52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия определенных или всех частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Она обеспечивает целостность и устойчивость организации.
Взаимозависимость подразделений можно сгруппировать следующим образом:
Номинальная взаимозависимость. Подразделения, объединяемые этой взаимозависимостью, вносят свой вклад, но непосредственно между собой не связаны (заводы-смежники). Степень координации их минимальна.
Последовательная взаимозависимость. При таком типе связи последующие подразделения зависят от предыдущих. Степень их координации выше, чем при номинальной и возрастает по этапам производства.
Обоюдная зависимость. При таком отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся выходом другого.
При осуществлении номинальной взаимозависимости предприятия используют стандартную координацию, не затрагивающую людей непосредственно. Для обоюдной взаимосвязи рекомендуется взаимное регулирование, а для последовательной – планирование (работы людей и производства).
По своему характеру координационная деятельность бывает: превентивная – направлена на предвидение проблем и трудностей; устраняющая –устранения перебоев системы после того, как они произошли; регулирующая – направленная на сохранение существующей схемы работы; стимулирующая – направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при условии конкретных проблем. Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, среди которых различают: неформальные непрограммируемые, программируемые индивидуальные и программируемые групповые.
Неформальная непрограммируемая координация
Строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы в взаимодействия. Однако есть ряд условий, которые повышают эффективность добровольной координации:
работник должен знать свои задачи и задачи подразделения;
работнику следует четко представлять, что от него требуется;
работник должен чувствовать себя частью организации.
Программируемая безличная координация. При выполнении тех или иных планов устанавливаются сроки, которым все подчиняются.
Индивидуальная координация осуществляется старшим руководителям или координатором – интегратором (руководитель по продукту, проекту, представитель заказчика).
Групповая координация осуществляется на совещаниях групп (пятиминутки, летучки, комиссии). При разных стилях управления имеются существенные различия в том, как распределить задания и работников, как обеспечить достижение целей.
Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (2)
Действенность организационных структур управления, взаимосвязанное функционирование их элементов непосредственно и главным образом зависит от межгруппового поведения.
Существуют такие фазы формирования группы:
Предначальная фаза формирования группы (члены группы стараются повысить свою роль, контакты осуществляются с осторожным соблюдением; общие правила и нормы);
Начальная фаза формирования группы (члены группы выясняют мнения, сближаются, критикуют методы работы и управления, закрепляются роли, решаются межличностные проблемы);
Консенсус и кооперация (члены групп воспринимают группу как единое целое, укрепляется кооперация и единство мнений);
Оптимальный коллектив (члены группы идентифицируют свои цели с целями группы, достигается удовлетворение и эффективность).
С позиции поведения отдельных групп и налаживания благоприятных межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры.
Сотрудничество и конкуренция в группе имеет свои недостатки и достоинства.
Сотрудничество часто помогает группам и отдельным индивидам достичь большего, чем они могли бы в одиночку, вызывает «хорошие чувства» среди сотрудничающих. Но оно также может привести к самодовольству, негибкости.
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятиям, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Разнообразие структур зависит также от различия в области деятельности, в характере и сложности выпускаемых продуктов, в размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий.
Основные характеристики:
является наиболее распространенной;
деление организации на отдельные элементы со своей конкретной задачей;
группировка персонала по широким задачам (производство, маркетинг, финансы);
черты подразделения соответствуют важным направлениям деятельности организации;
значение сбытовых, производственных и финансовых функций велико => они – основа всей структуры
Преимущества:
+ стимулирование качества;
+ стимулирование творческого начала;
+ стремление к экономии
Недостатки:
- поддержание взаимодействия между функциями – сложная задача;
- реализация различных функций имеет разные сроки, цели => трудности;
Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (3)
Линейно-функциональные структуры | Дивизиональные структуры |
Обеспечивают выполнение специализированных задач, контролируемых с помощью планов и бюджетов | Децентрализованные операции подразделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций |
Наиболее эффективны в стабильной среде | Наиболее эффективны в изменяющейся среде |
Содействует эффективному производству стандартизированных товаров и услуг | Пригодны для условий взаимосвязанной диверсификации по продуктам или регионам |
Обеспечивает экономию на управленческих расходах | Ориентированы на оперативное принятие решений |
Предусматривают специализацию функций и компетентность | Создание организационного условия для междисциплинарного подхода |
Ориентированы на ценовую конкуренцию | Успешно функционируют при неценовой конкуренции |
Рассчитаны на использование действующих технологий и сложившегося рынка | Ориентированы на освоение новых рынков и новых технологий |
Производственная специализация, превышающая возможности централизованного планирования | Вмешательство высшего звена организации для усиления координации подразделения и повышения эффективности их деятельности |
Быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы | Быстрое решение сложных межфункциональных проблем |
Вертикальная интеграция, нередко превышающая возможности полной нагрузки специализированных подразделений | Диверсификация внутри корпорации или приобретение внешних организационных звеньев |
- Науково-теоретичні проблеми і головні напрямки розвитку сучасної економічної науки.
- Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.
- Теорії лібералізму ті їх еволюція. Критика мейнстриму в сучасній економічній теорії.
