Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
Основной вопрос: не является ли маржиналистский анализ несостоятельной теорией и не надо ли от него отказаться, особенно в области теории цен, затрат, зарплаты и занятости?
В этой связи становятся важными различия в моделях фирмы, используемых обычно при различных видах анализа. В основе этой группы вопросов лежала проблема выбора общей научной методологии, проблема правомерности и полезности абстрактного теоретизирования на основе нереалистических предложений.
Разные альтернативные теории очень схожи и отличаются лишь позитивными программами.
Бихевиористский подход сводится к отказу от гипотез и предложений и к призыву опирается лишь на наблюдения за внешним поведением. Т.е. он отвергает маржиналистам по таким вопросам: экономические действия направляются стремлением достичь при имеющихся средствах max. результата; деловая деятельность подчинена принципу получения max.прибыли.
Взамен – наблюдение за действиями бизнесменов; изучение реальных процессов => принятие решений.
Существует 5 организационных целей, являющихся предметами переговоров между разными членами коалиции: производство; создание запасов; сбыт; доля на рынке; прибыль.
Терминология бтхевиористской ТФ: «квазирешении конфликта» в организации, «адаптивно-рациональный, многоцелевой процесс», «организационное обучение».Бехивиористский подход определяется как стремление достичь «реализацию описания действий», т.к. в современной корпорации функции собственности и управления разделены и последние имеют больше власти.
Реалистические модели фирмы в условиях конкуренции
Многие, кто требует более реалистического подхода к ТФ и предлагает его, знают, что расширение и обогащение концепции фирмы нужно, когда фирм в отрасли мало, размеры их велики, конкуренция отсутствует. Исследователи эти не учитывают правило бритвы Оккама (излишние понятия надо исключать), что управленческая модель помогает упорядочить мир.
Моменты, уточняющие, дополняющие, замещающие max.денежной прибыли:
эластичный спрос на досуг менеджеров (ожидание более высокой прибыли вынуждает их жертвовать частью доходов для большего досуга);
менеджеры чувствительны к обидам от коллег и подчиненных => не будут настаивать на строгом порядке, предполагаемой максимальную прибыль;
менеджеры более заинтересованы в своей зарплате, бонусах, чем в прибыли фирмы;
предпочтения любого вида активов может противоречить принципам макс. прибыли;
неправильное истолкование информации на разных уровнях управления может привести к системному искажению реальности => доходы < прибыли;
для сохранения контроля в руках существующей управляющей группы может быть надо пожертвовать возможностями получения большей прибыли;
стремление избежать риска может привести к отбросу более консервативных способов получения прибыли;
борьба за статус, власть, престиж может вылиться в поведение, несовместимое с макс. прибыли;
желание служить обществу может встать на пути мер, макс. прибыль;
стремление к мастерству, демонстрации собственных достижений может перейти в конфликт с возможностью получения прибыли;
компромиссы между целями менеджеров, управляющих разными фирмами несомненно достигается за счет цели макс. прибыли;
на решениях менеджеров могут сказаться различные препятствующие достижению прибыли влияния со стороны работающих организаций, поставщиков…
Олигополия, монополия и свобода управленческих действий
В данных теориях фирмы должны существовать в реальности. Предпринимались попытки разработать схемы олигополистического и монополистического поведения и связать их с типами организаций или моделей, принимающих решения. Полиполистическая модель – во многих случаях дает удовлетворительное объяснение и позволяет предсказать ситуации, которые м.б. охарактеризованы, как олигополистические.
Эффективная конкуренция и дискреционное управление
Главные условия- чтобы никакие новые конкуренты наверняка не вторгались в отрасль;- чтобы ни одна из существующих в отрасли фирм не пыталась увеличить свои продажи с такой скоростью => выталкивание конкурентов.
Конкуренция со стороны новичков, агрессивных конкурентов, расширяющих продажи или со стороны импорта иногда называется «жесткой», «решительной» или «эффективной». Конкуренция эффективна, если она постоянно снижает прибыль до уровня, считаемого минимально приемлемым.
В статье Фрица написано о споре Маржиналистов и представителей других, альтернативных теорий фирмы. 1. Несостоятельность моделей маржиналистов 2. Альтернативные подходы: бихевиарийская теория 3. Аналогия с теоретическим шофером: - как быстро будет двигаться транспорт? - - с какой скоростью будет двигаться автомобиль мистера Х?- - как туман повлияет на скорость транспорта? Марж отвечают! - как туман повлияет на скорость автомобиля мистера Х? +- 4. Путаница в целях. Целью теории фирмы не является ответ на вопрос как поведет себя каждая конкретная фирма, а целью марженалистских моделей есть ответ как некоторые изменения могут повлиять на существующую ситуацию. Требование от моделей не соответствуют их предназначению. 5. Неуместная точность: нельзя теоретическую фирму приравнивать к конкретной существующей реальной фирме. 6. Реалистические модели фирмы в условиях конкуренции: не смотря на массу поправок в утверждении о максимизации прибыли при различных факторах или силах влияющих на принятие решений, в конкурентной среде постулат о максимизации прибыли достаточно точен. Все силы имеют относительный характер и влияют лишь на масштаб изменений, а не на их направление. 7. Безопасность и координация управления: взвешивание решений на относительный риск и влияние взаимодействия руководства. 8. Олигополия, монополия и свобода управленческих действий: отличие и выход за рамки марженалистских концепции.
