5. Страновой риск и методы управления им.
Определение риска. Системы оценки странового риска, применяемые международным информационно-аналитическими агентствами. Методы управления и снижения риска.
Страновой риск – это риск изменения текущих или будущих политических и экономических условий в стране в той степени, в которой они могут повлиять на способность страны отвечать по обязательствам внешнего характера.
Страновой риск связан с процессом выхода банка на мировой финансовый рынок. Он зависит от экономической, социальной и политической стабильности стран клиентов или стран контрагентов экспортеров и импортеров. Уровень странового риска рассчитывается международно-аналитическими агентствами, при этом принимаются во внимание следующие факторы:
-
Политическая стабильность в стране: анализируется частота и специфика социально-политических конфликтов с элементами прогноза.
-
Темпы экономического роста национальной экономики.
-
Конвертируемость национальной валюты.
-
Возможность и условия получения долгосрочного кредита в национальной экономики.
-
Направления расходования иностранных инвестиций, при этом учитываются как расходование средств на потребление или на развитие производства.
-
Степень национальной экономик и возможность экстроприации иностранного капитала (изымание).
-
Вероятность и степень девальвации национальной валюты (снижение курса национальной валюты).
-
Анализ выполнения договорных обязательств на государственном уровне, в том числе оценка соотношения административных и рыночных методов регулирования экономики
Управление становыми рисками:
-
Прямые методы не предусмотрены.
-
Косвенные методы: сокращение притока иностранных инвестиций, рост процентных ставок по международных кредитам, ужесточение условий международных расчетов.
В целом возникновение странового риска избежать не возможно его целесообразно учитывать на предварительном этапе до начала проведения операций в оценке субъектов инвестирования страновой риск является определяющим перед всеми видами банковских рисков.
Для раннего обнаружения благоприятных или неблагоприятных тенденций в стране может использоваться метод агрегированных статистических данных. На этой основе были разработаны две модели — Political System Stability Index (PSSI) и Ecological Approach, основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные.
Другую группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого консультационного процесса, который может вовлекать метод Delphi. Некоторые из этих отчетов используют эконометрические данные, но их основной характеристикой является прогрессивное присвоение рейтингов достаточно большого количества стран. Первой компанией по ранжированию стран стала служба BERI (Business Environment Risk Index). Эта система оценки основана на придании каждому виду риска определенного весового коэффициента, отражающего его значимость для успеха в бизнесе.
Составление рейтинга стран по уровню риска включает в себя несколько этапов:
выбор переменных (политическая стабильность, степень экономического роста, степень инфляции, уровень национализации и др.);
определение веса каждой переменной (максимальный вес имеет переменная политической стабильности);
обработка показателей по методу Delphi с использованием экспертной шкалы;
выведение суммарного индекса, теоре-тически располагающегося в пределах от 0 до 100 (минимальный индекс означает максимальный риск, и наоборот).
Как правило, индексы стран не достигают крайних значений. Сравнительные рейтинговые системы, использующие схожие методологии, разрабатываются консалтинговыми фирмами Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon). Большинство из них доступны в режиме онлайн, и, как в случае с Policon, пользователи могут исключать вес различных переменных либо включать свою собственную оценочную информацию.
Cуществуют еще также две финансово-направленные рейтинговые системы — Institutional Investor’s Country Credit Rating и Euromoney’s Country Risk Index, охватывающие 109 и 116 стран соответственно.
В модели Euromoney рейтинг странового риска составляется путем комбинирования по 9 категориям: экономические данные (25% в оценке), политический риск (25%), долговые показатели (10%), невыплачиваемые или реструктурированные во времени долги (10%), кредитный рейтинг (10%), доступ к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступ к рынкам капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%). При этом оценка политического риска производится на основе экспертных заключений по шкале от 0 (высокий риск) до 10 (низкий риск). Результирующее значение странового риска варьируется от 0 (наибольший риск) до 100 (наименьший риск). Данные числовые значения конвертируются в 10 буквенных категорий — от ААА до N/R.
Более 25 лет назад у международных инвесторов возникла необходимость оценивать риски при вложении инвестиций в различные программы и проекты отдельных стран. В результате появились компании, которые стали с использованием определенного рейтинга стран, их образований и хозяйствующих субъектов осуществлять прогноз по рискованности финансовых вложений. Такие оценки стали публиковаться. Первоначально этим занимались отдельные группы при крупных компаниях или банках, затем были созданы специальные рейтинговые агентства. Конечно, лидирующие позиции в данном вопросе занимают компании «большой тройки».
