logo
gos_2011

11. Рівні економічних досліджень та їх структура.

В структуре научного знания выделяют 2 уровня:

1. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан со знанием из источников, и в этом отношении более объективен.

Эмпирическим объектом являются объективные свойства, связи и отношения, обнаруженные в процессе практической деятельности людей и включенные в процесс познания, а также выявленные в ре-те эксперимента.

Предметом эмпирического познания являются основные результаты исследования эмпирического объекта, получившие выражение в различных научных фактах.

Эмпирическому уровню характерны познавательные задачи (сбор необходимого материала, получение стат данных о свойствах и связях и тенденциях, составление схем, диаграмм, классификация научных фактов и т.д.)

2. Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня. Построение теоретического знания – это процесс восхождения от конкретного к абстрактному. Результаты теоретических исследований находят отражение в законах, теориях. Научных гипотезах и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно отделить один от другого. Над эмпирическим уровнем всегда надстраивается теоретический. То есть теоретический уровень опирается на данные эмпирического уровня. Теоретический уровень отличается от эмпирического уровня тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На теоретическом уровне формируются конкретные научные теории.