42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
Основным видом финансовых инвестиций являются инвестиции в фондовые инструменты. Наибольшую долю в их структуре занимают ценные бумаги. Основными инструментами фондового рынка в Украине являются акции, облигации, сберегательные сертификаты, инвестиционные сертификаты. Такие инструменты, как фьючерсные контракты и опционы, используют преимущественно в спекулятивных, а не инвестиционных целях.
Акция является ценной бумагой без установленного срока обмена, которая подтверждает паевое участие в уставном фонде акционерного общества и право на участие в управлении обществом, а также на участие в распределении имущества при ликвидации общества. Основными видами акций являются такие: именные акции и на предъявителя. Акции также делятся на простые и привилегированные. Простые акции дают право на участие в управлении компанией, но не гарантируют определенного размера дивидендов. Привилегированные акции гарантируют определенную сумму дивидендов, но не дают право на участие в управлении обществом. Также различают акции государственных и частных компаний, а также иностранных и украинских эмитентов.
Комплексная оценка инвестиционных качеств акций осуществляется по следующим параметрам: оценка отрасли; оценка основных показателей хозяйственной деятельности и финансового состояния эмитента; оценка характера обращения акции на фондовом рынке, оценка условий эмиссии акций. Оценка отрасли заключается, прежде всего, в определении жизненного цикла отрасли, среднего уровня доходности в отрасли, уровня отраслевых рисков, уровня налогообложения в отрасли, инвестиционной активности в отрасли и принципов дивидендной политики.
Оценка основных показателей хозяйственной деятельности и финансового состояния эмитента зависит от того, впервые ли происходит эмиссия. Если происходит первая эмиссия, то в анализе используются показатели инвестиционной привлекательности компании. Если эмиссия не является первой, то используются дополнительные показатели:
уровень отдачи акционерного капитала (характеризует уровень чистой прибыли с использованного акционерного капитала);
балансовая стоимость одной акции (характеризует размер акционерного капитала и резервного фонда компании, приходящиеся на одну акции, то есть обеспеченность собственными реальными активами по балансу;
коэффициент дивидендных выплат (показывает долю чистой прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов);
коэффициент обеспеченности привилегированных акций чистыми активами (позволяет определить степень защиты капитала при его инвестировании в привилегированные акции);
коэффициент покрытия дивидендов по привилегированным акциям (позволяет оценить обеспеченность выплат дивидендов по привилегированным акциям чистой прибыльню компании);
Оценка характера обращения акции на фондовом рынке связана с показателями ее рыночной котировки и ликвидности. Основными показателями оценки являются:
уровень выплаты дивидендов;
коэффициент отношения цены и доходности (показывает привлекательность акции для инвестирования);
коэффициент ликвидности акций на фондовом рынке (характеризует возможность быстрой реализации акции на фондовом рынке);
коэффициент отношения цен предложения и спроса на акции;
коэффициент обращения акций (показывает объем обращения акций).
Оценка условий эмиссии акций заключается в определении целей эмиссии, условий и периодичности выплаты дивидендов, степень участия разных акционеров в управлении компанией. Часто составляется соответствующий рейтинг акций разных компаний.
Облигация является ценной бумагой, которая заверяет внесение собственником денежных средств и обязательства эмитента выплатить номинальную стоимость ценной бумаги в течение определенного срока и с выплатой фиксированного процента. Облигации делятся на именные и на предъявителя; на облигации украинских и иностранных эмитентов; на облигации государственного займа, облигации местных займов и облигации компаний и фирм; долгосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации; процентные и беспроцентные (целевые) облигации.
Оценка инвестиционных качеств облигации происходит с помощью оценки инвестиционной привлекательности регионов (для облигаций местного займа), оценки финансовой устойчивости и платежеспособности компании (для облигаций компании), оценка характера учета облигаций на фондовом рынке, оценка условий эмиссии облигации. Оценка инвестиционной привлекательности регионов является ключевым фактором в оценке облигаций местных займов. Для облигации компаний ключевым является показатель финансовой устойчивости и платежеспособности компании. Для оценки характера обращения облигации на фондовом рынке необходимо установить реальную цену облигации на фондовом рынке, срок погашения облигации и уровень ликвидности облигации на рынке. Оценка условий эмиссии облигаций заключается в анализе целей выпуска и условий приобретения облигации, периодичности выплаты процентов, ставки процента, условий уплаты основной суммы облигации.
Сберегательные сертификаты являются письменным свидетельством банка о депонировании денежных средств, которое подтверждает право собственника на получение суммы вклада и процентов по нему в указанный срок. По условиям размещения средств различают срочные сертификаты и сертификаты до востребования; по срокам действия различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные сертификаты; по особенностям регистрации и обращения различают именные сертификаты и сертификаты на предъявителя. Для оценки инвестиционных качеств сберегательных сертификатов используются такие показатели: надежность банка-эмитента, оценка характера обращения сберегательного сертификата на фондовом рынке, условия эмиссии сберегательного сертификата.