Разработка стратегии поведения иностранных компаний в стране вложения инвестиций строится на тщательном анализе как объективных (уровень инфляции, состояние экономики и т.д.), так и субъективных (роль ключевых фигур государства, структура власти, их влияние на ведение бизнеса) факторов.
Каждое агентство имеет свои показатели, экспертные веса, шкалу рейтинга, которые преимущественно представлены буквенным выражением.
Что касается агентства RusRating, то страновой риск нами безусловно учитывается при присвоении рейтинга субъекту хозяйствования. Кроме того, наличие в шкале рейтингов от ААА до D2 позволяет клиентам агентства RusRating сочетать их с аналитическими исследованиями и рейтингами бан-ков других стран и других национальных агентств. При соотнесении рейтингов здесь важно не столько буквенное обозначение, сколько экономический смысл, вкладываемый в тот или иной рейтинг.
Смысловое толкование буквенных обозначений рейтинга отражает степень надежности рейтингуемого объекта и уровня развития его рыночных позиций, позволяющих «инвестору» установить первоначальные критерии взаимодействия.
Основные параметры комплексного исследования всех аспектов деятельности рейтингуемого объекта основываются на принципах «мозаики», когда компоненты финансового и нефинансового анализов дополняют и подтверждают друг друга, формируя единую картину деятельности рейтингуемого объекта.
Все рассмотренные модели оценки странового риска имеют определенные преимущества и недостатки.
Экспертные системы критикуются за то, что в них не всегда четко прослеживаются причинные отношения.
Эконометрические модели зачастую страдают сложностью обеспечения текущими источниками данных большинства независимых переменных, необходимых для анализа.
Встроенные модели могут быть дороги, продолжительны во времени и географически ограничены.
Поэтому оптимальный подход должен сочетать лучшие стороны каждого из методов и давать возможность измерять макрориски и интерпретировать их применительно к специфическим условиям, что и делается рейтинговыми агентствами.
В большинстве европейских стран роль рейтингов (как страновых, так и хозяйствующих субъектов) и рейтинговых агентств настолько велика, что зачастую выход эмитента на рынок заимствований без наличия рейтинга невозможен. В этом случае эмитент ищет альтернативные источники заимствования или его ценные бумаги попадают в разряд junk-bonds (мусорные облигации с высокой процентной ставкой). Большое количество институциональных инвесторов не имеют возможности пополнять свои портфели долговыми ценными бумагами, не имеющими рейтинга (имеется в виду инвестиционного класса). Таким образом, у эмитента облигаций, не имеющего кредитного рейтинга, нет реальной возможности занять средства на рынке по приемлемой ставке.
Зная кредитный рейтинг эмитента, «инвестор», с одной стороны, избавляется от необходимости проведения кропотливого анализа финансовой отчетности, с другой — у него появляется возможность более взвешенно подходить к формированию инвестиционной стратегии, уменьшающей риски портфеля.
Наличие рейтинга у «заемщика» далеко не означает, что агентство «рекламирует» его деятельность, но он таким образом заявляет о себе и заявляет открыто, что создает благоприятный климат для инвестиционного сообщества.
- 1. Необходимость, причины появления и история развития денег. Процесс демонетизации золота
- 2. Деньги как средство обращения. Приемлемость денег. Экономическая сущность, причины появления и особенности обращения полноценных, кредитных и бумажных денег. Закон денежного обращения
- 3. Деньги как мера стоимости. Понятие масштаба цен. Денежные реформы: экономические предпосылки и причины их проведения
- 4. Инфляция как экономический процесс. Понятие и виды инфляции. Причины, вызывающие инфляцию. Инфляционное таргетирование экономики
- 5. Понятие денежного оборота, его структура
- 6.Организация безналичных расчетов в экономике.
- 7.Фомы безналичных расчетов.
- 8.Организация межбанковских расчетов в России. Роль Центрального банка в организации эффективной системы межбанковских расчетов.
- 9. Типы денежных систем. Понятие и структура денежной системы России. Экономическое содержание банкнот Центрального банка рф. Особенности организации денежных систем экономически развитых стран.
- 10. Теории денег Причины появления и особенности синтетической теории денег.
- 11. Понятие кредитных отношений. Функции, принципы и формы кредита
- 12. Понятие ссудного процента. Экономические границы установления ссудного процента. Спрэд. Влияние ссудного процента на состояние национальной экономики
- 13. Коммерческий кредит как одна из форм кредита. Перспективы развития коммерческого кредитования в российской экономике
- 14. Роль и значение потребительского кредита в экономической системе. Перспективы ипотечного кредитования в России
- 15. Государственный кредит. Государственный долг, методы управления им
- 16. Международный кредит. Участники международных кредитных сделок. Положение России на международном ссудном рынке
- 17. Кредитная система России. Взаимосвязь общеэкономической ситуации в государстве и состояния кредитной системы
- 18. Банковская система России: современное состояние, перспективы развития. Особенности построения национальных банковских систем.
