logo search
Ответы по ГЭК 2010 г новые

Глава I. Теоретические основы финансового планирования на предприятии

1.1. Сущность финансового планирования и виды финансовых планов

Основу механизма управления финансовой деятельностью предприятия составляет финансовое планирование. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование на предприятии (или внутрифирменное финансовое планирование) позволяет:

- наиболее полно отражать и наиболее эффективно обеспечивать осуществление всех форм финансовых отношений предприятия в процессе его предстоящего развития;

- координировать усилия всех служб и подразделений предприятия, направленные на обеспечение эффективного его развития и повышение его рыночной стоимости;

- трансформировать стратегические цели развития предприятия в систему конкретных плановых заданий, предусматриваемых к реализации в соответствующем плановом периоде;

- создавать необходимую нормативную базу внутреннего контроля всех основных аспектов финансовой деятельности предприятия;

- создавать необходимую информационную базу для всех субъектов финансовых отношений, обеспечивающих внешнее финансирование предприятия. [7, c. 140]

Финансовое планирование на предприятии имеет следующую целевую направленность:

1. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности предприятия.

2. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.

3. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.

4. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.

5. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Осуществляемое на предприятии финансовое планирование призвано обеспечить решение следующих основных задач:

1. Обеспечить четкую направленность всех плановых показателей на реализацию стратегических целей развития предприятия в соответствующем периоде.

2. Обеспечить реализацию выявленных в процессе финансового анализа резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия и роста его рыночной стоимости.

3. Определить потребность в необходимом объеме финансовых ресурсов, требуемых для предстоящего развития предприятия, и оптимизировать источники их формирования.

4. Определить направления наиболее эффективного использования финансовых ресурсов в предстоящем периоде и оптимизировать их распределение по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.

5. Оптимизировать внутренние пропорции формирования активов, капитала и денежных потоков предприятия с целью обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности в процессе предстоящего развития.

Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов и имеют свои особенности.

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных эле¬ментов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единство плано¬вой деятельности должно обеспечиваться общностью целей фирмы.

2. Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения фирмы вне связи с другими и всякие изменения в планах одной структурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность — ключевые черты координации пла¬нирования на предприятии.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы независи¬мо от должности и выполняемой им функции участвует в планировании.

4. Принцип непрерывности заключается в том. что, во-первых, планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла, а во-вторых, разработанные планы должны непрерывно сменять друг дру¬га (план закупок → план производства → план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней и внутренней среды обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.

5. Принцип гибкости, тесно связанный с предыдущим, состоит в прида¬нии планам и планированию способ изменяться при возникновении непредвиден¬ных обстоятельств. Гибкость планам придают так называемые резервы безопас¬ности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).

6. Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в тон степени, в какой позволяют внеш¬ние и внутренние условия деятельности фирмы.

Эти общие положения целесообразно дополнить принципами именно финан¬сового планирования, включающими в себя:

- принцип соотношения сроков получения и использования средств («золотое банковское правило») — капитальные вложения с длительными срока¬ми окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

- принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;

- принцип рентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.). привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага (левериджа);

- принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений);

- принцип приспособления к потреби остям рынка — важно учитывать конъюнктуру рынка и зависимость предприятия от предоставления кредитов;

- принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рента¬бельность. [11, c.99]

Финансовое планирование ориентировано на извлечение приемлемой прибыли и сохранение позиций компании на рынке товаров и услуг. Здесь речь идет о чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия пос¬ле налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство предприятия должно учитывать налоговое бремя и возможности его уменьшения.

Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем:

1. Перспективного планирования финансовой деятельности предприятия.

2. Текущего планирования финансовой деятельности предприятия.

3. Оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.

Система перспективного финансового планирования является наиболее сложной из рассматриваемых систем и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Это планирование состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния предприятия на долгосрочный период. [8, c. 120]

Исходной предпосылкой для разработки долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия являются цели финансовой стратегии предприятия (выраженные конкретными количественными целевыми показателями).

Долгосрочный финансовый план по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия составляется, как правило, на предстоящие три года с разбивкой по отдельным годам прогнозируемого периода. Форма такого плана носит произвольный характер, но в нем должны получить отражение наиболее важные параметры финансового развития предприятия, определяемые целями его финансовой стратегии.

К числу основных из таких параметров относятся:

- прогнозируемая сумма активов предприятия (в целом, в т.ч. оборотных);

- прогнозируемая структура капитала (соотношение собственного и заемного его видов);

- прогнозируемый объем реального инвестирования предприятия;

- прогнозируемые сумма чистой прибыли предприятия и показатель рентабельности собственного капитала;

- прогнозируемая сумма амортизационного потока (в соответствии с избранной амортизационной политикой предприятия);

- прогнозируемое соотношение распределения чистой прибыли предприятия на потребление и накопление (в соответствии с избранной дивидендной политикой предприятия);

- прогнозируемая сумма чистого денежного потока предприятия. [5, c. 71]

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно: воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовое планирование на предприятия взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.).

Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых на предприятии, являются:

1. План доходов и расходов по операционной деятельности является одним из основных видов текущего финансового плана предприятия, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности (так как ряд его показателей служит исходной базой разработки других видов текущих финансовых планов). [6, c. 140]

Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли по операционной деятельности предприятия.

