logo
gos_2011

13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.

Эмпирический уровень характеризуется специфическим объектом познания – это связи, отношения, свойства, которые выявлены в ходе практической деятельности и включены в процесс познания.

Познавательные операции всегда осуществляются в чувственно-предметной форме. На этом уровне познания решаются следующие задачи:

    1. сбор фактов об объекте познания. Научный факт – это только те события, явления, свойства, связи, отношения, которые зафиксированы.

    2. получение данных на основе наблюдений, измерения, экспериментов;

    3. составление схем, диаграмм для наглядного восприятия.

    4. классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.

Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов:

1. Наблюдение – система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функции этого метода: фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.

2. Эксперимент – это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений.

Различают 3 основные сферы для эксперимента: в лаборатории (для естественных и технических наук);производственный для экономических и политических наук социальный

Эксперимент является важным элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теории. В экономических исследованиях эксперимент может выступать в 2-х формах: прямой эксперимент в виде апробирования группы приемов, методов и т.д. (например, хозяйственная реформа); социологические исследования

Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения эксперимента и его целей.

3. Измерение как метод является системой фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта. Для экономических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; единицами измерения.

4. Описание – специфический метод получения эмпирического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.

Как метод получения нового знания, описание может осуществляться средствами собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик); статистическими методами (табличный, ряды, индексы и т.д.), графическими методами (графики, диаграммы и т.д.).

Теоретический уровень является высшим уровнем научного познания. На этом уровне особо важное значение имеют идеализация (идеальное восприятие) и мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент является аналогом вещественного. В ходе мысленного эксперимента объект исследования преобразуется и выступает как идеализированный (воображаемый) предмет, как результат абстракции.

Основные характеристики теоретического познания:

  1. объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики.

  2. Предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования.

  3. Познание осуществляется в логических формах, под которыми понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире. Логические формы являются отражением мира, итогом фиксации повторяющихся отношений вещей, зафиксированных в человеческой практике.

Различают следующие виды форм научного познания:

1. Общелогические. К ним относятся: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это мысль, отражающая имущественные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и др.

Суждение – это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д.

Умозаключение – это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу, умозаключения являются выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения бывают 2-х видов:

2. Локально-логические методы – это более высокая степень научного познания. К ним относят научные идеи, гипотезы, законы, теории. При этом процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию.

Научная идея – это интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания всей совокупности связей, в основе которых делается вывод. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.

Гипотеза (греч. – основание, предположение) – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то ее называют законом или теорией.

Закон – это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.

Закон носит объективный характер и существует независимо от воли и сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества. Существует 3 основные группы законов:специфические (частные) законы;общие законы (для больших групп явлений); всеобщие, или универсальные, законы.

Между общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь: общие действуют через частные, а частные представляют собой проявление общих.

Теория (греч. рассмотрение, исследование) – это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности.

Структурные элементы теории:

  1. факты – знание об объекте или явлении, достоверность которого доказана;

  2. категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные связи действительности.

  3. аксиомы – положения, принимаемые без логического доказательства;

  4. постулаты – утверждения, принимаемые в рамках какой-либо научной теории за истинное, играющее роль аксиомы;

  5. принципы – основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения;

  6. понятия – мысли, в которых обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим (специфическим) признакам;

  7. положения – сформулированные мысли, высказанные в форме научного утверждения;

  8. суждения – мысли, выраженные в виде повествовательного предположения, которые могут быть истинными или ложными.

  9. законы.