Инвестиционные сертификаты являются ценной бумагой, которая выпускается исключительно инвестиционным фондом или инвестиционной компанией. Такой сертификат предоставляет право собственнику на получение дохода в виде дивидендов. По особенностям регистрации и обращения инвестиционные сертификаты делятся на именные и на предъявителя; по видам эмитентов различают сертификаты открытых инвестиционных фондов, закрытых инвестиционных фондов, инвестиционных компаний. Открытые инвестиционные фонды создаются на неопределенный период и осуществляют выкуп своих сертификатов в сроки, обусловленные инвестиционной декларацией. Закрытые инвестиционные фонды создаются на определенный период, а расчеты по сертификатам осуществляются по окончанию деятельности фонда. Инвестиционные компании осуществляют торговлю ценными бумагами и привлекают для этого средства путем эмиссии акций. Инвестиционные качества инвестиционных сертификатов зависят от характеристик эмитента, условий обращения сертификата и их ликвидности на фондовом рынке.
Эффективность финансовых инвестиций определяется на основе сравнения дохода или другого эффекта и затрат. Затратами являются средства, инвестированные в разные фондовые инструменты. В качестве дохода или эффекта выступает разница между реальной стоимостью отдельных фондовых инструментов и суммой средств, инвестированных на их приобретение. Так как эффект или доход от инвестиций может быть получен только в будущих периодах, то он должен быть дисконтирован в текущую стоимость На будущую стоимость отдельных фондовых инструментов влияет, во-первых, сумма будущего денежного потока от конкретного вида фондового инструмента, во-вторых, размер дисконтной ставки, используемой в оценке текущей стоимости будущего денежного потока.
Формирование денежного потока для финансовых инвестиций имеет такие особенности: нет амортизационных отчислений, нет производственных затрат, поэтому чистая прибыль равна чистому дохода (совокупный доход – налоги). Для облигаций, сберегательных сертификатов и аналогичных кредитных инструментов сумма будущего денежного потока состоит из процентов по активам и суммы актива на момент выплаты. Существует 3 варианта формирования денежного потока для этих инструментов: без выплаты процентов по фондовому инструменту (доход является исключительно разницей между номинальной стоимостью инструмента и реальной его ценой), с периодичной выплатой процентов и погашением в конце определенного периода, с выплатой всей суммы процентов при погашении в конце определенного периода. По акциям и инвестиционным сертификатам формируется в зависимости от таких условий: при использовании фондового инструмента на протяжение неопределенного периода денежный поток формируется исключительно за счет дивидендов; при использовании фондового инструмента на протяжение обусловленного периода денежный поток формируется за счет дивидендов и курсовой разницы. Различают фондовые инструменты со стабильным уровнем дивидендов, с постоянно растущим уровнем дивидендов, с непостоянным уровнем дивидендов. В качестве дисконтной ставки, которая используется при оценке текущей суммы будущего денежного потока, чаще всего используется норма текущей доходности. Эта норма формируется под влиянием ставки ссудного (кредитного) процента на денежном рынке, прогнозируемого уровня инфляции, премии за инвестиционный риск.
Дивидендная политика связана с распределением чистой прибыли. Цель – оптимизация пропорций между потребляемой и капитализируемой частями чистой прибыли с целью максимизации общей стоимости компании.
Основные этапы дивидендной политики:
- Науково-теоретичні проблеми і головні напрямки розвитку сучасної економічної науки.
- Методологія сучасної економічної теорії та її парадигма.
- Теорії лібералізму ті їх еволюція. Критика мейнстриму в сучасній економічній теорії.
- 4. Напрямки розвитку нової інституціональної економічної теорії.
- 5. Нова політична економія: методологічні принципи та теоретична концепція.
- 6. Розвиток теорії господарства і форми суспільного господарювання: ієрархія та спонтанний порядок.
- 7 . Людина в економічній системі та моделі її економічної поведінки.
- 8 . Відносини власності та влади в системі господарювання.
- 9. Методологія наукового пізнання: принципи та методи.
- 10. Теоретичне та емпіричне пізнання: поняття та головні характеристики.
- 11. Рівні економічних досліджень та їх структура.
- 12.Методи збору емпіричної інформації, їх особливості та недоліки
- 13.Загальнологічні та теоретичні методи наукового дослідження, особливості їх використання в наукових дослідженнях.
- 14.Соціально-історичні типи та стадії економічного розвитку. Моделі економічного зростання.
- 15.Неокласична теорія та інституційна економіка: порівняльний методологічний і теоретичний аналіз.(!)
- Глухие углы неоклассической теории конкуренции
- 16.Ринкова концентрація: форми, напрямки, рушійні сили та способи вимірювання.
- Показатели концентрации
- 17.Теорія квазіконкурентних ринків як методологічна основа розробки антимонопольної політики держави.
- 18.Основні завдання та особливості антимонопольної (амп) України.
- 19.Бар’єри входу на ринок та виходу з ринку: аналіз особливостей в українській економіці. Вплив на конкуренту поведінку підприємства.(!)
- 20.Інституційна теорія держави: функції, «провали» та «межі дії» держави.
- 21.Еволюційна та революційна динаміка інституціональних структур. Эволюционная и революционная динамика институциональных структур
- 22.Функції держави як інституційної структури.
