logo
gos_2011

34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях

Стратегия предприятия состоит в комбинации цели, которую оно поставило перед собой, и средств, которые необходимы для ее достижения, исходя из анализа внешней среды.С помощью своей стратегии предприятие пытается действовать таким образом, чтобы достичь на долгосрочный период удовлетворительных результатов для его собственников и партнеров. Произведенная и поддерживаемая стратегия является компромиссом между тем, что предприятие хочет сделать, средствами, которыми оно владеет, тем, что оно должно сделать и что его заставляют делать: ресурсы цели ограничения обязательства

Для определения ключевых аспектов стратегии Портер создал «Колесо стратегии»: центр – цели фирмы, определяющие четко, как фирма стремится конкурировать и какими являются ее конкретные экономические цели; спицы – основные оперативные средства достижения целей.

После определения стратегических целей наступает время анализа 4 основных факторов, определяющих границы ее успешной деятельности (1,2 – внутренние факторы; 3,4 – внешние факторы):

  1. сильные и слабые стороны фирмы;

  2. персональные ценности основных исполнителей стратегии;

  3. возможности фирмы в отрасли и угрозы для неё (экономические и технические);

  4. широкомасштабные общественные ожидания

Стратегия предприятия имеет такие характеристики: она позиционирует его по отношению к внешней среде в зависимости от анализа внутренних ресурсов и потенциальных возможностей; она ориентирует предприятие на длительный срок, что зависит от решений и термина их реализации; она заставляет предприятие изучать и предугадывать принципиальные эволюции своей среды, позволяя ему тем самым адаптироваться к этим изменениям.

Целенаправленность предприятия может быть различной: желание мощности (поиск путей роста и предоставление долгосрочной перспективы); поиски немедленной прибыли;поиски неизменности (семейного предприятия) поиски финансовой независимости (ради сохранения власти руководства); поиски равновесия (между необходимой для существования рентабельностью и величиной вознаграждения работников); качество обслуживания (для предприятий с определенными общественными функциями).

Стратегия является глобальной концепцией, которая включает много компонентов. Позиционирование с точки зрения внешней среды и положение относительно др.экономических факторов определяется долгосрочными и краткосрочными выбором и решением, обуславливающих будущее предприятия. Цели предприятия конкретизируются в цифровых результатах, которые оно хочет достичь. Цели делятся между разными областями управления фирмы: цели производства, цели продаж, финансовые и т.д. Совокупность их составляет систему целей предприятия.

Наиболее конкретные общие задачи, которые можно выделить в стратегии предприятии, такие:

  1. Обеспечение постоянства функционирования. Предприятие, в отличие от др. организаций, имеет преимущество видеть свою эффективность определенную в бухгалтерских и финансовых показателях и свое поражение, санкционированное последствиями банкротства. Несмотря на это, оно остается местом постоянных конфликтов:- между трудом и отдыхом;- между работниками различных уровней и компетентности;- между иерархическими уровнями;- стабильностью и изменениями.

В этих условиях лучшая стратегия не может достичь цели, если структура предприятия, его процессы принятия решений, культура, идентичность, включенность в окружающую среду не нейтрализуют центробежные тенденции. Реструктуризации, слияния также влияют на всё это и действуют на равновесие структуры.

Приспосабливаемость (адаптивность)..