logo
gos_2011

Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»

Основной вопрос: не является ли маржиналистский анализ несостоятельной теорией и не надо ли от него отказаться, особенно в области теории цен, затрат, зарплаты и занятости?

В этой связи становятся важными различия в моделях фирмы, используемых обычно при различных видах анализа. В основе этой группы вопросов лежала проблема выбора общей научной методологии, проблема правомерности и полезности абстрактного теоретизирования на основе нереалистических предложений.

Разные альтернативные теории очень схожи и отличаются лишь позитивными программами.

Бихевиористский подход сводится к отказу от гипотез и предложений и к призыву опирается лишь на наблюдения за внешним поведением. Т.е. он отвергает маржиналистам по таким вопросам: экономические действия направляются стремлением достичь при имеющихся средствах max. результата; деловая деятельность подчинена принципу получения max.прибыли.

Взамен – наблюдение за действиями бизнесменов; изучение реальных процессов => принятие решений.

Существует 5 организационных целей, являющихся предметами переговоров между разными членами коалиции: производство; создание запасов; сбыт; доля на рынке; прибыль.

Терминология бтхевиористской ТФ: «квазирешении конфликта» в организации, «адаптивно-рациональный, многоцелевой процесс», «организационное обучение».Бехивиористский подход определяется как стремление достичь «реализацию описания действий», т.к. в современной корпорации функции собственности и управления разделены и последние имеют больше власти.

Реалистические модели фирмы в условиях конкуренции

Многие, кто требует более реалистического подхода к ТФ и предлагает его, знают, что расширение и обогащение концепции фирмы нужно, когда фирм в отрасли мало, размеры их велики, конкуренция отсутствует. Исследователи эти не учитывают правило бритвы Оккама (излишние понятия надо исключать), что управленческая модель помогает упорядочить мир.

Моменты, уточняющие, дополняющие, замещающие max.денежной прибыли:

  1. эластичный спрос на досуг менеджеров (ожидание более высокой прибыли вынуждает их жертвовать частью доходов для большего досуга);

  2. менеджеры чувствительны к обидам от коллег и подчиненных => не будут настаивать на строгом порядке, предполагаемой максимальную прибыль;

  3. менеджеры более заинтересованы в своей зарплате, бонусах, чем в прибыли фирмы;

  4. предпочтения любого вида активов может противоречить принципам макс. прибыли;

  5. неправильное истолкование информации на разных уровнях управления может привести к системному искажению реальности => доходы < прибыли;

  6. для сохранения контроля в руках существующей управляющей группы может быть надо пожертвовать возможностями получения большей прибыли;

  7. стремление избежать риска может привести к отбросу более консервативных способов получения прибыли;

  8. борьба за статус, власть, престиж может вылиться в поведение, несовместимое с макс. прибыли;

  9. желание служить обществу может встать на пути мер, макс. прибыль;

  10. стремление к мастерству, демонстрации собственных достижений может перейти в конфликт с возможностью получения прибыли;

  11. компромиссы между целями менеджеров, управляющих разными фирмами несомненно достигается за счет цели макс. прибыли;

  12. на решениях менеджеров могут сказаться различные препятствующие достижению прибыли влияния со стороны работающих организаций, поставщиков…

Олигополия, монополия и свобода управленческих действий

В данных теориях фирмы должны существовать в реальности. Предпринимались попытки разработать схемы олигополистического и монополистического поведения и связать их с типами организаций или моделей, принимающих решения. Полиполистическая модель – во многих случаях дает удовлетворительное объяснение и позволяет предсказать ситуации, которые м.б. охарактеризованы, как олигополистические.

Эффективная конкуренция и дискреционное управление

Главные условия- чтобы никакие новые конкуренты наверняка не вторгались в отрасль;- чтобы ни одна из существующих в отрасли фирм не пыталась увеличить свои продажи с такой скоростью => выталкивание конкурентов.

Конкуренция со стороны новичков, агрессивных конкурентов, расширяющих продажи или со стороны импорта иногда называется «жесткой», «решительной» или «эффективной». Конкуренция эффективна, если она постоянно снижает прибыль до уровня, считаемого минимально приемлемым.

В статье Фрица написано о споре Маржиналистов и представителей других, альтернативных теорий фирмы. 1. Несостоятельность моделей маржиналистов 2. Альтернативные подходы: бихевиарийская теория 3. Аналогия с теоретическим шофером: - как быстро будет двигаться транспорт? - - с какой скоростью будет двигаться автомобиль мистера Х?- - как туман повлияет на скорость транспорта? Марж отвечают! - как туман повлияет на скорость автомобиля мистера Х? +- 4. Путаница в целях. Целью теории фирмы не является ответ на вопрос как поведет себя каждая конкретная фирма, а целью марженалистских моделей есть ответ как некоторые изменения могут повлиять на существующую ситуацию. Требование от моделей не соответствуют их предназначению. 5. Неуместная точность: нельзя теоретическую фирму приравнивать к конкретной существующей реальной фирме. 6. Реалистические модели фирмы в условиях конкуренции: не смотря на массу поправок в утверждении о максимизации прибыли при различных факторах или силах влияющих на принятие решений, в конкурентной среде постулат о максимизации прибыли достаточно точен. Все силы имеют относительный характер и влияют лишь на масштаб изменений, а не на их направление. 7. Безопасность и координация управления: взвешивание решений на относительный риск и влияние взаимодействия руководства. 8. Олигополия, монополия и свобода управленческих действий: отличие и выход за рамки марженалистских концепции.