logo
gos_2011

18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.

Для плановой экономики, существовавшей в СССР, экономическая конкуренция была внутренне не присуща. Возможность конкуренции с товарами зарубежных производителей исключалась вследствие государственной монополии внешней торговли. В ходе реформ первой половины 1990-х годов в Украине были созданы основные институциональные предпосылки развития экономической конкуренции: либерализация цен, упразднение государственной монополии внешней торговли, приватизация. Либерализация цен предоставила субъектам хозяйствования право самостоятельно устанавливать цены, создала возможность для ценовой конкуренции, однако вместе с этим привела к необоснованному повышению цен. Важнейшим направлением антимонопольной политики в 90-х годах стала демонополизация экономики, то есть комплекс мер, в том числе и принудительных, направленных на снижение уровня монополизации рынков. Монополизация многих рынков обусловлена объективными экономическими причинами, существованием высоких барьеров входа – высокая фондоемкость, ограниченность ресурсов, ограничения спроса. Эти факторы были усугублены структурными диспропорциями, нерациональным размещением производства, гигантоманией. Такой монополизм характерен для машиностроения, металлургии, химической промышленности, многих отраслей добывающей промышленности. Упразднение государственной монополии внешней торговли усилило потенциальную конкуренцию на рынках товаров, создав угрозу вступления на рынок иностранных конкурентов. Это привело к сокращению производства в ряде отраслей. Существование значительной части монопольных образований было обусловлено потребностями планового управления экономикой. Большинство предприятий, которые вполне могли самостоятельно существовать и конкурировать друг с другом, входили в объединения, корпорации и другие структуры, которые, как правило, выступали монополистами в соответствующих отраслях.

Первый в Украине специальный антимонопольный закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят 18 февраля 1992 года. В нем предусматривалась ответственность за: злоупотребление монопольным положением на рынке; неправомерные соглашения между предпринимателями; дискриминацию предпринимателей органами власти и управления; недобросовестную конкуренцию; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение распоряжений антимонопольного комитета. Монопольным признавалось положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышала 35%. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства был возложен на Антимонопольный комитет, создавшийся в составе Председателя и десяти государственных уполномоченных, назначаемых Верховной Радой. 21 декабря 1993 года Верховной Радой была принята Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции. Состояние монополизма в экономике нашей страны обусловило многообразие путей демонополизации, особое внимание уделялось структурным способам демонополизации: децентрализация управления; ликвидация государственных организационных структур монопольного типа, разделу монопольных образований; снижение или ликвидация барьеров входа; стимулирование вступления на монополизированные рынки новых субъектов хозяйствования.

Предупреждение монополизации рынков путем применения антимонопольного законодательства предусматривало работу по таким направлениям: установление контроля за действиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования, которые могут привести к появлению новых монопольных образований, увеличению доли и усилению влияния на рынке существующих монопольных образований; осуществление мер, направленных на предупреждение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции; установление контроля за действиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, которые могут привести к появлению и повышению барьеров входа субъектов хозяйствования на рынки. За 1994-1998 гг. было проведено около 2000 мероприятий по демонополизации, вследствие чего на рынках появились более 6400 самостоятельных субъектов хозяйствования. В настоящее время существует 103 потенциально конкурентных рынка, демонополизация которых по разным причинам не завершена. Это рынки хлеба и хлебобулочных изделий, муки, хранения и оптовой торговли нефтепродуктами в некоторых регионах. По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже изначально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты. В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие. Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Однако для нормального функционирования антимонопольного законодательства необходимо создать еще одно его звено — комиссию по контролю за выполнением распоряжений антимонопольных органов, предоставив ей все полномочия по применению санкций по отношению к нарушителям антимонопольного законодательства.