Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
Цели фирм
Критические выступления:
а) теория оставляет неясным, какая прибыль должна максимизироваться: долгосрочная и краткосрочная
б) в результате своей деятельности предприниматель будет получать разный «психический доход», а не только денежное вознаграждение. При его учете критерий макс. прибыли теряет определенность;
в) предпринимателю м.б. не интересна макс., он может просто желать получать доход, который считает достаточным для себя;
г) в реальности акционеры-собственники и реальные управляющие – разные люди; последние м.б. не заинтересованы в макс. прибыли;
д) в условиях несовершенной конкуренции макс. – является сомнительной целью, т.к. оптимальное для одной фирмы будет зависеть от поведения др. фирм.
Удовлетворенность против максимизации
«Удовлетворенность» не имеет значения в классической ЭТ, но в психологии и теории мотивации – одно из основных. По ним, побуждение к действию происходит от неудовлетворенности стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия наступления удовлетворенности не являются неизменными, а определяются уровнем устремлений. Иногда различие между удовлетворенностью и макс. не важно для ЭТ:
- устремление человека имеют тенденцию устанавливаться на уровне достаточного;
- стремящаяся к удовлетворенности фирма может отстать от макс.
Модели удовлетворительного поведения богаче, чем модели макс. поведения, т.к. они дают не только понятие равновесия, но и предлагают метод его достижения. При исследовании путей формирования и измерения уровней устремлений психологи выдвигают:результаты =/= уровню устремлений => поиски иного стиля поведения;одновременно уровень устремлений начинает снижаться до уровня практически достижимых целей; если эти два механизма медленно приводят в соответствие устремления и результаты, то эмоциональное поведение заменяет рациональное поведение.
Если есть несколько альтернатив, фирма выбирает наилучшую. Если ни одна из них не приводит к удовлетворительным результатам, теория предлагает два типа поведения:- поиск нового направления и пересмотр ориентира (короткий период); - эмоциональное поведение (долгосрочный период).
Исследования делового поведения
Существуют доказательства (эмпирические) того, что цели в бизнесе устанавливаются с точки зрения достижения состояния удовлетворенности:
есть ряд исследований, опирающихся на пионерскую работу Холла и Хитча: бизнесмен устанавливает цели путем «+» надбавки к затратам;
дебаты по поводу кейнсианской теории (V I не чувствителен к изменениям банковского %) => ставка % не является важным фактором в принятии инвестиционных решений.
Экономический подтекст
ТФ важна для экономики благосостояния, т.е. для определения, при каких условиях поведения фирмы приведет к рациональному размещению ресурсов. Экономисты занимаются экономикой благосостояния, придерживаются классической теории только если:
- теория эмпирически корректна в описании процесса принятия решений;
- можно с уверенностью утверждать, что система функционирует в окрестностях статического равновесия.
Конфликт интересов
Свойство рациональности требует, чтобы кто-то обладал более высокой способностью просчитывать. Но для всех субъектов это требование невыполнимо.
Теория игр
Она представляет собой серьезное и результативное исследование способов распространения концепции определения поведения на ситуации, в которых присутствует и борьба, и выторговывание, и просчет поведения конкурентов.
Формирование ожиданий
Пытаясь понять сущность сбережений, расходов, инвестиционного поведения потребителей и фирм и предсказать их поведение на короткий период для выработки направлений развития, экономисты проделали работу эмпирического и теоретического характера в области формирования ожиданий.
Стоимость информации
Существует один способ, с помощью которого механизм формирования ожиданий м.б. инкорпорирован в ЭТ: рассмотрение процесса сбора и переработки информации как обычный (производственный) процесс применения к нему обычных правил предполагаемого анализа. Информацию надо собирать пока предполагаемые затраты на сбор дополнительной информации = предполагаемой прибыли (от обладания дополнительной порции).
В теории выборки интересует размер выборки. Теория групп (Раднер) рассматриваются такие ситуации, где взаимозависимые решения принимаются децентрализовано двумя и более персонами, имеющими общую цель и которые могут передавать информацию о своих действиях и тех сферах внешней среды, с которыми они имеют дело.
Предпосылки принятия решений и компьютерные программы
Предпосылки решения перевели на компьютерный язык => инструмент для восприятия процессов принятия решений человеком.
Программа должна взаимодействовать с информацией, чтобы выработать стиль поведения, адаптированный к ситуации. Элементы этой программы имеют характер предпосылок принятия решений. Примеры:
Менеджмент
а) модели сформированы, чтобы для их применения требовались только доступные данные;
б) модель должна требовать только осуществленных расчетов;
в) модели не должны нуждаться в недоступной прогнозной информации.
Техническое проектирование;Очеловечение процесса решения;Деловые игры.
- Науково-теоретичні проблеми і головні напрямки розвитку сучасної економічної науки.
- Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.
- Теорії лібералізму ті їх еволюція. Критика мейнстриму в сучасній економічній теорії.
- 4. Напрямки розвитку нової інституціональної економічної теорії.
