logo search
gos_2011

16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.

Концентрацию можно определить как процесс или результат процесса, который способствует росту относительных или абсолютных размеров экономических единиц. Неоклассическая школа – не рассматривала концентрацию, так как она отвечала постулатам и была преградой на пути совершенной конкуренции. Теоретические истоки анализа концентрации находим в работах Маркса и Маршалла.

Марксистская теория – рассматривала концентрацию как следствие закона накопления капитала, который тоже является результатом действия конкуренции. Капиталист, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и увеличить массу прибыли должен инвестировать последнюю для расширения производства. Аналогичные действия капиталистов способствуют росту S, снижению цены => разорение менее эффективных производителей. Акселератором этого процесса является снижение доли переменного капитала, который является исключительным создателем дополнительной стоимости => снижение рентабельности всего капитала. Это заставляет капиталистов увеличивать массу капитала, чтобы компенсировать такое снижение => концентрация производства и централизация капитала большой группой собственников.

Маршалл считал, что именно благодаря промышленности компенсируется феномен Мальтуса относительно снижения продуктивности (далее можно о теории Маршалла). Концентрация выступает как переменная, позволяющая определить структуру рынка. В современных условиях обоснование концентрации приобрело актуальность ввиду наличия трестов, немецких картелей, английских холдингов, японских кейрецу и т.д. В продуктивной системе императивы конкурентной борьбы постоянно заставляют фирмы атаковать или защищаться, организовываться или реорганизовываться с целью: расти, использовать пути внешнего и внутреннего роста.

Формы концентрации Концентрация может осуществляться с использованием многих путей, а ее исследования базируются на различных переменных, которые выбираются для ее характеристики. Это могут быть доли рынка, количество занятых, возможно также использование финансовых и производственных мощностей, степени покрытия рынка торговой сетью. Все эти формы измерения концентрации можно сгруппировать так:

  1. экономическая концентрация – описывает эволюцию рыночных долей фирмы;

  2. финансовая концентрация – анализирует движение капиталов и кристаллизацию собственности на капитал, совершаемых под контролем банковских, промышленных и финансовых групп;

  3. техническая концентрация – отображает продуктивные возможности производственных единиц;

  4. организационная концентрация – создает механизмы единого менеджмента деятельности многих юридически независимых единиц.

Типы концентрации Внутренний рост преимущества: - деятельность в знакомой области- сохранение независимости; - продвижение персонала- сохранение структуры, культуры; снижение давления конкурентов путем наличия конкурентных преимуществ; Недостатки: - трудности освоения новых видов деят-ти - уязвимость (монопродукция); чувствительность к конъюнктуре; сроки освоения; - трудности с достижением критической M;

Таким образом, внутренний рост – обеспечивает стабильность предприятия и мотивации его персонала, но делает его уязвимым и малоподвижным к адаптации под влиянием эволюции рыночной среды.

Внешний рост преимущества - вход в новые отрасли; - приобретение новых профессий; большая стоимость покупки; - снижение рисков; - средство от нехватки ресурсов; - снижение конкуренции - риск углубления диспропорций; Недостатки: - необходимость больших ресурсов; - трудности реорганизации; - трудности интеграции активов

Таким образом, внешний рост – обеспечивает облегченный путь к новым специальностям, профессиям, рынкам, но создает проблемы координации и требует наличия больших капиталов.

Направления концентрацииВ соответствии с доминирующими направлениями выделяют горизонтальную концентрацию, вертикальную интеграцию и диверсификацию (связная и конгломератная).

Горизонтальная концентрацияОзначает усиление рыночной власти своего производства или установления контроля над другими производителями в рамках сектора. Совершается между конкурентами (существующими или потенциальными) путем внутреннего роста. Причины – технологические и экономические. Она позволяет снизить затраты (по эффективности опыта и V), удерживает значительные доли рынка, снижает затраты на НИР.

Идентичные производственные потоки (фильеры) Данный вид концентрации соответствует деятельности производителя, который сосредотачивается на увеличении производства одного продукта или небольшой его номенклатуре. Она не требует специальности предприятия, потребителей, сети продаж, речь идет лишь о количественном росте с целью более полного использования преимуществ эффекта масштаба и рыночных долей.

Вертикальная интеграция Она состоит в подчинении фирм, размещенных на различных стадиях производственного потока. Формой ВИ является внешний рост. Цель - снижение затрат за счет организации движения материальных потоков, планирования развития, производства как единого целого. ВИ – это превращение отношений, существующих на рынке, во внутрифирменные.

Уровни ВИ: Полная интеграция (вся необходимая деятельность сосредоточена внутри фирмы); Модульная интеграция (часть деятельности передается независимым предприятиям);Квази интеграция (часть деятельности передается фирмам в рамках альянса: франч-г, субпод)

Основные направления ВИ: в направлении поставок (верхушка) - сырье, полуфабрикаты, составляющие; в направлении периферии (латераль) – финансирование, кредит, сервис; в направлении потребителя (низ) – готовая продукция, сети распределения. Финансовые цели ВИ: снижение затрат, безопасность поставок и сбыта, рационализация структур (географ. размещение, снижение кол-ва этапов пр-ва), доминирование. Негативные моменты ВИ: рост расходов на вход в новые отрасли, снижение гибкости и способности к конкурентной борьбе, рост постоянных издержек.

Диверсификация Совершается при таком объединении фирм, или расширении существующей, которое охватывает производство продуктов, принадлежащих к разным фильерам и секторам.Диверсификация бывает двух видов: связная и конгломератная

Связная диверсификация – объединяет предприятия, принадлежащие к разным секторам, но имеющие общие виды деятельности технического (продукты требуют различного сырья или техники) и коммерческого (коммерциализуются продукты разные и законы D не связаны между собой). Объекты связной диверсификации:- новые профессии;новая техника;- техническая дивер-ция

- новые продукты;- новые клиенты - коммерческая дивер-ция

Данная диверсификация совершается путем внутреннего и внешнего роста. Она позволяет снизить риски, повысить рентабельность, выгодно использовать финансовые излишки.

Конгломератная диверсификация – совершается между предприятиями различных видов деятельности. Цель – обеспечение концентрации и равновесия финансовых ресурсов. Предпосылки - нехватка средств;- излишек средств; - возможности получения финансовой отдачи.

Виды фирм, которые участвуют: - фирмы с заниженной стоимостью; - фирмы, терпящие финансовые трудности; - фирмы, имеющие перспективы роста, но с отсутствием инвестиций.