16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
Концентрацию можно определить как процесс или результат процесса, который способствует росту относительных или абсолютных размеров экономических единиц. Неоклассическая школа – не рассматривала концентрацию, так как она отвечала постулатам и была преградой на пути совершенной конкуренции. Теоретические истоки анализа концентрации находим в работах Маркса и Маршалла.
Марксистская теория – рассматривала концентрацию как следствие закона накопления капитала, который тоже является результатом действия конкуренции. Капиталист, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и увеличить массу прибыли должен инвестировать последнюю для расширения производства. Аналогичные действия капиталистов способствуют росту S, снижению цены => разорение менее эффективных производителей. Акселератором этого процесса является снижение доли переменного капитала, который является исключительным создателем дополнительной стоимости => снижение рентабельности всего капитала. Это заставляет капиталистов увеличивать массу капитала, чтобы компенсировать такое снижение => концентрация производства и централизация капитала большой группой собственников.
Маршалл считал, что именно благодаря промышленности компенсируется феномен Мальтуса относительно снижения продуктивности (далее можно о теории Маршалла). Концентрация выступает как переменная, позволяющая определить структуру рынка. В современных условиях обоснование концентрации приобрело актуальность ввиду наличия трестов, немецких картелей, английских холдингов, японских кейрецу и т.д. В продуктивной системе императивы конкурентной борьбы постоянно заставляют фирмы атаковать или защищаться, организовываться или реорганизовываться с целью: расти, использовать пути внешнего и внутреннего роста.
Формы концентрации Концентрация может осуществляться с использованием многих путей, а ее исследования базируются на различных переменных, которые выбираются для ее характеристики. Это могут быть доли рынка, количество занятых, возможно также использование финансовых и производственных мощностей, степени покрытия рынка торговой сетью. Все эти формы измерения концентрации можно сгруппировать так:
экономическая концентрация – описывает эволюцию рыночных долей фирмы;
финансовая концентрация – анализирует движение капиталов и кристаллизацию собственности на капитал, совершаемых под контролем банковских, промышленных и финансовых групп;
техническая концентрация – отображает продуктивные возможности производственных единиц;
организационная концентрация – создает механизмы единого менеджмента деятельности многих юридически независимых единиц.
Типы концентрации Внутренний рост преимущества: - деятельность в знакомой области- сохранение независимости; - продвижение персонала- сохранение структуры, культуры; снижение давления конкурентов путем наличия конкурентных преимуществ; Недостатки: - трудности освоения новых видов деят-ти - уязвимость (монопродукция); чувствительность к конъюнктуре; сроки освоения; - трудности с достижением критической M;
Таким образом, внутренний рост – обеспечивает стабильность предприятия и мотивации его персонала, но делает его уязвимым и малоподвижным к адаптации под влиянием эволюции рыночной среды.
Внешний рост преимущества - вход в новые отрасли; - приобретение новых профессий; большая стоимость покупки; - снижение рисков; - средство от нехватки ресурсов; - снижение конкуренции - риск углубления диспропорций; Недостатки: - необходимость больших ресурсов; - трудности реорганизации; - трудности интеграции активов
Таким образом, внешний рост – обеспечивает облегченный путь к новым специальностям, профессиям, рынкам, но создает проблемы координации и требует наличия больших капиталов.
Направления концентрацииВ соответствии с доминирующими направлениями выделяют горизонтальную концентрацию, вертикальную интеграцию и диверсификацию (связная и конгломератная).
Горизонтальная концентрацияОзначает усиление рыночной власти своего производства или установления контроля над другими производителями в рамках сектора. Совершается между конкурентами (существующими или потенциальными) путем внутреннего роста. Причины – технологические и экономические. Она позволяет снизить затраты (по эффективности опыта и V), удерживает значительные доли рынка, снижает затраты на НИР.
