logo
gos_2011

36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия

Основные модели стратегического портфеля были разработаны в консультационных кабинетах американских исследователей:- Бостонская консультационная группа (BCG)- Кабинет Артура Д. Литтла (ADL);- Кабинет Мак Кинси.

Модель BCGБазируется – на двух переменных: темпы роста анализируемой среды и величина доли рынка, занятого предприятием.Использование относительной доли рынка вместо реальной доли фирмы на рынке более оправдана, т.к. в таком случае лучше отображается сравнительная рыночная сила и позиция компании в конкурентном поле.

Кружки – сферы бизнеса, радиус которых пропорционален долям данных сфер в портфеле.Звёзды – производят продукцию, находящуюся на стадии развития. Она дает конкурентные преимущества и характеризуется высокой рентабельностью. Но в силу больших инвестиций, расширения производства, денежных доходов часто не хватает для ее финансирования.Дойная корова – требует мало инвестиций. Это высокорентабельное производство, особенно при доминирующих позициях фирмы на рынке, приносит большие доходы.Трудные дети – требует больших инвестиций, но слабое положение фирмы на рынке данного продукта требует выбора: либо увеличить долю путем привлечения инвестиций, либо покинуть отрасль.Мёртвый груз – имеет мало шансов на развитие спроса, требует немного инвестиций, но мало приносит доходов. Рентабельность низкая, 0 или отрицательная.

Данная матрица позволяет:оценить ситуацию каждого продукта и подразделения его производящего, а также структуру портфеля деятельности, сбалансировав финансовые потоки таким образом, чтобы доход от рентабельных продуктов покрывал потребности в финансовой поддержке тех продуктов, которые нуждаются в ней в начале своего жизненного цикла; диагностировать эволюцию каждого товара и подразделения с точки зрения соответствия их общим стратегическим задачам; оценить уровень сбалансированности деятельности предприятия в целом с тем, чтобы его портфель имел достаточное количество дойных коров для финансирования трудных детей.

Недостатки:- не учитывает затраты выхода с рынка;- недооцениваются возможности возрождения на новой технологической основе многих видов продукции;- приспособлена только к очень крупным предприятиям, которые работают на диверсифицированные рынки

Модель ADLБазируется – на двух переменных: степени зрелости деятельности предприятия и конкурентных позициях предприятия в своем секторе. Модель выделяет 5 разных позиций на рынке:доминирующие подразделения; сильные подразделения (способны на существенные действия); благополучные подразделения (имеют опр.преимущества, но должны подчиняться условиям, которые диктует рынок) неблагополучные подразделения (проблемы с использованием ключевых факторов успеха); маргинальные подразделения (могут продолжать свое существование).

С помощью этой моде возможно установить связь между позицией на матрице и финансовой ситуацией. Модель позволяет разработать анализ в целом аналогичный анализу на основе модели ВCG. Общее для них – политика инвестирования в сектора малообещающие сейчас, но перспективные в будущем.

Преимущества:- имеет более широкое поле использования, т.к. учитывает условия конкуренции;- стимулирует поиски средств для улучшения стратегических конкурентных позиций, связанных с отходом от стандартных и механических схем.Недостатки – не оплачивается трудностями техническими и психологическими многофакторного анализа.

Модель Мак Кинси Базируется - на двух переменных: привлекательности сектора и конкурентных позициях. Позволяет установить внешние факторы, которые определяют привлекательность сектора деятельности и степень конкурентных позиций подразделений. В 1976 г. была предложена схема, по которой это расписывалось. К внешним факторам относились- рыночные факторы;- конкурентные факторы;- финансовые и экономические факторы;- технологические факторы;- социально-политические факторы. Другие авторы предлагают 5-бальную оценку внешних и внутренних факторов и на основе относительного веса каждого из них вывести взвешенную оценку, позволяющую точно определить место на матрице. Полученный результат – координаты: центр является позицией, величина – сумма оборота, заштрихованный сегмент – доля контролированного рынка. После этого определяют приоритеты инвестирования. Затем разрабатывается комплекс стратегических действий. Недостатки:- определение удельного веса каждого показателя содержит большую долю субъективизма;- трудно поддается прогнозированию динамика внешних факторов.