logo
gos_2011

Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:

  1. Консервативная политика (выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворить потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, и рыночную стоимость акций);

  2. Умеренная (компромиссная) политика – политика, в соответствие с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов, и способности предприятия к наращиванию капитала;

  3. Агрессивная политика предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов (применяется перед организацией новой эмиссии).

Формирование типа дивидендной политики связано с существованием следующих теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций и благосостояние акционеров.

  1. Теория независимости дивидендов (Модильяни-Миллер). Основной источник – заемный капитал. Дивидендная политика не оказывает влияние на стоимость капитала и благосостояние собственников, так как эти показатели зависят не от распределяемой, а от формируемой прибыли. Следовательно, дивидендной политике нужно отводить пассивную роль в управлении прибылью.

  2. Теория предпочтительности дивидендов, или теория «синицы в руках» (Горден, Линтнер). Считается, что использование доходов в будущем всегда связано с большим риском. Следовательно, максимизация выплаты дивидендов предпочтительнее, чем реинвестиция прибыли. Противники данной теории говорили, что акционеры, получая дивиденды, все равно вкладывают их в развитие предприятия.

  3. Теория минимизации дивидендов, или теория «налоговых предпочтений». Эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. Так как налогообложение текущих доходов больше, чем будущих, то дивидендные выплаты минимизируются.

  4. Сигнальная теория дивидендов, или теория «сигнализирования». Основана на предположении, что в качестве оценки реальной рыночной стоимости используется размер дивидендных выплат. Высокие дивиденды сигнализируют о росте компании и ожидании роста прибыли в будущем периоде. Ну и наоборот. Главное условие теории – прозрачность, развитие фондового рынка.

  5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров, или «теория клиентуры». Дивидендная политика должна соответствовать ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Исходя из этой теории, существуют методики дивидендных выплат:

    1. Методика постоянного процентного распределения прибыли;

    2. Методика фиксированных дивидендных выплат (основана на соблюдении постоянной суммы дивидендов на акцию в течение длительных периодов времени вне зависимости от динамики чистой прибыли, курсов акций). Предполагается, что дивиденды выплачиваются регулярно;

    3. Методика выплаты гарантированного минимума и «экстрадивидендов». Предполагаются постоянные регулярные выплаты фиксированной суммы дивидендов и в случае успешной деятельности выплату чрезвычайного дивиденда (экстра).

    4. Методика выплаты дивидендов акциями. Это и есть реинвестирование прибыли.

Соответствие данных теорий и типов дивидендной политики: Консервативный тип: Постоянные дивидендные выплаты; Реинвестирование прибыли Это соответствует теории налоговых предпочтений. Умеренный тип: Дивиденды для мелких акционеров; Реинвестирование для крупных акционеров Это соответствует теории клиентуры. Агрессивный тип Максимальное начисление дивидендов Это соответствует теории предпочтительности дивидендов