Идентичные производственные потоки (фильеры) Данный вид концентрации соответствует деятельности производителя, который сосредотачивается на увеличении производства одного продукта или небольшой его номенклатуре. Она не требует специальности предприятия, потребителей, сети продаж, речь идет лишь о количественном росте с целью более полного использования преимуществ эффекта масштаба и рыночных долей.
Вертикальная интеграция Она состоит в подчинении фирм, размещенных на различных стадиях производственного потока. Формой ВИ является внешний рост. Цель - снижение затрат за счет организации движения материальных потоков, планирования развития, производства как единого целого. ВИ – это превращение отношений, существующих на рынке, во внутрифирменные.
Уровни ВИ: Полная интеграция (вся необходимая деятельность сосредоточена внутри фирмы); Модульная интеграция (часть деятельности передается независимым предприятиям);Квази интеграция (часть деятельности передается фирмам в рамках альянса: франч-г, субпод)
Основные направления ВИ: в направлении поставок (верхушка) - сырье, полуфабрикаты, составляющие; в направлении периферии (латераль) – финансирование, кредит, сервис; в направлении потребителя (низ) – готовая продукция, сети распределения. Финансовые цели ВИ: снижение затрат, безопасность поставок и сбыта, рационализация структур (географ. размещение, снижение кол-ва этапов пр-ва), доминирование. Негативные моменты ВИ: рост расходов на вход в новые отрасли, снижение гибкости и способности к конкурентной борьбе, рост постоянных издержек.
Диверсификация Совершается при таком объединении фирм, или расширении существующей, которое охватывает производство продуктов, принадлежащих к разным фильерам и секторам.Диверсификация бывает двух видов: связная и конгломератная
Связная диверсификация – объединяет предприятия, принадлежащие к разным секторам, но имеющие общие виды деятельности технического (продукты требуют различного сырья или техники) и коммерческого (коммерциализуются продукты разные и законы D не связаны между собой). Объекты связной диверсификации:- новые профессии;новая техника;- техническая дивер-ция
- новые продукты;- новые клиенты - коммерческая дивер-ция
Данная диверсификация совершается путем внутреннего и внешнего роста. Она позволяет снизить риски, повысить рентабельность, выгодно использовать финансовые излишки.
Конгломератная диверсификация – совершается между предприятиями различных видов деятельности. Цель – обеспечение концентрации и равновесия финансовых ресурсов. Предпосылки - нехватка средств;- излишек средств; - возможности получения финансовой отдачи.
Виды фирм, которые участвуют: - фирмы с заниженной стоимостью; - фирмы, терпящие финансовые трудности; - фирмы, имеющие перспективы роста, но с отсутствием инвестиций.
- Науково-теоретичні проблеми і головні напрямки розвитку сучасної економічної науки.
- Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.
- Теорії лібералізму ті їх еволюція. Критика мейнстриму в сучасній економічній теорії.
- 4. Напрямки розвитку нової інституціональної економічної теорії.
- 5. Нова політична економія: методологічні принципи та теоретична концепція.
- 6. Розвиток теорії господарства і форми суспільного господарювання: ієрархія та спонтанний порядок.
- 7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.
- 8 . Відносини власності та влади в системі господарювання.
- 9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.
- 10. Теоретичне та емпіричне пізнання: поняття та головні характеристики.
- 11. Рівні економічних досліджень та їх структура.
- 12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
- 13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.
- 14.Соціально-історичні типи та стадії економічного розвитку. Моделі економічного зростання.
- 15.Неокласична теорія та інституційна економіка: порівняльний методологічний і теоретичний аналіз.(!)
- Глухие углы неоклассической теории конкуренции
- 16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
- Показатели концентрации
- 17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.
- 18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
- 19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)
- 20.Інституційна теорія держави: функції, «провали» та «межі дії» держави.
- 21.Еволюційна та революційна динаміка інституціональних структур. Эволюционная и революционная динамика институциональных структур
- 22.Функції держави як інституційної структури.
- Методологія р.Коуза для визначення меж організації та ринку.
- 24. Нормы как результат рационального выбора и детерминанты действий экономических агентов
- 25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».
