logo
gos_2011

19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)

Теория барьеров входа появилась в 50-х гг. благодаря работам Бейна, Силас Лабини и Мандельяни. Понятие «барьеры входа» дало возможность обосновать подходы к анализу конкурентного механизма и углублению понимания действенных сил экономических агентов.

Барьеры входа – это совокупность объективных и субъективных преград, вследствие которых фирмам трудно, а иногда и невозможно организовать свою деятельность в новом для них секторе.

Это дает фирмам, которые уже действуют в отрасли, не боятся конкурентов, поднимать цены намного выше уровня обеспечения нормальной рентабельности и получать сверх прибыль не только в краткосрочном, но и долго срочном периодах. Сектора, не защищенные такими барьерами, заставляют действующих фирм постоянно учитывать действия потенциальных конкурентов. Данная теория стала ударом для неоклассической конструкции, предполагающей высокую гибкость и мобильность факторов. Что вход в отрасли не всегда легкий в виду искусственно создаваемых барьеров фирмами-аборигенами = > благодаря барьерам входа возможно создать разрыв между ценами реализации и ценами, которые могли бы установиться в долгосрочном периоде, если б не было этих барьеров:

По Бейну все сектора можно разделить на 4 группы в зависимости от эффективности барьеров:

  1. рынки со свободным входом (фирмы-аборигены не имеют преимуществ над потенциальными конкурентами, существует полная мобильность ресурсов, Р = уровню затрат);

  2. рынки с неэффективными барьерами (фирмы-аборигены преграждают вход, используя методы ценовой и неценовой конкуренции);

  3. рынки с эффективными барьерами (существование реальной и рентабельной возможности преград входа);

  4. рынки с блокирующим входом (полное ограничение).

Существует 3 группы различных барьеров:

  1. Использование совокупных юридических диспозиций, которые, оставаясь легальными, защищают (природные монополии); административная и таможенная защита (наличие дипломов врача, нотариуса, наличие специальных распоряжений);

  2. Существование в силу объективных условий, в которых функционируют местные производители (специальные характеристики продуктивных сил: абсолютные преимущества издержек, экономия масштаба, дифференциация, инвестиции в оборудование):

Абсолютные преимущества издержек:- количество фирм в секторе может измениться; - вход новых объясняется поисками прибыли; - существование барьеров тормозит вход новых; - поведение всех аборигенов синхронно к новому;

Экономия масштаба: - необходимость накопления капитала для производства нужного объема продукции; - необходимость снижения цены на продукты;

  1. Базируется на стратегии развития ради обеспечения большей или меньшей защиты:

- создание давления на государственную власть;

- запугивание (огласка программ инвестиций, высокие мощности);

- стратегия лимитированных цен.

Из курса «Стратегии предприятия»: - масштаб - высокие капиталы; - дифференциация; - проблемы распределения;

- неоднозначная реакция аборигенов; - трансакционные затраты; - запугивание.