- 5. Нова політична економія: методологічні принципи та теоретична концепція.
- 6. Розвиток теорії господарства і форми суспільного господарювання: ієрархія та спонтанний порядок.
- 7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.
- 8 . Відносини власності та влади в системі господарювання.
- 9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.
- 10. Теоретичне та емпіричне пізнання: поняття та головні характеристики.
- 11. Рівні економічних досліджень та їх структура.
- 12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
- 13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.
- 14.Соціально-історичні типи та стадії економічного розвитку. Моделі економічного зростання.
- 15.Неокласична теорія та інституційна економіка: порівняльний методологічний і теоретичний аналіз.(!)
- Глухие углы неоклассической теории конкуренции
- 16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
- Показатели концентрации
- 17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.
- 18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
- 19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)
- 20.Інституційна теорія держави: функції, «провали» та «межі дії» держави.
- 21.Еволюційна та революційна динаміка інституціональних структур. Эволюционная и революционная динамика институциональных структур
- 22.Функції держави як інституційної структури.
- Методологія р.Коуза для визначення меж організації та ринку.
- 24. Нормы как результат рационального выбора и детерминанты действий экономических агентов
- 25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».
- Демсец х. «еще раз о теории фирмы»
- 1. Совершенная децентрализация
- 2. Некоторые проблемы теории фирмы на основе трансакционных издержек.
- 4. Фирмообразная структура.
- 5. Знания и организация специализации
- 26 . Управлінська теорія фірми: сутність та головні відмінності від інших концепцій. Ф.Махлуп. «Теорії фірми: маржиналістські, біхевіористські, управлінські».
- Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
- 27. Фірма в теоріях поведінки. Повна і процедурна раціональність. Г.Саймон. «Теорія прийняття рішень в економічній теорії».
- Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
- 28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».
- Коуз «Природа фирмы»
- 29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».
- 1. Положительные доводы в пользу интеграции.
- Фірма як мережа контрактів. Специфічність активів. О.Е. Вільямсон. «Логіка економічної організації».
- 31. Інституційна парадигма фірми: особливості методологічних та теоретичних підходів до аналізу.
- 32. Фірма в теоріях прав власності та агентських відносин.
- 33. Фірма в еволюційній теорії економічних змін.
- 34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях
- Инновации.
- 35. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия
- Коммерческая конкурентоспособность
- 36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия
- 37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост
- 1) Количественный
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 38. Стратегии взаимодействия фирм
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 39. Базовые модели и концепции корпоративных финансов в современной экономической теории
- 40. Теоретические основы и критерии принятия финансовых решений предприятий
- 41. Теория структуры капитала и оптимизация источников финансирования компании.
- Правило минимального финансового равновесия:
- Оптимальное соотношение собственного и заемного капитала – правило 50 х 50.
- Оптимальное соотношение в распределении прибыли:
- 42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
- Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Все факторы делятся на факторы:
- Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:
- 43. Финансово-ориентированная концепция развития в современной экономической науке.
- 44. Модели финансовых систем и их сравнительные преимущества
- 45. Вплив моделі фінансової системи на соціально – економічний розвиток країни.
- 46. Міжнародне податкове планування та форми організації підприємницької діяльності (партнерство, корпорації). S-корпорації. Пірамідальна структура тнк.
- 47.(?) Інституціональьна структура фінансової системи. Інституціональні проблеми та інституціональні адаптації фінансового ринку в умовах асиметрії інформації та викривлення інституційних стимулів.
- 48.(?) Інституційні чинники формування ринкової моделі фінансової системи України
- 49. Економічна теорія фінансової поведінки домогосподарств.
- 50. Еволюція теоретичних концепцій економічної організації
- 1. Классическая теория организации
- 51. Сучасні тенденції оррганізаційних змін та чинники ефективної організації
- 52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
- 53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації
- 54. Представники інституціоналізму про самосоціалізацію великих корпорацій як складову економічних систем
- 55. Роль теорії соціального партнерства в сучасній економічній науці
- 56. Формування і розвиток теорії соціалізації економічних систем.
- 57. Особливості функціонування соціально орієнтованих систем: методологія, теорія, практика.
- 58. Теоретичні засади дослідження об’єктивності формування і розвитку тіньової економіки. (не знаю от куда это брать)
- 1. Теневая экономика как явление экономической и общественной жизни.
- 59. Особенности корпоративной благотворительности в Украине как составляющей социальной ответственности компаний и корпораций.
- 60. Сутність та особливості стратегічних альянсів
- 61. Межфирменная кооперация: теоретическое обоснование в теориях р. Коуза и о. Уильямсона.
- Внутренняя организация: положительные аспекты:
- Соображения по поводу неудач рынка
- 62. Ефекти історичної обумовленості розвитку.
- 63. Типологія соціальної поведінки м. Вебера. Теорія неповної раціональності
- 64. Характеристика неокласичних теорій економічного циклу, теорія реального економічного циклу
- 65. Характеристика посткейнсіанських моделей економічного зростання
- 66. Характеристика постнеокласичних моделей економічного зростання