logo
gos_2011

28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».

Институциональная теория возникла на стыке экономической и управленческой теории. ЭТ использует позитивный анализ, то есть объясняет действия экономических агентов. Для УТФ в большей мере свойственен нормативный анализ, на основе которого экономическими агентами принимаются те или иные решения. ИТФ использует нормы поведения и правила действий, отказываясь от некоторых предпосылок экономической и управленческой теорий (например, полная информативность, максимизация прибыли) и приближая тем самым теорию к практике. Если для неоклассической теории фирма представляется черным ящиком, то неоинституционалисты пытаются раскрыть его. В ИТФ фирма представляет собой структуру управления и объект собственности в отличие от неоклассиков, где фирма – это производственная функция.

Первым экономистом, который обратил внимание на внутреннюю противоречивость, был Коуз. В 1939 г. он опубликовал свою статью «Природа фирмы», за которую он через 54 года получил Нобелевскую премию.

Суммируя взгляды Коуза, можно привести следующие предположения:1) Коуз принимает ограниченность ресурсов и возможность выбора; 2) принимает идею об ограниченности рациональности поведения экономических агентов и считает, что в таких условиях появляется оппортунизм 3) рыночные трансакции не являются бесплатными в результате появления трансакционных издержек, величина которых определяет выбор предпринимателя, а именно: заключать сделки на рынках, ….. контракт или же определенные сделки совершать внутри фирмы.

Коуз ответил на вопрос о сущности фирмы, исходя из наличия трансакционных издержек. Фирма заменяет рынки там и тогда, где величина рыночных трансакционных издержек становится больше внутренних трансакционных издержек фирмы.

Причины: размеры фирмы по Коузу тоже определяются величиной трансакционных издержек. Фирма будет увеличиваться до тех пор, пока внутренние трансакционные издержки не будут меньше рыночных.

При изучении теорий фирмы неоинституционалисты в первую очередь пытаются объяснить схемы сделок, заключаемых собственниками природных ресурсов. При этом к единоличной фирме эти проблемы не имеют никакого отношения. Учитывая то, что большинство фирм являются крупными, которые представляют собой коалицию собственников ресурсов, такой подход вполне оправдан.

Согласно наиболее распространенному определению Уильямсона, трансакционные издержки – это эквивалент трения в механических системах.

Существует 3 подхода к определению сущности трансакционных издержек: 1. В теории трансакционных издержек главным моментом определения их сущности является допущение о сущности издержек по идентификации продавцов и цен, то есть информационных издержек, связанных с механизмом определения цен (существует огромное количество продавцов); 2. Теория общественного выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые возникают при любом согласовании позиций индивидов по вопросу общественных благ. 3. Сторонники теория соглашений считают, что трансакционные издержки на рынке отсутствуют, но они возникают на стыке между различными сферами деятельности предприятия (например, между индустриальной и экологической).

Выделяют 4 вида трансакционных издержек: затраты, связанные с поиском информации о потенциальных поставщиках, покупателях, товарах и ценах; затраты, связанные с заключением контрактов; издержки по контролю за реализацией контрактной сделки; издержки, связанные с юридической защитой контрактов. Это так называемые внешние трансакционные издержки.

Втрутренние издержки – издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры.

Сопоставляя внешние и внутренние трансакционные издержки, предприниматель решает для себя: производить самому или обратиться к помощи подрядчиков.

Найт в работе «Риск неопределенности прибыли» считал, что трансакционные издержки связаны, прежде всего, с неопределенностью в окружающей экономической среде (относительно будущих цен, относительно поставок конкурентов и пр.). В современных интерпретациях теория Найта получила свое развитие в когнетивной теории фирмы, в которой экономическая среда фирмы рассматривается как неопределенность. Здесь доверие способствует минимизации трансакционных издержек взаимодействия фирм.