logo
gos_2011

1. Классическая теория организации

Научное управление – Тейлор, Гантт, Мюнсберг, Элерсон, Таун, Кун;

Собственно теория организации – Фойоль, Лизней, Рейли, Урвих;

Бюрократическая теория – М. Вебер.

Первая попытка проанализировать организационные аспекты управления предпринята Тейлором. Научное управление исследования по теории организации стали проводится на математической основе в период между 1890 и 1940 гг. В центре внимания – вся организация.

а) научное управление

Работа исполнителей должна и может изучаться с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Это обязанность управляющего.

Сущность научного управления выражена Тейлором в таких четырех основных положениях:

    1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

    2. с помощью определенных критериев, обобщать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

    3. тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами;

    4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителями и работниками.

Премиальная система зарплаты – рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную оплату, но при этом те, которые превышают норму, должны поощряться => дифференцированная сдельная оплата труда.

б) теория организации

Т.Файоль рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов. Файоль предложил 14 принципов, хотя, по его мнению, их могло быть значительно больше.

Структурные принципы: Разделение труда; Единство цели и руководства; Соотношение централизации и децентрализации; Власть и ответственность; Цель

Принципы процесса: Справедливость; Дисциплина; Вознаграждение персонала Корпоративный дух; Единство команд; Подчинение главному интересу

Принципы конечного результата: Порядок; Стабильность; Инициатива.

в) бюрократическая теория организации

Бюрократия имеет различные значения. В одних случаях – это форма правления с жестко отработанными процедурами, в других – негативные последствия деятельности больших организаций. Внутренняя логика бюрократической структуры привела Вебера к заключению, что она является лучшей, чем любая другая форма по точности, стабильности, скорости, дисциплине и надежности.

Бюрократия сравнивается Вебером с другими организациями как «машины с немеханическим способом производства».

Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития:

    1. все задания, необходимые для достижения цели, разделились на высокоорганизованные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей;

    2. каждое задание выполняется в соответствии с «постоянной системой общих правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий;

    3. каждый сотрудник или офис организации отвечал перед руководителем за свои действия или действия подчиненных;

    4. каждое официальное лицо в организации ведет дела своего офиса безлично и формально и поддерживает социальную дистанцию между собой и своими подчиненными;

    5. найм на работу основывается на технической квалификации и защищает от произвольного увольнения. Продвижение по службе основано на старшинстве и достижениях.

г) теория Гласнер

Проект был предпринят в Гласнеровской металлической компании в Лондоне. Теория Гласнер выделяет по меньшей мере 4 подсистемы в каждой организации:

- исполнительной;

- апелляционной;

- представительской;

- законодательной.

д) теория организационного потенциала

И. Ансофф выделял два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур:

Структурный – был характерен для довоенного периода. Основной упор в нем сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. В соей основе подход являлся статическим, т.к. не учитывал динамики изменения организационных структур под воздействием внешних факторов.

Динамический – получил распространение после второй мировой войны. Основное внимание сосредотачивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов.