы организаций.
- 7. Формирование и распределение прибыли организаций.
- 8. Закон рф «о несостоятельности (банкротстве)». Финансовые проблемы юридических лиц банкротов и пути их решения.
- 9. Финансовое планирование в организациях.
- Глава I. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
- 1.3. Методы планирования финансовых показателей
- Финансовый менеджмент
- 1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента. Эволюция целей финансового менеджмента.
- 2. Понятие, экономическая сущность и виды денежных потоков на предприятии. Структура результирующего денежного потока.
- 3. Временная стоимость денег и ее применение в финансовом менеджменте.
- 4. Понятие риска в финансовом менеджменте. Взаимосвязь риска и дохода. Диверсификация риска.
- 5. Определение текущей стоимости облигации. Базовая модель расчета текущей стоимости облигации и возможности ее использования.
- 1.9. Организация деятельности коммерческого банка
- 1. Банковская система рф. Понятие, структура и принципы организации.
- 2. Коммерческий банк как звено банковской системы. Классификация коммерческих банков.
- 3. Коммерческий банк как субъект рыночных отношений. Принципы деятельности коммерческих банков.
- 4. Функции коммерческих банков.
- 5. Ликвидность баланса коммерческого банка, ее понятие. Факторы, влияющие на уровень ликвидности.
- 6. Пассивные операции коммерческого банка, их понятие. Ресурсная база коммерческого банка.
- 7. Собственные средства коммерческих банков, их характеристика.
- 8. Депозитные операции коммерческих банков, их понятие и классификация.
- 9. Банковский кредит, его понятие и классификация.
- 10. Принципы банковского кредитования рыночного хозяйства.
- 1.10. Бюджет и бюджетная система рф
- 1. Бюджетные отношения Центра и субъектов Федерации
- 2. Бюджетные отношения субъекта Федерации с муниципальными образованиями (на примере Свердловской области)
- 3. Бюджетный процесс на региональном уровне
- Бюджетное послание Губернатора Свердловской области
- Составление проекта областного бюджета
- Рассмотрение проекта областного бюджета
- 4. Доходы региональных бюджетов
- 5. Расходы региональных бюджетов
- 6. Доходы и расходы муниципальных бюджетов
- Инвестиции
- Экономическая сущность и виды инвестиций
- Инвестиционный проект: понятие и классификация; фазы развития
- Определение, виды и основные принципы эффективности инвестиционных проектов
- Методы финансирования инвестиционных проектов
- Инвестиционный процесс, его характеристика
- Методы и критерии оценки инвестиционных проектов
- 10. Инвестиции в форме капитальных вложений
- Международные валютно-кредитные отношения
- Основы организации валютно-кредитных отношений в рф.
- Основные понятия из фз № 173 «о валютном регулировании и контроле»:
- Валютная политика рф Сущность и виды валютной политики:
- Характеристика валютной политики рф на современном этапе:
- 2. Валютный курс: виды и факторы на него влияющие.
- Валютная система: понятие и эфолюция
- 4. Сущность и классификация валютных рынков.
- 5. Конверсионные операции коммерческих банков.
- Основные разделы фьючерсных и форвардных контрактов
- 6. Организация валютного контроля в России.
- 7. Характеристика форм международных расчетов.
- Документарный аккредитив
- Формы документарного аккредитива
- Документарное и чистое инкассо
- Расчёты банковскими переводами
- 8. Характеристика международных расчетов с использованием векселей и чеков.
- Применение чека в международных расчётах
- 9. Международный кредит и его формы.
- Валютно-финансовые и платёжные условия международного кредита.
- Государственное кредитование и его особенности в рамках заключаемых международных кредитных соглашений
- Кредитование экспортно-импортных операций в России и за рубежом
- Кредитование как разновидность расчётов
- 10. Сущность и особенности применения гарантий и поручительств при международных расчетах и кредитах.
- Значение и виды поручительств
- Учет и операционная деятельность в банках
- 1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях
- Баланс кредитной организации и его структура
- 3. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях рф и принципы его построения
- 1.13. Теория рисков коммерческих банков
- 1. Банковские риски, их понятие и классификация.
- 2. Кредитный риск и методы управления им.
- 3. Процентный риск и методы управления им.
- 4. Валютный риск и методы управления им.
- 5. Страновой риск и методы управления им.
- 6. Методы управления банковскими рисками.
- 7. Финансовые потери в банковской деятельности и их влияние на возможности инвестирования.
- 8. Риски несбалансированной ликвидности.
- 9. Управление операционными рисками.
- 10. Риск в международных операциях банка.
- 1.14. Доходы бюджета
- 1. Налог на прибыль организаций.
- Способы начисления амортизации в целях налогообложения прибыли, действующие с 01.01.2009 г.
- Налоговые ставки по транспортному налогу
- 50% (С 01.01.2009 г. – 35%) от суммы начисленного налога уплачивают:
- 40% От суммы начисленного налога уплачивают:
- Сущность системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
- 1.15. Организация деятельности центрального банка
- 1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования экономики
- 2. Инструменты денежно-кредитного регулирования
- 3. Понятие и сущность банковского надзора
- 4. Лицензирование банковской деятельности
- 5. Дистанционный надзор за деятельностью кредитных организаций
- 6. Инспекционная деятельность Банка России
- 7. Работа Банка России с проблемными кредитными организациями
- 8. Ликвидация кредитных организаций.
- 9. Управление международными резервами.
- 10. Управление платежным балансом цб рф
- 1.16. Бюджетное планирование и прогнозирование
- 1. Планирование доходов бюджетов.
- Особенности свердловской области (2010-2012 годы)
- X к7 X Ксобиморгочг, где
- Налог на имущество физических лиц
- 2. Планирование расходов бюджетов.
- Статья 174.2. Планирование бюджетных ассигнований
- 3. Планирование доходов и расходов бюджетов на региональном уровне.
- Расчет индекса налогового потенциала субъекта рф
- Расчет индекса бюджетных расходов субъекта рф
- Расчет индекса налогового потенциала муниципальных образований
- Расчет индекса бюджетных расходов муниципальных образований