- Методологія р.Коуза для визначення меж організації та ринку.
- 24. Нормы как результат рационального выбора и детерминанты действий экономических агентов
- 25. Фірма в теоретичних концепціях класиків і неокласиків. Х.Демсець «Ще раз про теорії фірми».
- Демсец х. «еще раз о теории фирмы»
- 1. Совершенная децентрализация
- 2. Некоторые проблемы теории фирмы на основе трансакционных издержек.
- 4. Фирмообразная структура.
- 5. Знания и организация специализации
- 26 . Управлінська теорія фірми: сутність та головні відмінності від інших концепцій. Ф.Махлуп. «Теорії фірми: маржиналістські, біхевіористські, управлінські».
- Махлуп ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихивиористские и управленческие»
- 27. Фірма в теоріях поведінки. Повна і процедурна раціональність. Г.Саймон. «Теорія прийняття рішень в економічній теорії».
- Саймон г.А. «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении»
- 28. Фірма в теорії трансакційних витрат р.Коуз «Природа фірми».
- Коуз «Природа фирмы»
- 29. Асиметричність інформації та опортуністична поведінка: нові підходи до аналізу фірми. О.Е. Вільямсон «Вертикальна інтеграція виробництва: міркування з приводу невдач ринку».
- 1. Положительные доводы в пользу интеграции.
- Фірма як мережа контрактів. Специфічність активів. О.Е. Вільямсон. «Логіка економічної організації».
- 31. Інституційна парадигма фірми: особливості методологічних та теоретичних підходів до аналізу.
- 32. Фірма в теоріях прав власності та агентських відносин.
- 33. Фірма в еволюційній теорії економічних змін.
- 34. Необходимость, сущность и основные составляющие стратегии предприятия в современных условиях
- Инновации.
- 35. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия
- Коммерческая конкурентоспособность
- 36. Характеристика основных моделей стратегического портфеля предприятия
- 37. Стратегии роста предприятий: внешний и внутренний рост
- 1) Количественный
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 38. Стратегии взаимодействия фирм
- 1. Стратегия сговора
- 2. Стратегия альянсов
- 3. Стратегия симбиотических партнеров
- 4. Стратегии предоставления полномочий
- 39. Базовые модели и концепции корпоративных финансов в современной экономической теории
- 40. Теоретические основы и критерии принятия финансовых решений предприятий
- 41. Теория структуры капитала и оптимизация источников финансирования компании.
- Правило минимального финансового равновесия:
- Оптимальное соотношение собственного и заемного капитала – правило 50 х 50.
- Оптимальное соотношение в распределении прибыли:
- 42. Финансовые механизмы инвестиционной и дивидендной политики компании.
- Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Все факторы делятся на факторы:
- Выработка типа дивидендной политики с учетом факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. Различают 3 типа дивидендной политики:
- 43. Финансово-ориентированная концепция развития в современной экономической науке.
- 44. Модели финансовых систем и их сравнительные преимущества
- 45. Вплив моделі фінансової системи на соціально – економічний розвиток країни.
- 46. Міжнародне податкове планування та форми організації підприємницької діяльності (партнерство, корпорації). S-корпорації. Пірамідальна структура тнк.
- 47.(?) Інституціональьна структура фінансової системи. Інституціональні проблеми та інституціональні адаптації фінансового ринку в умовах асиметрії інформації та викривлення інституційних стимулів.
- 48.(?) Інституційні чинники формування ринкової моделі фінансової системи України
- 49. Економічна теорія фінансової поведінки домогосподарств.
- 50. Еволюція теоретичних концепцій економічної організації
- 1. Классическая теория организации
- 51. Сучасні тенденції оррганізаційних змін та чинники ефективної організації
- 52. Механізми та моделі ефективного функціонування економічної організації (1)
- 53. Адаптаційні можливості та перспективні форми ефективної економічної організації
- 54. Представники інституціоналізму про самосоціалізацію великих корпорацій як складову економічних систем
- 55. Роль теорії соціального партнерства в сучасній економічній науці
- 56. Формування і розвиток теорії соціалізації економічних систем.
- 57. Особливості функціонування соціально орієнтованих систем: методологія, теорія, практика.
- 58. Теоретичні засади дослідження об’єктивності формування і розвитку тіньової економіки. (не знаю от куда это брать)
- 1. Теневая экономика как явление экономической и общественной жизни.
- 59. Особенности корпоративной благотворительности в Украине как составляющей социальной ответственности компаний и корпораций.
- 60. Сутність та особливості стратегічних альянсів
- 61. Межфирменная кооперация: теоретическое обоснование в теориях р. Коуза и о. Уильямсона.
- Внутренняя организация: положительные аспекты:
- Соображения по поводу неудач рынка
- 62. Ефекти історичної обумовленості розвитку.
- 63. Типологія соціальної поведінки м. Вебера. Теорія неповної раціональності
- 64. Характеристика неокласичних теорій економічного циклу, теорія реального економічного циклу
- 65. Характеристика посткейнсіанських моделей економічного зростання
- 66. Характеристика постнеокласичних моделей економічного зростання