logo
gos_2011

22.Функції держави як інституційної структури.

Факт делегирования гражданами части своих прав государству — именно на этой основе государство осуществляет свою деятельность. Иначе говоря, природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта. Ради чего граждане добровольно отказываются от части своих «естественных» прав и передают их государству? Как и в любом другом варианте властных отношений, гражданами движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций. Набор этих функций определен «провалами» рынка, т. е. задачами, решение которых невозможно на базе классического и неоклассического контрактов. К таким задачам относятся3:

спецификация и защита прав собственности.

При условии не нулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов. Альтернатива государственному вмешательству в процесс установления и защиты прав собственности заключается в попытках самих экономических агентов договориться о правилах доступа к ресурсу. Например, доступ к ресурсу может регулироваться нормой «приоритета первого». Попытки самостоятельной спецификации и защиты прав собственности экономическими агентами предполагают использование силы сторонами контракта в качестве гарантии его реализации. Отсюда возникают две проблемы. Во-первых, тенденция к решению возникающих конфликтов исключительно на основе агрессии и применения насилия, или, по Гоббсу, «войне всех против всех».

Во-вторых, отвлечение значительной части ресурсов от производственной деятельности на решение задач защиты прав собственности и обеспечение выполнения условий контрактов.

Избежать эскалации использования насилия для спецификации и защиты прав собственности можно, если участники контракта делегируют право контроля за его исполнением третьей стороне — государству. В отличие от других типов третьей стороны контракта, например арбитра, государству делегируется право контроля и использования насилия. Именно отсюда возникает определение государства через делегируемую ему монополию на осуществление физического насилия. Вмешательство государства останавливает эскалацию насилия и высвобождает часть ресурсов для продуктивного использования.

создание каналов обмена информацией. (развитой информационной инфраструктуры рынка)

Равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями;

разработка стандартов мер и весов и организация государством денежного обращения

Деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг. В более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организация государством денежного обращения, ведь именно деньги в одной из своих функций являются наиболее универсальной мерой обмена;

создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг( создание инфрастуктуры рынка)

Инфрастуктура рынка включает в себя не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг: транспортную сеть, организованные площадки для торгов и т. д.;

правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьейстороны в конфликтах.

Возникновение при выполнении контрактов непредвиденных обстоятельств требует вмешательства «третьей» стороны (суда) для создания гарантий против их оппортунистического использования сторонами контракта;

производство общественных благ. Чистые общественные блага, производство которых сталкивается с проблемой безбилетника, требуют использования государством принуждения для финансирования их производства.

В этих сферах государство получает право легитимного, т. е. на основе социального контракта, принуждения и насилия.

Представители неоклассической институтуциональной ЭТ выделяют 3 функции:

1) законодательное определение правил осуществления экономической деятельности;

2) поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера, но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими; 3) недопущение соединения в руках органов государственной власти двух направлений деятельности - осуществление властных полномочий и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в той или иной форме, за исключением случаев, предусмотренных законом. Такое сочетание двух видов деятельности деформирует каждую из них, создает благоприятные условия для злоупотреблений властью и распространения коррупции.

Государственное управление является одним из важных общественных благ и одновременно входит в минимальный набор функций, выполняемых государством в любой экономике. Качество и направленность государственного управления во многом обуславливает состояние экономических институтов. Функцией государственного управления является деятельность по принятию решений в областях:

• формирование и использование средств государственного бюджета и другого государственного имущества;

• принятие и обеспечение выполнения правил поведения субъектов за пределами государственных ведомств, то есть граждан и различных организаций.

Функция государственного управления - исключительная прерогатива органов государственной власти и управления. Все другие действия, которые не являются актами принятия указанных решений, могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления. Иными словами, процесс осуществления функции государственного управления в принципе может предполагать участие в этой деятельности негосударственных организаций. Таким образом, экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики как единой системы. С одной стороны, она поддерживает функционирование рыночного механизма, а с другой - обеспечивает корректировку его действий и элиминирования негативных последствий.