В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции (валового и чистого), издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

2. План поступления и расходования денежных средств призван отражать результаты прогнозирования денежных потоков предприятия. Этот план заменяет ранее составляемый на предприятии план формирования и использования его финансовых ресурсов.

Целью разработки этого плана является:

- определение объема и источников формирования финансовых ресурсов предприятия; распределение финансовых ресурсов по видам и направлениям его хозяйственной деятельности;

- обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода.

В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

3. Балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемого капитала предприятия на конец планового периода.

Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде. [28, c. 130]

Кроме перечисленных основных видов текущих финансовых планов на предприятии могут разрабатываться и другие их виды (например, программа реальных инвестиций в разрезе отдельных инвестиционных проектов, эмиссионный план и т.п.).

Процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

Система оперативного финансового планирования базируется на разработанных текущих финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. [14,c. 78]

Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до «центров ответственности» всех типов.

Разработка плановых бюджетов на предприятии характеризуется термином «бюджетирование» и направлена на решение двух основных задач:

а) определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия;

б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер.

Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля и необходимой корректировки результатов этой деятельности. [2, c. 55]

Применяемые в процессе оперативного финансового планирования бюджеты классифицируются по ряду признаков.

По сферам деятельности предприятия выделяются бюджеты по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются в порядке детализации соответствующих текущих финансовых планов по предприятию в целом на предстоящий квартал или месяц.

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана поступления и расходования денежных средств по этой деятельности. [25, c. 66]

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели аналогичного раздела текущего плана поступления и расходования денежных средств.

По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов:

1) текущие расходы;

2) доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции — товаров или услуг.

Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных средств, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п. [13, c. 115]

Он состоит из двух разделов:

1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов);

2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат — например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат — например, бюджет производственного участка, бюджет административно- управленческих расходов и т.п.

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты.

Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия — например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. [6, c. 34]

Особой формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств).

Платежный календарь составляется обычно на предстоящий месяц (в разбивке по дням, неделям и декадам). Он состоит из следующих двух разделов:

а) график расходования денежных средств (или график предстоящих платежей);

б) график поступления денежных средств. График расходования денежных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в предстоящем периоде по всем (или конкретным) видам его текущих финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется возвратный их поток; он фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу предприятия.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности предприятия, обеспечить ее целенаправленность.

Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансово политики, проводимой на предприятии. Разработка финансовой политики предприятия должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям. Стратегическими целями финансовой политики являются: максимизация прибыли; оптимизация структуры источников финансирования; обеспечение финансовой устойчивости; повышение инвестиционной привлекательности. [10, c. 170]

Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами. Эти два понятия нередко отождествляются, но фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

1.2. Основные этапы финансового планирования

В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.

В процессе разработки финансового плана определяются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализации, денежные накопления, амортизация, объем и источники финансирования намечаемых на планируемый период инвестиций, потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия, распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.[5,c. 40]

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

Последовательность финансового планирования включает следующие пять основных стадий.

1. Долгосрочное целеполагание. С учетом конкретного этапа развития хозяйствующего субъекта и степени развитости экономической системы основная цель достигается с помощью обширного набора долгосрочных и краткосрочных целевых установок: формирования структуры владельцев капитала (возможный передел собственности); формирование целевой структуры капитала; обеспечения ликвидности ценных бумаг фирмы; оптимизация размера капитала; выбора между внешним (слияние или поглощение) и внутренним ростом капитала.

2. Составление долгосрочных финансовых планов. На стадии финансового прогноза описывают то, каким образом фирма достигнет поставленных целей. Основное внимание уделяется обоснованию выбора инвестиционных проектов, планированию инвестиционных затрат по годам, выбору источников привлечения дополнительного внешнего капитала и программ обеспечения этого источника.

3. Составление краткосрочных финансовых планов включает формирование краткосрочных программ финансирования, принятие решений по оборотному капиталу и планирование объемов текущих активов. Основой краткосрочного планирования является прогноз денежных потоков.

4. Обоснование отдельных статей расходов (процесс индивидуального бюджетирования): план (бюджет) сбыта. производства, смета прямых затрат на материалы, оплату труда, смету административных расходов, нормативы оборотных активов и др. Бюджет определяет потребность в ресурсах для достижения конкретного результата и служит в качестве ориентира для сравнения и оценки реальных затрат.

5. Разработка консолидированного бюджета Индивидуальные бюджеты объединяются в единый консолидированный бюджет, на основе которого могут быть оценены денежные потоки (поступления и расходы (оттоки) денежных средств) и разработаны планы финансовых показателей. Основными финансовыми бюджетами являются прогноз потока денежных средств (бюджет денежных средств или кассовый план), план доходов и расходов (предварительный отчет о финансовых результатах), прогнозный баланс. [11, c. 10]

На первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и другие) показывает уменьшенные размеры прибыли. [32, c. 71]

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершением процесса финансового планирования является практическое внедрение планов и контроль за их исполнением.

Такое планирование должно носить долгосрочный характер и, по возможности, учитывать тенденции развития экономических процессов в стране, а также подразделяться на планы определенных отрезков времени для детализации деятельности предприятия.

Таким образом, работа по составлению финансового плана проводится в несколько этапов: первый этап – оценка исполнения финансового плана за предшествующий период; второй этап – рассмотрение проектируемых производственных показателей, на основе которых будет составляться финансовый план; третий этап – разработка проекта финансового плана.