logo search
Ответы по ГЭК 2010 г новые

2. Инструменты денежно-кредитного регулирования

Классификация и виды инструментов денежно-кредитного регулирования. Характеристика рыночных инструментов денежно-кредитной политики. Особенности применения инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе.

Инструменты ДКП:

              1. Процентные ставки ЦБ (ставка рефинансирования, учетная ставка).

              2. Норма обязательных резервов – это суммы, депонированные в ЦБ в процентном отношении ко всем обязательствам коммерческого банка.

              3. Операции на открытом рынке – купля-продажа государственных ценных бумаг.

              4. Валютные интервенции - купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке.

              5. Прямые количественные ограничения.

Под системой рефинансирования понимают формы, порядок и условия креди­тования Банком России кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы [12. С. 141].

Рефинансирование проводиться Центральным банком РФ по средствам уста­новления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучёту ценных бумаг) и ставки по рефи­нансированию (кредитованию банковских учреждений).

Банк России является кредитором последней инстанции, то есть выдаёт кре­диты коммерческим банкам. Банк России регулирует общий объём выдаваемых им кредитов в соответствии с ориентирами единой государственной денежно-кредит­ной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации про­центной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предос­тавляемых Центральным банком РФ остальным банкам.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения, принятых на себя обязательств кредитная организация может обра­щаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях [12. С. 142].

В рамках системы рефинансирования Банк России предоставляет:

Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется по ставе рефинансирования. Изменяя её величину, Центральный банк РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложение в целом. В мировой практике для определения ставки рефинансирования используется правило Тэйлора:

it = r* + p* + a (pt – p*) + b (yt –y*),

где it – номинальная краткосрочная процентная ставка, устанавливаемая Централь­ным Банком в определённый момент времени;

r* - долгосрочное равновесное значение реальной процентной ставки;

p* - долгосрочный прогнозируемый уровень инфляции;

pt – реальный уровень инфляции в момент составления расчёта;

p* - долгосрочный прогнозируемый уровень инфляции;

yt – темп прироста номинального ВВП;

y* - долгосрочное значение потенциального ВВП;

a и b – коэффициенты ответной реакции на шоки, отражающие степень агрес­сивности Центрального банка.

Коэффициенты уравнения подбираются с учётом следующих условий:

  1. приемлемая амплитуда вариации ВВП, инфляции и процентной ставки в ходе использования правила;

  2. устранение избыточного повторного цикла колебаний наблюдаемых пере­менных, когда вслед за начальным шоком и применением инструмента денежно-кредитной политики ВВП, инфляция и процентная ставка изменяется с большей ам­плитудой;

  3. соответствие предпочтениям денежных властей в части регулирования ин­фляции: временной горизонт, в течение которого инфляция после шока возвраща­ется к целевому ориентиру, скорость перехода на новый уровень целевого ориен­тира.

Значение r* при переменной инфляции обычно выбирается более единицы. Та­кой выбор известен как «принцип Тэйлора», который означает, что Центральный банк более агрессивно реагирует на изменение цен, чем ВВП.

Сокращение процентной ставки благоприятно отражается на инвестиционном климате национальной экономики.

Следующий инструмент денежно-кредитного регулирования – установление обязательных резервных требований.

Обязательные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих бан­ков в Центральном банке, которая устанавливается в законодательном порядке и оп­ределяется как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков.

Изменяя нормы обязательных резервов, Центральный банк оказывает воз­действие на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Нормы обязательных резервов дифференцируются в зави­симости от вида, величины и сроков вкладов [12. С. 140].

Минимальные резервы обязаны иметь все кредитные учреждения либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых данным банком.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в за­конодательном порядке процентное соотношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объёмным) или относительным (приращению) показателям пас­сивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

Объём обязательных резервов кредитных организаций, де­понированных на отдельных счетах в Банке России в июле 2009 года представлен в приложении Б.

