8. Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции
Управление финансами – это целенаправленное воздействие финансовых органов – субъекта финансовой системы, на объект – финансовые отношения, с целью разработки и реализации конкретной финансовой политики. В зависимости от характера процесса управления, которое бывает перспективным (стратегическим) и текущим (оперативным), подразделяются и органы управления финансами.
Финансовый аппарат - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
К финансовому аппарату относятся: высший орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации; законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие управление финансами через комиссии и комитеты по финансам и финансовой политике; счетные палаты и другие структуры; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, которые управляют финансами через систему финансовых органов; органы налоговой службы и службы налоговой полиции, таможенной службы; финансовые управления министерств и ведомств; дирекции внебюджетных фондов и страховых организаций; финансовые службы и отделы предприятий различных форм собственности и др.
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
-
профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;
-
Министерство финансов РФ и его органы на местах;
-
Центральный банк РФ;
-
Министерство РФ по налогам и сборам;
-
Федеральная налоговая служба РФ;
-
Государственный таможенный комитет РФ;
-
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
-
Министерство государственного имущества;
-
исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.
Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство финансов возложены следующие задачи:
1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка
Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
-
участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
-
организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
-
обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;
-
разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
-
принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
-
разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
-
разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
-
управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;
Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:
1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;
2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
ФНС России ее территориальные органы осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:
-
осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
-
вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;
-
ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
-
осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
Федеральная таможенная служба осуществляет следующие функции:
-
организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;
-
обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;
-
организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;
-
участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;
-
организует осуществление в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно - розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:
-
представляет в соответствии с законом Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
-
ü рассматривает уведомления о проведении стимулирующих
-
лотерей;
-
осуществляет в установленном порядке проверку деятельности
-
юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
-
осуществляет функции главного распорядителя и получателя
-
средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;
-
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,
-
составляющих государственную тайну;
-
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
-
рассмотрение заявлений.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
- 1. Необходимость, причины появления и история развития денег. Процесс демонетизации золота
- 2. Деньги как средство обращения. Приемлемость денег. Экономическая сущность, причины появления и особенности обращения полноценных, кредитных и бумажных денег. Закон денежного обращения
- 3. Деньги как мера стоимости. Понятие масштаба цен. Денежные реформы: экономические предпосылки и причины их проведения
- 4. Инфляция как экономический процесс. Понятие и виды инфляции. Причины, вызывающие инфляцию. Инфляционное таргетирование экономики
- 5. Понятие денежного оборота, его структура
- 6.Организация безналичных расчетов в экономике.
- 7.Фомы безналичных расчетов.
- 8.Организация межбанковских расчетов в России. Роль Центрального банка в организации эффективной системы межбанковских расчетов.
- 9. Типы денежных систем. Понятие и структура денежной системы России. Экономическое содержание банкнот Центрального банка рф. Особенности организации денежных систем экономически развитых стран.
- 10. Теории денег Причины появления и особенности синтетической теории денег.
- 11. Понятие кредитных отношений. Функции, принципы и формы кредита
- 12. Понятие ссудного процента. Экономические границы установления ссудного процента. Спрэд. Влияние ссудного процента на состояние национальной экономики
- 13. Коммерческий кредит как одна из форм кредита. Перспективы развития коммерческого кредитования в российской экономике
- 14. Роль и значение потребительского кредита в экономической системе. Перспективы ипотечного кредитования в России
- 15. Государственный кредит. Государственный долг, методы управления им
- 16. Международный кредит. Участники международных кредитных сделок. Положение России на международном ссудном рынке
- 17. Кредитная система России. Взаимосвязь общеэкономической ситуации в государстве и состояния кредитной системы
- 18. Банковская система России: современное состояние, перспективы развития. Особенности построения национальных банковских систем.
- 19. Место и роль Центрального банка России в банковской системе и экономике в целом.
- 20. Место и роль в кредитной системе специальных финансово-кредитных институтов.
- 21. Международные валютные и финансово-кредитные институты: виды, место на мировом финансовом рынке, специфика деятельности.
- Финансы
- 1. Финансы как стоимостная категория
- 2. Содержание финансов. Система финансов
- 3. Функции финансов как проявление их сущности
- 4. Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов.