- 4. Напрямки розвитку нової інституціональної економічної теорії.
- 5. Нова політична економія: методологічні принципи та теоретична концепція.
- 6. Розвиток теорії господарства і форми суспільного господарювання: ієрархія та спонтанний порядок.
- 7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.
- 8 . Відносини власності та влади в системі господарювання.
- 9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.
- 10. Теоретичне та емпіричне пізнання: поняття та головні характеристики.
- 11. Рівні економічних досліджень та їх структура.
- 12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
- 13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.
- 14.Соціально-історичні типи та стадії економічного розвитку. Моделі економічного зростання.
- 15.Неокласична теорія та інституційна економіка: порівняльний методологічний і теоретичний аналіз.(!)
- Глухие углы неоклассической теории конкуренции
- 16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
- Показатели концентрации
- 17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.
- 18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
- 19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)
- 20.Інституційна теорія держави: функції, «провали» та «межі дії» держави.
- 21.Еволюційна та революційна динаміка інституціональних структур. Эволюционная и революционная динамика институциональных структур
- 22.Функції держави як інституційної структури.
- Методологія р.Коуза для визначення меж організації та ринку.
- 24. Нормы как результат рационального выбора и детерминанты действий экономических агентов
- 25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».
- Демсец х. «еще раз о теории фирмы»
- 1. Совершенная децентрализация
- 2. Некоторые проблемы теории фирмы на основе трансакционных издержек.
- 4. Фирмообразная структура.
- 5. Знания и организация специализации
- 26 . Управлінська теорія фірми: сутність та головні відмінності від інших концепцій. Ф.Махлуп. «Теорії фірми: маржиналістські, біхевіористські, управлінські».
- Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
- 27. Фірма в теоріях поведінки. Повна і процедурна раціональність. Г.Саймон. «Теорія прийняття рішень в економічній теорії».
- Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
- 28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».
- Коуз «Природа фирмы»
- 29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».
- 1. Положительные доводы в пользу интеграции.
- Фірма як мережа контрактів. Специфічність активів. О.Е. Вільямсон. «Логіка економічної організації».
- 31. Інституційна парадигма фірми: особливості методологічних та теоретичних підходів до аналізу.
- 32. Фірма в теоріях прав власності та агентських відносин.
- 33. Фірма в еволюційній теорії економічних змін.
- 34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях
- Инновации.
- 35. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия
- Коммерческая конкурентоспособность
- 36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия
- 37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост
- 1) Количественный
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 38. Стратегии взаимодействия фирм
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 39. Базовые модели и концепции корпоративных финансов в современной экономической теории
- 40. Теоретические основы и критерии принятия финансовых решений предприятий
- 41. Теория структуры капитала и оптимизация источников финансирования компании.
- Правило минимального финансового равновесия:
- Оптимальное соотношение собственного и заемного капитала – правило 50 х 50.
- Оптимальное соотношение в распределении прибыли:
- 42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
- Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Все факторы делятся на факторы:
- Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:
- 43. Финансово-ориентированная концепция развития в современной экономической науке.
- 44. Модели финансовых систем и их сравнительные преимущества
- 45. Вплив моделі фінансової системи на соціально – економічний розвиток країни.
- 46. Міжнародне податкове планування та форми організації підприємницької діяльності (партнерство, корпорації). S-корпорації. Пірамідальна структура тнк.
- 47.(?) Інституціональьна структура фінансової системи. Інституціональні проблеми та інституціональні адаптації фінансового ринку в умовах асиметрії інформації та викривлення інституційних стимулів.
- 48.(?) Інституційні чинники формування ринкової моделі фінансової системи України
- 49. Економічна теорія фінансової поведінки домогосподарств.
- 50. Еволюція теоретичних концепцій економічної організації
- 1. Классическая теория организации
- 51. Сучасні тенденції оррганізаційних змін та чинники ефективної організації
- 52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
- 53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації
- 54. Представники інституціоналізму про самосоціалізацію великих корпорацій як складову економічних систем
- 55. Роль теорії соціального партнерства в сучасній економічній науці
- 56. Формування і розвиток теорії соціалізації економічних систем.
- 57. Особливості функціонування соціально орієнтованих систем: методологія, теорія, практика.
- 58. Теоретичні засади дослідження об’єктивності формування і розвитку тіньової економіки. (не знаю от куда это брать)
- 1. Теневая экономика как явление экономической и общественной жизни.
- 59. Особенности корпоративной благотворительности в Украине как составляющей социальной ответственности компаний и корпораций.
- 60. Сутність та особливості стратегічних альянсів
- 61. Межфирменная кооперация: теоретическое обоснование в теориях р. Коуза и о. Уильямсона.
- Внутренняя организация: положительные аспекты:
- Соображения по поводу неудач рынка
- 62. Ефекти історичної обумовленості розвитку.
- 63. Типологія соціальної поведінки м. Вебера. Теорія неповної раціональності
- 64. Характеристика неокласичних теорій економічного циклу, теорія реального економічного циклу
- 65. Характеристика посткейнсіанських моделей економічного зростання
- 66. Характеристика постнеокласичних моделей економічного зростання