18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
Для плановой экономики, существовавшей в СССР, экономическая конкуренция была внутренне не присуща. Возможность конкуренции с товарами зарубежных производителей исключалась вследствие государственной монополии внешней торговли. В ходе реформ первой половины 1990-х годов в Украине были созданы основные институциональные предпосылки развития экономической конкуренции: либерализация цен, упразднение государственной монополии внешней торговли, приватизация. Либерализация цен предоставила субъектам хозяйствования право самостоятельно устанавливать цены, создала возможность для ценовой конкуренции, однако вместе с этим привела к необоснованному повышению цен. Важнейшим направлением антимонопольной политики в 90-х годах стала демонополизация экономики, то есть комплекс мер, в том числе и принудительных, направленных на снижение уровня монополизации рынков. Монополизация многих рынков обусловлена объективными экономическими причинами, существованием высоких барьеров входа – высокая фондоемкость, ограниченность ресурсов, ограничения спроса. Эти факторы были усугублены структурными диспропорциями, нерациональным размещением производства, гигантоманией. Такой монополизм характерен для машиностроения, металлургии, химической промышленности, многих отраслей добывающей промышленности. Упразднение государственной монополии внешней торговли усилило потенциальную конкуренцию на рынках товаров, создав угрозу вступления на рынок иностранных конкурентов. Это привело к сокращению производства в ряде отраслей. Существование значительной части монопольных образований было обусловлено потребностями планового управления экономикой. Большинство предприятий, которые вполне могли самостоятельно существовать и конкурировать друг с другом, входили в объединения, корпорации и другие структуры, которые, как правило, выступали монополистами в соответствующих отраслях.
Первый в Украине специальный антимонопольный закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят 18 февраля 1992 года. В нем предусматривалась ответственность за: злоупотребление монопольным положением на рынке; неправомерные соглашения между предпринимателями; дискриминацию предпринимателей органами власти и управления; недобросовестную конкуренцию; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение распоряжений антимонопольного комитета. Монопольным признавалось положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышала 35%. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства был возложен на Антимонопольный комитет, создавшийся в составе Председателя и десяти государственных уполномоченных, назначаемых Верховной Радой. 21 декабря 1993 года Верховной Радой была принята Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции. Состояние монополизма в экономике нашей страны обусловило многообразие путей демонополизации, особое внимание уделялось структурным способам демонополизации: децентрализация управления; ликвидация государственных организационных структур монопольного типа, разделу монопольных образований; снижение или ликвидация барьеров входа; стимулирование вступления на монополизированные рынки новых субъектов хозяйствования.
Предупреждение монополизации рынков путем применения антимонопольного законодательства предусматривало работу по таким направлениям: установление контроля за действиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования, которые могут привести к появлению новых монопольных образований, увеличению доли и усилению влияния на рынке существующих монопольных образований; осуществление мер, направленных на предупреждение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции; установление контроля за действиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, которые могут привести к появлению и повышению барьеров входа субъектов хозяйствования на рынки. За 1994-1998 гг. было проведено около 2000 мероприятий по демонополизации, вследствие чего на рынках появились более 6400 самостоятельных субъектов хозяйствования. В настоящее время существует 103 потенциально конкурентных рынка, демонополизация которых по разным причинам не завершена. Это рынки хлеба и хлебобулочных изделий, муки, хранения и оптовой торговли нефтепродуктами в некоторых регионах. По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже изначально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты. В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие. Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Однако для нормального функционирования антимонопольного законодательства необходимо создать еще одно его звено — комиссию по контролю за выполнением распоряжений антимонопольных органов, предоставив ей все полномочия по применению санкций по отношению к нарушителям антимонопольного законодательства.
- Науково-теоретичні проблеми і головні напрямки розвитку сучасної економічної науки.
- Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.
- Теорії лібералізму ті їх еволюція. Критика мейнстриму в сучасній економічній теорії.
- 4. Напрямки розвитку нової інституціональної економічної теорії.
- 5. Нова політична економія: методологічні принципи та теоретична концепція.
- 6. Розвиток теорії господарства і форми суспільного господарювання: ієрархія та спонтанний порядок.
- 7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.
- 8 . Відносини власності та влади в системі господарювання.
- 9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.
- 10. Теоретичне та емпіричне пізнання: поняття та головні характеристики.
- 11. Рівні економічних досліджень та їх структура.
- 12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
- 13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.
- 14.Соціально-історичні типи та стадії економічного розвитку. Моделі економічного зростання.
