logo
Ответы по ГЭК 2010 г новые

11. Управление финансами

Управление – это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов. Оно присуще различным сферам человеческой деятельности. Опираясь на познание экономических законов, содержание которых определяется производственными отношениями, общество через определенные структуры управляет своими производственными отношениями.

Управление финансами - это понятие комплексное. В него включается такие понятия как 1.субъект управления (государственные органы власти и управления, фин. аппарат - Администрация президента, Парламент, Правительство, Министерство финансов, местные финансовые органы, фнс и т.д.), 2.инструментарий управления (средство воздействия на объект) - финансовый механизм, 3.объект управления(совокупность фин. отношений- общегос. финансы, местные, гос. предприятий), 4.рез-т – финансовая политика

УФ м.б. количественным и качественным. Увеличивая или уменьшая долю предприятий в НД государство может форсировать или ограничивать развитие предприятий (количеств).Другой инструмент – умелое финансирование учреждений непроизводственной сферы побуждает их к рациональному использованию выделенных средств).

В системе управления финансами выделяют элементы:

1.Информация как один из элементов управления означает, что все управленческие решения по финансам д. приниматься на базе достаточно достоверной информации, которая д. передаваться по звеньям системы финансов. Своевременная информация позволяет анализировать и определять конечные результаты. Осуществляется в форме бухгалтерской, статистической оперативной отчетности.

2.Планирование д. занимать центральное место в управлении финансами. Сводится к прогнозной оценке собственных финансовых ресурсов, их рационального распределения и эффективного использования. Финансовые планы разрабатываются по балансовому методу (доходной и расходной части): на уровне государства – в форме бюджета (финансовый план страны), на уровне предприятия – в форме балансов, на уровне домохозяйств – баланс доходов и расходов (разрабатывает Минфин).

3.Оперативное управление финансами – это комплекс мероприятий по выполнению предусмотренных заданий. Главная задача – обеспечить определенные показатели.

4.Финансовое регулирование представляет собой маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения предусмотренных заданий. Источники- дополнительные финансовые ресурсы, резервные фонды, неиспользованные ассигнования. Направлено на ликвидацию отрицательных отклонений от плана.

5.Контроль осуществляется на стадии оперативного управления. Призван обеспечить полное и своевременное поступление средств в бюджет и внебюджетные фонды, целевое использование этих средств, своевременное доведение до получателя.

Система управление финансами в совр. экономики имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Современная экономика не м существовать без хорошо управляемой системы финансов и регулируемого финансового рынка.

Стратегия управления финансами возложена на Государственная Дума РФ, Совет Федераций, Президента. Оперативное управление финансами осуществляет Правительство в лице Минфина, ФНС, ЦБ РФ, Фед. службы по рынку ц.б.

Воздействие системы финансов на экономику определяется эффективностью гос. регулирования, которое включает:

1.Макроэкономическое регулирование финансовой сферы. (1направление) Предусматривает выработку принципов, программы экономической политики, мер урегулирования системы финансов. (2 направление) Законодательное и нормативно-правовое урегулирование финансовой политики. В ведении России находится установление правовых условий единого рынка, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования. Гражданский кодекс РФ регулирует отношения между государством и населением, Налоговый кодекс определяет основы налоговой политики на территории РФ, Бюджетный кодекс регулирует бюджетный процесс в РФ.

2. Микроэкономическое (косвенные) методы регулирования финансов: формирование и поддержание конкурентной стимуляции экономического развития среды экономики, ограничение монополизации рынка; регулирование финансовой деятельности включает государственное регулирование цен; формирование, защита контрактных отношений между субъектами рынка; использование государственного предпринимательства для воздействия на конъюнктуру, формирование эффективного спроса и предложения; регулирование внешнеэкономической деятельности гос-ва, коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики; развитие и создание страхового дела, страхование предпринимательского риска, в ряде случаев предоставляются госуд. гарантии фед. и регионального уровня.

3. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Регистрация, лицензирование определенных видов деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление цен на определенные наименования товаров и услуг; управление унитарными предприятиям и государственной собственности, контроль за их хозяйственной деят-стью.

4. Применение гос. монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров.

5. Применение финансовых и др. санкций в отношении финансовой в том числе налоговой дисциплины. Региональный аспект управления, его назначение в условиях рынка. Это субъекты Федерации, к ведению которых относятся установление основ региональной политики и программ в области госуд., экономич., социального, экологического, культурного и национального развития, территориальный бюджет (в соответствии с Бюджетным Кодексом), налоги и сборы, внешнеэкономические отношения, координация вопросов здравоохранения, установление общих принципов организации местного самоуправления и т.д. В настоящее время 70% фин.ресурсов находятся в федеральном бюджете, т.е. в наличии сильная централизация с целью контроля.

Управление финансами в РФ осуществляется на основании НАП: Конституция, Бюджетного и Налогового кодексов.

В целом управление финансами находится в стадии становления и развития.