- 19. Место и роль Центрального банка России в банковской системе и экономике в целом.
- 20. Место и роль в кредитной системе специальных финансово-кредитных институтов.
- 21. Международные валютные и финансово-кредитные институты: виды, место на мировом финансовом рынке, специфика деятельности.
- Финансы
- 1. Финансы как стоимостная категория
- 2. Содержание финансов. Система финансов
- 3. Функции финансов как проявление их сущности
- 4. Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов.
- Экономический смысл формирования внебюджетных фондов.
- 6. Социальные внебюджетные фонды, формируемые в Российской Федерации
- 7. Государственный и муниципальный кредит в системе финансовых отношений общества
- 8. Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции
- 9 Финансовые ресурсы государства – материально-вещественное воплощение финансов
- 10. Финансовая политика государства на современном этапе развития экономики
- 11. Управление финансами
- 12. Финансовое планирование и прогнозирование
- 13. Организация финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов
- Страхование
- Экономическая сущность и функции страхования.
- 2.Централизованный денежный фонд (федеральный бюджет, внебюджетные фонды, централизованные материальные резервы);
- 3.Децентрализованные денежные фонды (создаются на хозяйствующих субъектах, т.К. Уставн.Капитал, материальные запасы; источник – средства хозяйствующих субъектов);
- Классификация страхования.
- Формы проведения страхования.
- Личное страхование. Характеристика видов и форм.
- Рынок ценных бумаг
- 1. Ценные бумаги: сущность, признаки, инвестиционная привлекательность
- 3. Участники рынка ценных бумаг, их роль в проведении операций с ценными бумагами
- 4. Корпоративные ценные бумаги: сущность, виды, инвестиционная привлекательность
- Неорганизованный – представлен внебиржевыми системами.
- 7. Инвестиционные фонды. Особенности функционирования паевых инвестиционных фондов
- 8. Регулирование рынка ценных бумаг
- Бюджетная система рф
- 1. Экономическая сущность и роль бюджета в экономике.
- 2. Бюджетная система рф.
- 3. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
- Составление проекта бюджета
- Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- Составление бюджетной отчетности
- Налоги и налогообложение
- Финансы организаций (предприятий)
- 1.Сущность, функции и принципы организации финансов организаций (предприятий).
- 2. Сущность и принципы организации денежного хозяйства предприятий.
- 3. Основной капитал предприятий: экономическая сущность, источники финансирования, определение эффективности инвестиций.
- 4.Оборотный капитал предприятий: экономическая сущность. Источники финансирования, методы управления.
- 5. Расходы (затраты) организаций.
- 6. Доходы организаций.
- 7. Формирование и распределение прибыли организаций.
- 8. Закон рф «о несостоятельности (банкротстве)». Финансовые проблемы юридических лиц банкротов и пути их решения.
- 9. Финансовое планирование в организациях.
- Глава I. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
- 1.3. Методы планирования финансовых показателей
- Финансовый менеджмент
- 1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента. Эволюция целей финансового менеджмента.
- 2. Понятие, экономическая сущность и виды денежных потоков на предприятии. Структура результирующего денежного потока.
- 3. Временная стоимость денег и ее применение в финансовом менеджменте.
- 4. Понятие риска в финансовом менеджменте. Взаимосвязь риска и дохода. Диверсификация риска.
- 5. Определение текущей стоимости облигации. Базовая модель расчета текущей стоимости облигации и возможности ее использования.
- 1.9. Организация деятельности коммерческого банка
- 1. Банковская система рф. Понятие, структура и принципы организации.
- 2. Коммерческий банк как звено банковской системы. Классификация коммерческих банков.
- 3. Коммерческий банк как субъект рыночных отношений. Принципы деятельности коммерческих банков.
- 4. Функции коммерческих банков.
- 5. Ликвидность баланса коммерческого банка, ее понятие. Факторы, влияющие на уровень ликвидности.
- 6. Пассивные операции коммерческого банка, их понятие. Ресурсная база коммерческого банка.
- 7. Собственные средства коммерческих банков, их характеристика.
- 8. Депозитные операции коммерческих банков, их понятие и классификация.
- 9. Банковский кредит, его понятие и классификация.