- Экономический смысл формирования внебюджетных фондов.
- 6. Социальные внебюджетные фонды, формируемые в Российской Федерации
- 7. Государственный и муниципальный кредит в системе финансовых отношений общества
- 8. Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции
- 9 Финансовые ресурсы государства – материально-вещественное воплощение финансов
- 10. Финансовая политика государства на современном этапе развития экономики
- 11. Управление финансами
- 12. Финансовое планирование и прогнозирование
- 13. Организация финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов
- Страхование
- Экономическая сущность и функции страхования.
- 2.Централизованный денежный фонд (федеральный бюджет, внебюджетные фонды, централизованные материальные резервы);
- 3.Децентрализованные денежные фонды (создаются на хозяйствующих субъектах, т.К. Уставн.Капитал, материальные запасы; источник – средства хозяйствующих субъектов);
- Классификация страхования.
- Формы проведения страхования.
- Личное страхование. Характеристика видов и форм.
- Рынок ценных бумаг
- 1. Ценные бумаги: сущность, признаки, инвестиционная привлекательность
- 3. Участники рынка ценных бумаг, их роль в проведении операций с ценными бумагами
- 4. Корпоративные ценные бумаги: сущность, виды, инвестиционная привлекательность
- Неорганизованный – представлен внебиржевыми системами.
- 7. Инвестиционные фонды. Особенности функционирования паевых инвестиционных фондов
- 8. Регулирование рынка ценных бумаг
- Бюджетная система рф
- 1. Экономическая сущность и роль бюджета в экономике.
- 2. Бюджетная система рф.
- 3. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
- Составление проекта бюджета
- Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- Составление бюджетной отчетности
- Налоги и налогообложение
- Финансы организаций (предприятий)
- 1.Сущность, функции и принципы организации финансов организаций (предприятий).
- 2. Сущность и принципы организации денежного хозяйства предприятий.
- 3. Основной капитал предприятий: экономическая сущность, источники финансирования, определение эффективности инвестиций.
- 4.Оборотный капитал предприятий: экономическая сущность. Источники финансирования, методы управления.
- 5. Расходы (затраты) организаций.
- 6. Доходы организаций.
- 7. Формирование и распределение прибыли организаций.
- 8. Закон рф «о несостоятельности (банкротстве)». Финансовые проблемы юридических лиц банкротов и пути их решения.
- 9. Финансовое планирование в организациях.
- Глава I. Теоретические основы финансового планирования на предприятии
- 1.3. Методы планирования финансовых показателей
- Финансовый менеджмент
- 1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента. Эволюция целей финансового менеджмента.
- 2. Понятие, экономическая сущность и виды денежных потоков на предприятии. Структура результирующего денежного потока.
- 3. Временная стоимость денег и ее применение в финансовом менеджменте.
- 4. Понятие риска в финансовом менеджменте. Взаимосвязь риска и дохода. Диверсификация риска.
- 5. Определение текущей стоимости облигации. Базовая модель расчета текущей стоимости облигации и возможности ее использования.
- 1.9. Организация деятельности коммерческого банка
- 1. Банковская система рф. Понятие, структура и принципы организации.
- 2. Коммерческий банк как звено банковской системы. Классификация коммерческих банков.
- 3. Коммерческий банк как субъект рыночных отношений. Принципы деятельности коммерческих банков.
- 4. Функции коммерческих банков.
- 5. Ликвидность баланса коммерческого банка, ее понятие. Факторы, влияющие на уровень ликвидности.
- 6. Пассивные операции коммерческого банка, их понятие. Ресурсная база коммерческого банка.
- 7. Собственные средства коммерческих банков, их характеристика.
- 8. Депозитные операции коммерческих банков, их понятие и классификация.
- 9. Банковский кредит, его понятие и классификация.
- 10. Принципы банковского кредитования рыночного хозяйства.