- 15.Неокласична теорія та інституційна економіка: порівняльний методологічний і теоретичний аналіз.(!)
- Глухие углы неоклассической теории конкуренции
- 16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
- Показатели концентрации
- 17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.
- 18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
- 19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)
- 20.Інституційна теорія держави: функції, «провали» та «межі дії» держави.
- 21.Еволюційна та революційна динаміка інституціональних структур. Эволюционная и революционная динамика институциональных структур
- 22.Функції держави як інституційної структури.
- Методологія р.Коуза для визначення меж організації та ринку.
- 24. Нормы как результат рационального выбора и детерминанты действий экономических агентов
- 25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».
- Демсец х. «еще раз о теории фирмы»
- 1. Совершенная децентрализация
- 2. Некоторые проблемы теории фирмы на основе трансакционных издержек.
- 4. Фирмообразная структура.
- 5. Знания и организация специализации
- 26 . Управлінська теорія фірми: сутність та головні відмінності від інших концепцій. Ф.Махлуп. «Теорії фірми: маржиналістські, біхевіористські, управлінські».
- Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
- 27. Фірма в теоріях поведінки. Повна і процедурна раціональність. Г.Саймон. «Теорія прийняття рішень в економічній теорії».
- Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
- 28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».
- Коуз «Природа фирмы»
- 29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».
- 1. Положительные доводы в пользу интеграции.
- Фірма як мережа контрактів. Специфічність активів. О.Е. Вільямсон. «Логіка економічної організації».
- 31. Інституційна парадигма фірми: особливості методологічних та теоретичних підходів до аналізу.
- 32. Фірма в теоріях прав власності та агентських відносин.
- 33. Фірма в еволюційній теорії економічних змін.
- 34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях
- Инновации.
- 35. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия
- Коммерческая конкурентоспособность
- 36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия
- 37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост
- 1) Количественный
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 38. Стратегии взаимодействия фирм
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 39. Базовые модели и концепции корпоративных финансов в современной экономической теории
- 40. Теоретические основы и критерии принятия финансовых решений предприятий
- 41. Теория структуры капитала и оптимизация источников финансирования компании.
- Правило минимального финансового равновесия:
- Оптимальное соотношение собственного и заемного капитала – правило 50 х 50.
- Оптимальное соотношение в распределении прибыли:
- 42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
- Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Все факторы делятся на факторы:
- Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:
- 43. Финансово-ориентированная концепция развития в современной экономической науке.
- 44. Модели финансовых систем и их сравнительные преимущества
- 45. Вплив моделі фінансової системи на соціально – економічний розвиток країни.
- 46. Міжнародне податкове планування та форми організації підприємницької діяльності (партнерство, корпорації). S-корпорації. Пірамідальна структура тнк.
- 47.(?) Інституціональьна структура фінансової системи. Інституціональні проблеми та інституціональні адаптації фінансового ринку в умовах асиметрії інформації та викривлення інституційних стимулів.
- 48.(?) Інституційні чинники формування ринкової моделі фінансової системи України
- 49. Економічна теорія фінансової поведінки домогосподарств.
- 50. Еволюція теоретичних концепцій економічної організації
- 1. Классическая теория организации
- 51. Сучасні тенденції оррганізаційних змін та чинники ефективної організації
- 52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
- 53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації
- 54. Представники інституціоналізму про самосоціалізацію великих корпорацій як складову економічних систем
- 55. Роль теорії соціального партнерства в сучасній економічній науці
- 56. Формування і розвиток теорії соціалізації економічних систем.
- 57. Особливості функціонування соціально орієнтованих систем: методологія, теорія, практика.
- 58. Теоретичні засади дослідження об’єктивності формування і розвитку тіньової економіки. (не знаю от куда это брать)
- 1. Теневая экономика как явление экономической и общественной жизни.
- 59. Особенности корпоративной благотворительности в Украине как составляющей социальной ответственности компаний и корпораций.
- 60. Сутність та особливості стратегічних альянсів
- 61. Межфирменная кооперация: теоретическое обоснование в теориях р. Коуза и о. Уильямсона.
- Внутренняя организация: положительные аспекты:
- Соображения по поводу неудач рынка
- 62. Ефекти історичної обумовленості розвитку.
- 63. Типологія соціальної поведінки м. Вебера. Теорія неповної раціональності
- 64. Характеристика неокласичних теорій економічного циклу, теорія реального економічного циклу
- 65. Характеристика посткейнсіанських моделей економічного зростання
- 66. Характеристика постнеокласичних моделей економічного зростання