Резервные требования выполняют следующие функции:

  1. «денежного буфера» - в случае резкого дефицита ликвидности на межбанков­ском рынке краткосрочная процентная ставка резко увеличивается, чтобы её стабилизировать Центральный банк снижает резервный коэффициент и тем са­мым обеспечивает банкам прирост денежных средств;

  2. управления ликвидностью – изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочный период;

  3. регулирование денежного предложения – уменьшение нормы резервирова­ния расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффици­ента её снижает, с помощью резервных требований Центральный банк может регу­лировать предложение денег в экономике;

  4. налогообложения – резервные требования представляют подобие налога на банки, принудительно е привлечение Центральным банком дешёвых ресурсов по­зволяет ему извлекать доход монопольного характера;

  5. второстепенное регулирование функции – резервные требования могут иг­рать принудительную роль, применяться как средство страхования депозитов и ре­гулирования международного потока капиталов.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств.

Следующий инструмент денежно-кредитной политики – операции на откры­том рынке.

Операции на открытом рынке (OOP) - официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

Покупая ценные бумаги, Центральный банк РФ увеличивает количество денег в обращении, а продавая – изымает часть из обращения. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на ве­личину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других эко­номических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особен­ность использования Центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бу­магами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бу­маги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через четыре-восемь недель. Процентные пла­тежи по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Цен­трального банка РФ, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов [12. С. 143].

Валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на межбанковском или биржевом рынках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике.

Валютные интервенции в основном проводятся для корректировки кратко­срочного отклонения текущего валютного курса от равновесного, либо для разво­рота нежелательной тенденции его динамике в краткосрочном периоде. В некото­рых случаях валютные интервенции используются для обеспечения целевого, за­данного значения курса национальной валюты, ограничения влияния валютного курса на цены, а также аккумуляции валютных резервов.

Они могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок. Покупая за счёт золотовалютных резервов национальную валюту, Центральный банк увеличивает спрос на неё, а значит, и повышает её курс. И наоборот, продавая национальную валюту, он увеличивает её предложение и снижает курс националь­ной валюты. Регулирую валютный курс Центральный банк, воздействует на экс­порт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены (в национальной валюте) и мно­гие другие параметры экономики. Например, повышение курса национальной ва­люты способствует расширению импорта продукции, поскольку делает зарубежные то­вары относительно более дешёвыми, и сокращению экспорта, так как за тот же то­вар экспортёр получает в национальной валюте меньше. Изменение валютного курса ведёт к изменению «стоимости» долговых обязательств и денежной налично­сти.

Количественные ограничения – это потолки ставок, прямое ограничение кре­дитования, замораживание процентных ставок.

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федера­ции» он вправе применять количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения еди­ной государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Этот инструмент денежного-регулиро­вания представляет со­бой количественное ограничение суммы выданных кредитов и является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Кредитные ограничения приводят к тому, что конечные потребители кредит­ных ресурсов попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кре­диты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило крупным пред­приятиям. Мелкие и средние фирмы остаются главными жертвами данной поли­тики.

Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской дея­тельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует сниже­нию деловой активности в стране, поэтому в отдельных странах этот инструмент, используется ограниченно, а в некоторых странах вообще отменён.

Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или не­скольких показателей денежной массы, регулирование фондовых операций путём установления обязательной маржи, нормы обязательного инвестирования в госу­дарственные ценные бумаги.

В процессе таргетирования значительную сложность представляет проблема определения конкретного агрегата денежной массы, способного играть роль целе­вого ориентира.

Наиболее распространенной точкой зрения является позиция, что установле­ние ориентиров роста денежной массы представляет собой регулирование количе­ства денег в обращении, определяемого величиной денежного агрегата М2. При оп­ределении ориентиров роста денежной массы Центральные банки исходят из пред­полагаемой динамики реального ВВП, уровня инфляции и скорости общения денег. Первые два показателя, находятся в прямой зависимости от М2, последний – в об­ратной