- 1.10. Бюджет и бюджетная система рф
- 1. Бюджетные отношения Центра и субъектов Федерации
- 2. Бюджетные отношения субъекта Федерации с муниципальными образованиями (на примере Свердловской области)
- 3. Бюджетный процесс на региональном уровне
- Бюджетное послание Губернатора Свердловской области
- Составление проекта областного бюджета
- Рассмотрение проекта областного бюджета
- 4. Доходы региональных бюджетов
- 5. Расходы региональных бюджетов
- 6. Доходы и расходы муниципальных бюджетов
- Инвестиции
- Экономическая сущность и виды инвестиций
- Инвестиционный проект: понятие и классификация; фазы развития
- Определение, виды и основные принципы эффективности инвестиционных проектов
- Методы финансирования инвестиционных проектов
- Инвестиционный процесс, его характеристика
- Методы и критерии оценки инвестиционных проектов
- 10. Инвестиции в форме капитальных вложений
- Международные валютно-кредитные отношения
- Основы организации валютно-кредитных отношений в рф.
- Основные понятия из фз № 173 «о валютном регулировании и контроле»:
- Валютная политика рф Сущность и виды валютной политики:
- Характеристика валютной политики рф на современном этапе:
- 2. Валютный курс: виды и факторы на него влияющие.
- Валютная система: понятие и эфолюция
- 4. Сущность и классификация валютных рынков.
- 5. Конверсионные операции коммерческих банков.
- Основные разделы фьючерсных и форвардных контрактов
- 6. Организация валютного контроля в России.
- 7. Характеристика форм международных расчетов.
- Документарный аккредитив
- Формы документарного аккредитива
- Документарное и чистое инкассо
- Расчёты банковскими переводами
- 8. Характеристика международных расчетов с использованием векселей и чеков.
- Применение чека в международных расчётах
- 9. Международный кредит и его формы.
- Валютно-финансовые и платёжные условия международного кредита.
- Государственное кредитование и его особенности в рамках заключаемых международных кредитных соглашений
- Кредитование экспортно-импортных операций в России и за рубежом
- Кредитование как разновидность расчётов
- 10. Сущность и особенности применения гарантий и поручительств при международных расчетах и кредитах.
- Значение и виды поручительств
- Учет и операционная деятельность в банках
- 1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях
- Баланс кредитной организации и его структура
- 3. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях рф и принципы его построения
- 1.13. Теория рисков коммерческих банков
- 1. Банковские риски, их понятие и классификация.
- 2. Кредитный риск и методы управления им.
- 3. Процентный риск и методы управления им.
- 4. Валютный риск и методы управления им.
- 5. Страновой риск и методы управления им.
- 6. Методы управления банковскими рисками.
- 7. Финансовые потери в банковской деятельности и их влияние на возможности инвестирования.
- 8. Риски несбалансированной ликвидности.
- 9. Управление операционными рисками.
- 10. Риск в международных операциях банка.
- 1.14. Доходы бюджета
- 1. Налог на прибыль организаций.
- Способы начисления амортизации в целях налогообложения прибыли, действующие с 01.01.2009 г.
- Налоговые ставки по транспортному налогу
- 50% (С 01.01.2009 г. – 35%) от суммы начисленного налога уплачивают:
- 40% От суммы начисленного налога уплачивают:
- Сущность системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
- 1.15. Организация деятельности центрального банка
- 1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования экономики
- 2. Инструменты денежно-кредитного регулирования
- 3. Понятие и сущность банковского надзора
- 4. Лицензирование банковской деятельности
- 5. Дистанционный надзор за деятельностью кредитных организаций
- 6. Инспекционная деятельность Банка России
- 7. Работа Банка России с проблемными кредитными организациями
- 8. Ликвидация кредитных организаций.
- 9. Управление международными резервами.
- 10. Управление платежным балансом цб рф
- 1.16. Бюджетное планирование и прогнозирование
- 1. Планирование доходов бюджетов.
- Особенности свердловской области (2010-2012 годы)
- X к7 X Ксобиморгочг, где
- Налог на имущество физических лиц
- 2. Планирование расходов бюджетов.
- Статья 174.2. Планирование бюджетных ассигнований
- 3. Планирование доходов и расходов бюджетов на региональном уровне.
- Расчет индекса налогового потенциала субъекта рф
- Расчет индекса бюджетных расходов субъекта рф
- Расчет индекса налогового потенциала муниципальных образований
- Расчет индекса бюджетных расходов муниципальных образований