logo
gos_2011

53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації

Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего, дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности.

Реформирование предприятий с целью приспособления к рынку должно начинаться с перехода к таким видам деятельности, как:

- стратегическое планирование;

- изучение сложившихся на рынке цен;

- потенциальной его емкости и насыщенности;

- выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон;

- анализ эффективности систем сбыта и снабжения; финансовое управление;

- анализ своих издержек, их структура и динамика.

В переходном периоде на первый план вышла проблема поиска платежеспособного покупателя и максимально быстрой реализации продукции, определение роли оптовых посредников в организации сбыта. Основными каналами для решения этой задачи стали: а) контакты с частными посредническими структурами, которые взяли бы на себя функции по сбыту продукции; б) создание для этих целей дочерних снабженческо-сбытовых предприятий.

Важным новшеством в структуре управления должно стать образование подразделения по маркетингу. Именно оно создает основу для принятия решения о том, что следует производить, в каких количествах, какого уровня качества на основе изучения рынка и потребностей.

Рыночная специализация трансформируется в специализацию производственную, что, в свою очередь, требует внесения соответствующих уточнений в организацию исследовательских, конструкторских, технологических служб, подразделений технологического (технического) контроля продукции. Не менее важно организационно обеспечить нормальное функционирование системы гарантийного и иного обслуживания продукции предприятия, а также бесперебойного поддержания производственного аппарата в работоспособном состоянии.

Характерной чертой последних лет и, судя по всему, предстояще­го периода становится переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в сти­ле управления. Известно, что в условиях специализации рост произ­водительности труда обеспечивается за счет дробления работ, функ­ций, знаний. Повышение уровня специализации работ требует и боль­шего объема усилий по координации, которая осуществляется в ос­новном работниками среднего уровня управления и штабных служб. В результате число уровней управления постоянно возрастает, а каж­дый работник чувствует все большее отчуждение от своей деятельнос­ти. Ясно, что путь к чрезмерной специализации является тупиковым. Курс берется на развитие интеграционных процессов в управленчес­кой деятельности.

Формы будущей организации:

Сетевые организации.

Сети представляют со­бой совокупность фирм или специализированных единиц, деятель­ность которых координируется рыночными механизмами вместо ко­мандных методов.

Виртуальные корпорации.

В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении но­вого вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продук­ция (или услуги) может создаваться благодаря последним достижени­ям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции стано­вится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном ко­личестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт — это то, что производится моментально и адресно, по требо­ванию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

Многомерные организации

Построение многомерной организации можно представить на приме­ре вычислительных и телекоммуникационных структур компании «Кодак» (США), которые впоследствии вошли в состав ряда других компаний (рис. 35.3). Каждое подразделение выходной продукции ответственно за улучшение своей продукции и услуг. Каждое подразделение может прово­дить собственную исследовательскую деятельность или покупать такого рода услуги у групп технического планирования и исследовании.

Круговые корпорации

Постоянное повышение образовательного уровня рабочей силы и как следствие более полное удовлетворение устанавливаемых целей выдвигают задачу организационных изменений, которые призваны улучшить взаимодействие управления в различных подразделениях ор­ганизации, а также взаимодействие организации с внешней средой. Ротация работ, разнообразие функций, программы индивидуального профессионального развития, автономные рабочие группы — это нов­шества, направленные на улучшение качества трудовой жизни.

Интеллектуальные организации

интеллектуальная организация будет формироваться из большого числа мелких взаимодействующих предприятий по принципу скорее "свободного общества", чем "тоталитарного государства". По своей природе такие организации должны быть полностью плюралистическими, т. е. допускающими столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков, что отличает их от затратных организаций, широко практикующих административный контроль.

Такого рода новые организационные формы будут в большей степени опираться на рабочие группы, ориентированные на результат, а не на правила, на выбор, а не команды, поступающие сверху.

Обучающиеся организации

В теории организации и на практике организационное обучение рассматривается как непрерывный источник создания конкурент­ных преимуществ компании, как их стратегия постоянного обнов­ления методов и повышения эффективности всех видов деятельнос­ти. Организации, которые не обучаются (и соответственно не из­меняются) в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обреченными. Отсюда и рекомендации создавать группы, обучаю­щиеся в процессе деятельности, сосредоточивать внимание на не­обходимости генерирования новых идей в процессе обучения.