logo
gos_2011

Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»

Цели фирм

Критические выступления:

а) теория оставляет неясным, какая прибыль должна максимизироваться: долгосрочная и краткосрочная

б) в результате своей деятельности предприниматель будет получать разный «психический доход», а не только денежное вознаграждение. При его учете критерий макс. прибыли теряет определенность;

в) предпринимателю м.б. не интересна макс., он может просто желать получать доход, который считает достаточным для себя;

г) в реальности акционеры-собственники и реальные управляющие – разные люди; последние м.б. не заинтересованы в макс. прибыли;

д) в условиях несовершенной конкуренции макс. – является сомнительной целью, т.к. оптимальное для одной фирмы будет зависеть от поведения др. фирм.

Удовлетворенность против максимизации

«Удовлетворенность» не имеет значения в классической ЭТ, но в психологии и теории мотивации – одно из основных. По ним, побуждение к действию происходит от неудовлетворенности стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия наступления удовлетворенности не являются неизменными, а определяются уровнем устремлений. Иногда различие между удовлетворенностью и макс. не важно для ЭТ:

- устремление человека имеют тенденцию устанавливаться на уровне достаточного;

- стремящаяся к удовлетворенности фирма может отстать от макс.

Модели удовлетворительного поведения богаче, чем модели макс. поведения, т.к. они дают не только понятие равновесия, но и предлагают метод его достижения. При исследовании путей формирования и измерения уровней устремлений психологи выдвигают:результаты =/= уровню устремлений => поиски иного стиля поведения;одновременно уровень устремлений начинает снижаться до уровня практически достижимых целей; если эти два механизма медленно приводят в соответствие устремления и результаты, то эмоциональное поведение заменяет рациональное поведение.

Если есть несколько альтернатив, фирма выбирает наилучшую. Если ни одна из них не приводит к удовлетворительным результатам, теория предлагает два типа поведения:- поиск нового направления и пересмотр ориентира (короткий период); - эмоциональное поведение (долгосрочный период).

Исследования делового поведения

Существуют доказательства (эмпирические) того, что цели в бизнесе устанавливаются с точки зрения достижения состояния удовлетворенности:

  1. есть ряд исследований, опирающихся на пионерскую работу Холла и Хитча: бизнесмен устанавливает цели путем «+» надбавки к затратам;

  2. дебаты по поводу кейнсианской теории (V I не чувствителен к изменениям банковского %) => ставка % не является важным фактором в принятии инвестиционных решений.

Экономический подтекст

ТФ важна для экономики благосостояния, т.е. для определения, при каких условиях поведения фирмы приведет к рациональному размещению ресурсов. Экономисты занимаются экономикой благосостояния, придерживаются классической теории только если:

- теория эмпирически корректна в описании процесса принятия решений;

- можно с уверенностью утверждать, что система функционирует в окрестностях статического равновесия.

Конфликт интересов

Свойство рациональности требует, чтобы кто-то обладал более высокой способностью просчитывать. Но для всех субъектов это требование невыполнимо.

Теория игр

Она представляет собой серьезное и результативное исследование способов распространения концепции определения поведения на ситуации, в которых присутствует и борьба, и выторговывание, и просчет поведения конкурентов.

Формирование ожиданий

Пытаясь понять сущность сбережений, расходов, инвестиционного поведения потребителей и фирм и предсказать их поведение на короткий период для выработки направлений развития, экономисты проделали работу эмпирического и теоретического характера в области формирования ожиданий.

Стоимость информации

Существует один способ, с помощью которого механизм формирования ожиданий м.б. инкорпорирован в ЭТ: рассмотрение процесса сбора и переработки информации как обычный (производственный) процесс применения к нему обычных правил предполагаемого анализа. Информацию надо собирать пока предполагаемые затраты на сбор дополнительной информации = предполагаемой прибыли (от обладания дополнительной порции).

В теории выборки интересует размер выборки. Теория групп (Раднер) рассматриваются такие ситуации, где взаимозависимые решения принимаются децентрализовано двумя и более персонами, имеющими общую цель и которые могут передавать информацию о своих действиях и тех сферах внешней среды, с которыми они имеют дело.

Предпосылки принятия решений и компьютерные программы

Предпосылки решения перевели на компьютерный язык => инструмент для восприятия процессов принятия решений человеком.

Программа должна взаимодействовать с информацией, чтобы выработать стиль поведения, адаптированный к ситуации. Элементы этой программы имеют характер предпосылок принятия решений. Примеры:

  1. Менеджмент

а) модели сформированы, чтобы для их применения требовались только доступные данные;

б) модель должна требовать только осуществленных расчетов;

в) модели не должны нуждаться в недоступной прогнозной информации.

  1. Техническое проектирование;Очеловечение процесса решения;Деловые игры.