12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
В первую очередь, если рассматривается страна, население в целом, используется опрос населения.
Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование иинтервьюирование.
Используемые методы.
В организациях очень широко используется метод фокус-группы. Это – фокусированное интервью, которое проводится групповым методом. Ведущий (модерат) проводит групповое исследование, групповую дискуссию на предмет обсуждения. Очень часто используется понятие эксперта.
Люди не склонны дать характеристики данному методу. Состояние группы обсуждения – эффект метода, при этом легче снимается легкий защитный барьер. В групповой дискуссии часто используется стимулирующий материал: видеоролик, аудиоролик, отражающие деятельность организации на состоянии разл. организ. Среднее количество участников – 8-12, продолжительность – от 1.5 до 3 часов, не более. Качество поведения зависит от уровня подготовки модерата.
Фокус-группы проходят в 3 стадии:
1. проведение программы;
2. разработка выборки, то есть тех людей, которые будут участвовать;
3. разработка путеводителя фокус-группы.
Каждое исследование методом фокус-грппы совершенно уникально. Информация, получаемая в исследовании, добывается в следующей последовательности: сначала общая социально нейтральная информация, затем факты личного опыта респондентов.
Наблюдение позволяет получить информацию. Типы наблюдения: включенное, не включенное. Любое наблюдениедолжно быть подконтрольным. В прикладных исследованиях в объектах управления могут быть использованы объекты социометрии, проследить (?) направления межличностных связей группы и распределение ролей между членами группы, которые делятся между количеством группы.
При организации исследования необходимо помнить, что применение эмпирических методов – это только средство, обеспечивающее факты информации, которая составляет основу теоретического пользования. Социологическое сопровождение деятельности органов управления предполагает получение информации, позволяющей оценить позиции, мнения, взгляды, отношения пунктуальной проблемы. Оптимальный вариант получения социологической информации – это мониторинговое исследование по каналам обратной связи. Мониторинг – это систематическое, ежедневное, ежемесячное исследование по заданным и повторяющимся показателям. Мониторинг способствует модернизации как технических, так и социальных составляющих любых социальных организаций
Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием.
Научное (рациональное) познание – опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями.
Н.п. связано с чувственным познанием, оно дополняет и опережает его. Н.п. возникает на основе здравого смысла Ч.п., отличается от Ч.п. системностью и последовательностью.
Н.п. обладает рядом характеристик: направленность на производство знания; четкое выделение предмета познания; использование специального инструментария; наличие специального языка и т.д.
«Методология» означает учение о методах познания (лат. logos – наука, знание, направление познания). В литературных источниках встречаются различные толкования понятия «методология»: как наиболее общего (философского метода познания); как системы методов, которые используются той или иной наукой; как особой отрасли знаний. Призванной служить своеобразным источником, откуда другие конкретные науки берут методы исследований как философского учения о методах познания и практики. Следовательно, методология научного познания изучает методы научного познания.
Методология реализует 3 функции: получение и создание нового знания. преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий. организация использования новых знаний в практической деятельности.
Основными принципами методологии познания являются:
Принцип единства теории и практики означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности.
Принцип определенности требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей объективных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке.
Принцип конкретности означает, что отражение действительности в мышлении истинно только если оно конкретно. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Принцип познаваемости означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир.
Принцип подчиненности означает, что одно явление обусловлено другим и требует учета многообразия отношений и связей.
Принцип развития: формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений и их взаимного перехода.
Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.
В структуре научного знания выделяют 2 уровня: 1. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан со знанием из источников, и в этом отношении более объективен. 2. Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.
Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно отделить один от другого. Над эмпирическим уровнем всегда надстраивается теоретический. То есть теоретический уровень опирается на данные эмпирического уровня.Теоретический уровень отличается от эмпирического уровня тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На теоретическом уровне формируются конкретные научные теории.
- Науково-теоретичні проблеми і головні напрямки розвитку сучасної економічної науки.
- Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.
- Теорії лібералізму ті їх еволюція. Критика мейнстриму в сучасній економічній теорії.
- 4. Напрямки розвитку нової інституціональної економічної теорії.
- 5. Нова політична економія: методологічні принципи та теоретична концепція.
- 6. Розвиток теорії господарства і форми суспільного господарювання: ієрархія та спонтанний порядок.
- 7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.
- 8 . Відносини власності та влади в системі господарювання.
- 9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.
- 10. Теоретичне та емпіричне пізнання: поняття та головні характеристики.
- 11. Рівні економічних досліджень та їх структура.
- 12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
- 13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.