- Науково-теоретичні проблеми і головні напрямки розвитку сучасної економічної науки.
- Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.
- Теорії лібералізму ті їх еволюція. Критика мейнстриму в сучасній економічній теорії.
- 4. Напрямки розвитку нової інституціональної економічної теорії.
- 5. Нова політична економія: методологічні принципи та теоретична концепція.
- 6. Розвиток теорії господарства і форми суспільного господарювання: ієрархія та спонтанний порядок.
- 7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.
- 8 . Відносини власності та влади в системі господарювання.
- 9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.
- 10. Теоретичне та емпіричне пізнання: поняття та головні характеристики.
- 11. Рівні економічних досліджень та їх структура.
- 12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
- 13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.
- 14.Соціально-історичні типи та стадії економічного розвитку. Моделі економічного зростання.
- 15.Неокласична теорія та інституційна економіка: порівняльний методологічний і теоретичний аналіз.(!)
- Глухие углы неоклассической теории конкуренции
- 16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
- Показатели концентрации
- 17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.
- 18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
- 19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)
- 20.Інституційна теорія держави: функції, «провали» та «межі дії» держави.
- 21.Еволюційна та революційна динаміка інституціональних структур. Эволюционная и революционная динамика институциональных структур
- 22.Функції держави як інституційної структури.
- Методологія р.Коуза для визначення меж організації та ринку.
- 24. Нормы как результат рационального выбора и детерминанты действий экономических агентов
- 25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».
- Демсец х. «еще раз о теории фирмы»
- 1. Совершенная децентрализация
- 2. Некоторые проблемы теории фирмы на основе трансакционных издержек.
- 4. Фирмообразная структура.
- 5. Знания и организация специализации
- 26 . Управлінська теорія фірми: сутність та головні відмінності від інших концепцій. Ф.Махлуп. «Теорії фірми: маржиналістські, біхевіористські, управлінські».
- Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
- 27. Фірма в теоріях поведінки. Повна і процедурна раціональність. Г.Саймон. «Теорія прийняття рішень в економічній теорії».
- Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
- 28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».
- Коуз «Природа фирмы»
- 29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».
- 1. Положительные доводы в пользу интеграции.
- Фірма як мережа контрактів. Специфічність активів. О.Е. Вільямсон. «Логіка економічної організації».
- 31. Інституційна парадигма фірми: особливості методологічних та теоретичних підходів до аналізу.
- 32. Фірма в теоріях прав власності та агентських відносин.
- 33. Фірма в еволюційній теорії економічних змін.
- 34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях
- Инновации.
- 35. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия
- Коммерческая конкурентоспособность
- 36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия
- 37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост
- 1) Количественный
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 38. Стратегии взаимодействия фирм
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 39. Базовые модели и концепции корпоративных финансов в современной экономической теории
- 40. Теоретические основы и критерии принятия финансовых решений предприятий
- 41. Теория структуры капитала и оптимизация источников финансирования компании.
- Правило минимального финансового равновесия:
- Оптимальное соотношение собственного и заемного капитала – правило 50 х 50.
- Оптимальное соотношение в распределении прибыли:
- 42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
- Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Все факторы делятся на факторы:
- Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:
- 43. Финансово-ориентированная концепция развития в современной экономической науке.
- 44. Модели финансовых систем и их сравнительные преимущества
- 45. Вплив моделі фінансової системи на соціально – економічний розвиток країни.
- 46. Міжнародне податкове планування та форми організації підприємницької діяльності (партнерство, корпорації). S-корпорації. Пірамідальна структура тнк.
- 47.(?) Інституціональьна структура фінансової системи. Інституціональні проблеми та інституціональні адаптації фінансового ринку в умовах асиметрії інформації та викривлення інституційних стимулів.
- 48.(?) Інституційні чинники формування ринкової моделі фінансової системи України
- 49. Економічна теорія фінансової поведінки домогосподарств.
- 50. Еволюція теоретичних концепцій економічної організації
- 1. Классическая теория организации
- 51. Сучасні тенденції оррганізаційних змін та чинники ефективної організації
- 52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
- 53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації
- 54. Представники інституціоналізму про самосоціалізацію великих корпорацій як складову економічних систем
- 55. Роль теорії соціального партнерства в сучасній економічній науці
- 56. Формування і розвиток теорії соціалізації економічних систем.
- 57. Особливості функціонування соціально орієнтованих систем: методологія, теорія, практика.
- 58. Теоретичні засади дослідження об’єктивності формування і розвитку тіньової економіки. (не знаю от куда это брать)
- 1. Теневая экономика как явление экономической и общественной жизни.
- 59. Особенности корпоративной благотворительности в Украине как составляющей социальной ответственности компаний и корпораций.
- 60. Сутність та особливості стратегічних альянсів
- 61. Межфирменная кооперация: теоретическое обоснование в теориях р. Коуза и о. Уильямсона.
- Внутренняя организация: положительные аспекты:
- Соображения по поводу неудач рынка
- 62. Ефекти історичної обумовленості розвитку.
- 63. Типологія соціальної поведінки м. Вебера. Теорія неповної раціональності
- 64. Характеристика неокласичних теорій економічного циклу, теорія реального економічного циклу
- 65. Характеристика посткейнсіанських моделей економічного зростання
- 66. Характеристика постнеокласичних моделей економічного зростання