- Демсец х. «еще раз о теории фирмы»
- 1. Совершенная децентрализация
- 2. Некоторые проблемы теории фирмы на основе трансакционных издержек.
- 4. Фирмообразная структура.
- 5. Знания и организация специализации
- 26 . Управлінська теорія фірми: сутність та головні відмінності від інших концепцій. Ф.Махлуп. «Теорії фірми: маржиналістські, біхевіористські, управлінські».
- Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
- 27. Фірма в теоріях поведінки. Повна і процедурна раціональність. Г.Саймон. «Теорія прийняття рішень в економічній теорії».
- Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
- 28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».
- Коуз «Природа фирмы»
- 29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».
- 1. Положительные доводы в пользу интеграции.
- Фірма як мережа контрактів. Специфічність активів. О.Е. Вільямсон. «Логіка економічної організації».
- 31. Інституційна парадигма фірми: особливості методологічних та теоретичних підходів до аналізу.
- 32. Фірма в теоріях прав власності та агентських відносин.
- 33. Фірма в еволюційній теорії економічних змін.
- 34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях
- Инновации.
- 35. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия
- Коммерческая конкурентоспособность
- 36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия
- 37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост
- 1) Количественный
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 38. Стратегии взаимодействия фирм
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 39. Базовые модели и концепции корпоративных финансов в современной экономической теории
- 40. Теоретические основы и критерии принятия финансовых решений предприятий
- 41. Теория структуры капитала и оптимизация источников финансирования компании.
- Правило минимального финансового равновесия:
- Оптимальное соотношение собственного и заемного капитала – правило 50 х 50.
- Оптимальное соотношение в распределении прибыли:
- 42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
- Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Все факторы делятся на факторы:
- Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:
- 43. Финансово-ориентированная концепция развития в современной экономической науке.
- 44. Модели финансовых систем и их сравнительные преимущества
- 45. Вплив моделі фінансової системи на соціально – економічний розвиток країни.
- 46. Міжнародне податкове планування та форми організації підприємницької діяльності (партнерство, корпорації). S-корпорації. Пірамідальна структура тнк.
- 47.(?) Інституціональьна структура фінансової системи. Інституціональні проблеми та інституціональні адаптації фінансового ринку в умовах асиметрії інформації та викривлення інституційних стимулів.
- 48.(?) Інституційні чинники формування ринкової моделі фінансової системи України
- 49. Економічна теорія фінансової поведінки домогосподарств.
- 50. Еволюція теоретичних концепцій економічної організації
- 1. Классическая теория организации
- 51. Сучасні тенденції оррганізаційних змін та чинники ефективної організації
- 52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
- 53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації
- 54. Представники інституціоналізму про самосоціалізацію великих корпорацій як складову економічних систем
- 55. Роль теорії соціального партнерства в сучасній економічній науці
- 56. Формування і розвиток теорії соціалізації економічних систем.
- 57. Особливості функціонування соціально орієнтованих систем: методологія, теорія, практика.
- 58. Теоретичні засади дослідження об’єктивності формування і розвитку тіньової економіки. (не знаю от куда это брать)
- 1. Теневая экономика как явление экономической и общественной жизни.
- 59. Особенности корпоративной благотворительности в Украине как составляющей социальной ответственности компаний и корпораций.
- 60. Сутність та особливості стратегічних альянсів
- 61. Межфирменная кооперация: теоретическое обоснование в теориях р. Коуза и о. Уильямсона.
- Внутренняя организация: положительные аспекты:
- Соображения по поводу неудач рынка
- 62. Ефекти історичної обумовленості розвитку.
- 63. Типологія соціальної поведінки м. Вебера. Теорія неповної раціональності
- 64. Характеристика неокласичних теорій економічного циклу, теорія реального економічного циклу
- 65. Характеристика посткейнсіанських моделей економічного зростання
- 66. Характеристика постнеокласичних моделей економічного зростання