- 14.Соціально-історичні типи та стадії економічного розвитку. Моделі економічного зростання.
- 15.Неокласична теорія та інституційна економіка: порівняльний методологічний і теоретичний аналіз.(!)
- Глухие углы неоклассической теории конкуренции
- 16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
- Показатели концентрации
- 17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.
- 18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
- 19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)
- 20.Інституційна теорія держави: функції, «провали» та «межі дії» держави.
- 21.Еволюційна та революційна динаміка інституціональних структур. Эволюционная и революционная динамика институциональных структур
- 22.Функції держави як інституційної структури.
- Методологія р.Коуза для визначення меж організації та ринку.
- 24. Нормы как результат рационального выбора и детерминанты действий экономических агентов
- 25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».
- Демсец х. «еще раз о теории фирмы»
- 1. Совершенная децентрализация
- 2. Некоторые проблемы теории фирмы на основе трансакционных издержек.
- 4. Фирмообразная структура.
- 5. Знания и организация специализации
- 26 . Управлінська теорія фірми: сутність та головні відмінності від інших концепцій. Ф.Махлуп. «Теорії фірми: маржиналістські, біхевіористські, управлінські».
- Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
- 27. Фірма в теоріях поведінки. Повна і процедурна раціональність. Г.Саймон. «Теорія прийняття рішень в економічній теорії».
- Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
- 28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».
- Коуз «Природа фирмы»
- 29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».
- 1. Положительные доводы в пользу интеграции.
- Фірма як мережа контрактів. Специфічність активів. О.Е. Вільямсон. «Логіка економічної організації».
- 31. Інституційна парадигма фірми: особливості методологічних та теоретичних підходів до аналізу.
- 32. Фірма в теоріях прав власності та агентських відносин.
- 33. Фірма в еволюційній теорії економічних змін.
- 34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях
- Инновации.
- 35. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия
- Коммерческая конкурентоспособность
- 36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия
- 37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост
- 1) Количественный
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 38. Стратегии взаимодействия фирм
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 39. Базовые модели и концепции корпоративных финансов в современной экономической теории
- 40. Теоретические основы и критерии принятия финансовых решений предприятий
- 41. Теория структуры капитала и оптимизация источников финансирования компании.
- Правило минимального финансового равновесия:
- Оптимальное соотношение собственного и заемного капитала – правило 50 х 50.
- Оптимальное соотношение в распределении прибыли:
- 42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
- Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Все факторы делятся на факторы:
- Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:
- 43. Финансово-ориентированная концепция развития в современной экономической науке.
- 44. Модели финансовых систем и их сравнительные преимущества
- 45. Вплив моделі фінансової системи на соціально – економічний розвиток країни.
- 46. Міжнародне податкове планування та форми організації підприємницької діяльності (партнерство, корпорації). S-корпорації. Пірамідальна структура тнк.
- 47.(?) Інституціональьна структура фінансової системи. Інституціональні проблеми та інституціональні адаптації фінансового ринку в умовах асиметрії інформації та викривлення інституційних стимулів.
- 48.(?) Інституційні чинники формування ринкової моделі фінансової системи України
- 49. Економічна теорія фінансової поведінки домогосподарств.
- 50. Еволюція теоретичних концепцій економічної організації
- 1. Классическая теория организации
- 51. Сучасні тенденції оррганізаційних змін та чинники ефективної організації
- 52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
- 53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації
- 54. Представники інституціоналізму про самосоціалізацію великих корпорацій як складову економічних систем
- 55. Роль теорії соціального партнерства в сучасній економічній науці
- 56. Формування і розвиток теорії соціалізації економічних систем.
- 57. Особливості функціонування соціально орієнтованих систем: методологія, теорія, практика.
- 58. Теоретичні засади дослідження об’єктивності формування і розвитку тіньової економіки. (не знаю от куда это брать)
- 1. Теневая экономика как явление экономической и общественной жизни.
- 59. Особенности корпоративной благотворительности в Украине как составляющей социальной ответственности компаний и корпораций.
- 60. Сутність та особливості стратегічних альянсів
- 61. Межфирменная кооперация: теоретическое обоснование в теориях р. Коуза и о. Уильямсона.
- Внутренняя организация: положительные аспекты:
- Соображения по поводу неудач рынка
- 62. Ефекти історичної обумовленості розвитку.
- 63. Типологія соціальної поведінки м. Вебера. Теорія неповної раціональності
- 64. Характеристика неокласичних теорій економічного циклу, теорія реального економічного циклу
- 65. Характеристика посткейнсіанських моделей економічного зростання
- 66. Характеристика постнеокласичних моделей економічного зростання