- 10. Принципы банковского кредитования рыночного хозяйства.
- 1.10. Бюджет и бюджетная система рф
- 1. Бюджетные отношения Центра и субъектов Федерации
- 2. Бюджетные отношения субъекта Федерации с муниципальными образованиями (на примере Свердловской области)
- 3. Бюджетный процесс на региональном уровне
- Бюджетное послание Губернатора Свердловской области
- Составление проекта областного бюджета
- Рассмотрение проекта областного бюджета
- 4. Доходы региональных бюджетов
- 5. Расходы региональных бюджетов
- 6. Доходы и расходы муниципальных бюджетов
- Инвестиции
- Экономическая сущность и виды инвестиций
- Инвестиционный проект: понятие и классификация; фазы развития
- Определение, виды и основные принципы эффективности инвестиционных проектов
- Методы финансирования инвестиционных проектов
- Инвестиционный процесс, его характеристика
- Методы и критерии оценки инвестиционных проектов
- 10. Инвестиции в форме капитальных вложений
- Международные валютно-кредитные отношения
- Основы организации валютно-кредитных отношений в рф.
- Основные понятия из фз № 173 «о валютном регулировании и контроле»:
- Валютная политика рф Сущность и виды валютной политики:
- Характеристика валютной политики рф на современном этапе:
- 2. Валютный курс: виды и факторы на него влияющие.
- Валютная система: понятие и эфолюция
- 4. Сущность и классификация валютных рынков.
- 5. Конверсионные операции коммерческих банков.
- Основные разделы фьючерсных и форвардных контрактов
- 6. Организация валютного контроля в России.
- 7. Характеристика форм международных расчетов.
- Документарный аккредитив
- Формы документарного аккредитива
- Документарное и чистое инкассо
- Расчёты банковскими переводами
- 8. Характеристика международных расчетов с использованием векселей и чеков.
- Применение чека в международных расчётах
- 9. Международный кредит и его формы.
- Валютно-финансовые и платёжные условия международного кредита.
- Государственное кредитование и его особенности в рамках заключаемых международных кредитных соглашений
- Кредитование экспортно-импортных операций в России и за рубежом
- Кредитование как разновидность расчётов
- 10. Сущность и особенности применения гарантий и поручительств при международных расчетах и кредитах.
- Значение и виды поручительств
- Учет и операционная деятельность в банках
- 1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях
- Баланс кредитной организации и его структура
- 3. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях рф и принципы его построения
- 1.13. Теория рисков коммерческих банков
- 1. Банковские риски, их понятие и классификация.
- 2. Кредитный риск и методы управления им.
- 3. Процентный риск и методы управления им.
- 4. Валютный риск и методы управления им.
- 5. Страновой риск и методы управления им.
- 6. Методы управления банковскими рисками.
- 7. Финансовые потери в банковской деятельности и их влияние на возможности инвестирования.
- 8. Риски несбалансированной ликвидности.
- 9. Управление операционными рисками.
- 10. Риск в международных операциях банка.
- 1.14. Доходы бюджета
- 1. Налог на прибыль организаций.
- Способы начисления амортизации в целях налогообложения прибыли, действующие с 01.01.2009 г.
- Налоговые ставки по транспортному налогу
- 50% (С 01.01.2009 г. – 35%) от суммы начисленного налога уплачивают:
- 40% От суммы начисленного налога уплачивают:
- Сущность системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
- 1.15. Организация деятельности центрального банка
- 1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования экономики
- 2. Инструменты денежно-кредитного регулирования
- 3. Понятие и сущность банковского надзора
- 4. Лицензирование банковской деятельности
- 5. Дистанционный надзор за деятельностью кредитных организаций
- 6. Инспекционная деятельность Банка России
- 7. Работа Банка России с проблемными кредитными организациями
- 8. Ликвидация кредитных организаций.
- 9. Управление международными резервами.
- 10. Управление платежным балансом цб рф
- 1.16. Бюджетное планирование и прогнозирование
- 1. Планирование доходов бюджетов.
- Особенности свердловской области (2010-2012 годы)
- X к7 X Ксобиморгочг, где
- Налог на имущество физических лиц
- 2. Планирование расходов бюджетов.
- Статья 174.2. Планирование бюджетных ассигнований
- 3. Планирование доходов и расходов бюджетов на региональном уровне.
- Расчет индекса налогового потенциала субъекта рф
- Расчет индекса бюджетных расходов субъекта рф
- Расчет индекса налогового потенциала муниципальных образований
- Расчет индекса бюджетных расходов муниципальных образований